Проблема помощи детям с ОВЗ приобрела в последние годы особую актуальность. По данным Министерства образования РФ, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации, и около 35% из них обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в младшей группе детского сада. Особое место среди этих детей занимают именно дети с ОВЗ, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности. В этой связи приобретает особую важность дифференцированный подход к определению условий обучения детей данной категории и их психологическое сопровождение на всех этапах обучения.
Работа психолога образовательного учреждения определяется не просто как оказание психологической помощи, поддержки детей, испытывающих трудности в обучении, а рассматривается именно как психологическое сопровождение детей на всех этапах обучения. Это сложный процесс взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребенка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные и профессиональные аспекты.
Осуществляя психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, психолог проводит индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную работу с обучающимися; экспертную, консультационную, просветительскую работу с педагогическими работниками и родителями по вопросам развития, обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении; участвует в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения. Педагог-психолог планирует свою работу с учётом основных направлений деятельности.
Необходимо в школах осуществлять психологическое сопровождение учебно - воспитательного процесса, так как психолог проводит большую диагностическую работу, профилактическую, коррекционную работу с обучающимися.