3.Развивать умение строить монологическое высказывание на публицистическую тему.
1.Организация повторения теории написания сочинения-рассуждения путем самовосстановления учащимися предыдущих знаний через систему опорных конспектов-схем.
2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся через систему творческих заданий.
3. Развитие культуроведческой компетенции учащихся через интеграцию с уроками искусства.
Тема сегодняшнего урока довольно актуальна для каждого сидящего здесь ученика. Каждый из вас знает, что на выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Когда кого-либо хотят убедить в правильности своей точки зрения, то произносят: «Как говорили древние…» или «Не каждый, наверное, знает древнегреческую мудрость …» так поступлю сегодня и я.
Тема урока «Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ». Вот мой первый аргумент, касающийся актуальности темы урока. Древнегреческий философ Менандр утверждал: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться». Именно это вам будет так необходимо в решающий для вас момент. А Сократу - первому из трех выдающихся мыслителей эпохи высокой классики Древней Греции – принадлежат слова: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен, тем более что речь бывает как устной, так и письменной. И мне очень хотелось бы, чтобы учитель, проверяющий вашу работу, увидел, вас, как человека эрудированного, мыслящего, умеющего владеть речью.
1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста.
2. Убедительно её доказать (привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт).
3. Сформулировать позицию автора.
4. Высказать свою точку зрения.
5. Изложить мысли грамотно, последовательно и связно. Ваше сочинение может быть оценено высокими баллами, если вы правильно выявите и сформулируете проблему текста и позицию автора по данной проблеме. Поэтому небольшой экскурс в Часть С.
Когда-то Аристотель утверждал, что «речь слагается из трех элементов: из самого автора, из предмета о котором он говорит, и из лица к которому он обращается». Вы уже понимаете, что эти «три элемента» - автор, тема и читатель.
2. Что значит работать с исходным текстом? ( Составить слайд и прокомментировать его может один из учеников либо сам учитель).
3. Делаем вывод. Итак, сочинение должно рассматривать исходный текст в 4-x аспектах:
1) проблема, поставленная в исходном тексте; (комментарий ученика)
2) комментирование проблемы исходного текста; (комментарий ученика)
3) авторская позиция; (комментарий ученика)
► Комментарий учителя: задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема (это потерянные баллы по критерию 1) приведет к фактическим ошибкам в комментарии (критерий 2).
1.Учитель. Что такое проблема?
Ученик. Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Её можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Она имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.
Учитель. Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:
1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);
2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения). Это более простой путь.
Проблемы текстов, предлагаемых для анализа выпускникам ЕГЭ по русскому языку.
n Человек и общество.
n Проблемы экологии.
n Проблемы семьи.
n Смысл человеческой жизни и предназначение человека.
n Связь поколений, проблема отцов и детей.
n Судьба Родины, её прошлое, настоящее и будущее.
n Проблема сохранения родного языка.
n Проблема сохранения исторических корней.
n Роль искусства, литературы в жизни человека.
2.Учитель. Что значит «прокомментировать» проблему?
Ученик. Нужно подумать о том, насколько актуально то, о чем пишет автор; кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если это возможно, то можно коснуться «истории вопроса», т.е. коротко рассказать о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской. Необходимо изложить собственные мысли по
данной проблеме с учетом авторских аспектов, так как комментарий должен объяснить авторский взгляд на поставленный вопрос.Существуют определённые виды комментариев:
контекстуальный
-концептуальный
Учитель. Комментируя основную проблему можно воспользоваться этими речевыми оборотами:
1. Проблема заставила меня
2. Заняться её глубоким изучением
3. С горечью понять, что…
4. Иронично относиться к…
5.Отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или её отсутствие)
6. Испытать потребность в чём-либо.
Прежде чем ответить на вопрос как комментировать необходимо, подумать о том:
1. К какой категории относится избранная автором проблема
2. Насколько она злободневна
3. Что делает её злободневной
4. Традиционна ли эта проблема или нова
5. Если традиционна, то, какие точки зрения есть по её поводу
6. Если нова, то, что стало причиной её появления, жизнеспособна ли она, объясни, что позволяет сделать такие выводы
7. Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме
8. Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего Отечества, не безразличный наблюдатель, а человек активной жизненной позиции, интернационалист, глубокий знаток человеческой души.
Учитель. Чего не должно быть в комментариях.
- Пересказа исходного текста или любой его части.
- Рассуждений по поводу всех проблем текста.
- Комментариев о действиях героев текста.
- Общих рассуждений о тексте: тебе нужно прокомментировать одну из проблем.
Ученик. Следует отметить, что в этой части сочинения также возможны как минимум два способа изложения материала:
1) от частных фактов к формулировке проблемы.
2) от формулировки проблемы к комментарию.
3. Как выявить позицию автора?
Учитель. Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.
Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?».
Продолжаем работу. 4-й аспект – это…
4) собственное мнение, подкрепленное двумя развернутыми аргументами. Это материал нашего сегодняшнего урока. Обратимся к критериям, кстати, дети должны быть с ними хорошо знакомы.
4. Критерий 4 (аргументация учеником собственного мнения по проблеме).
►Анализ выполнения задания Части. С (мнение экспертов):
Учитель. Этот критерий касается оценки изложения выпускником собственного мнения, и качество выполнения этого задания напрямую связано с пониманием проблемы исходного текста и позиции автора – именно в этом случае ученик получает возможность для рассуждения, изложения собственного мнения, возможность вступления с автором в диалог. Однако собственное мнение ученика должно быть аргументированным, доказательным. Выпускник вправе согласиться или не согласиться с мнением автора, но в любом случае его рассуждения должны быть подкреплены аргументами.
Высший балл – 3– ставится в том случае, если экзаменуемый изложил свое мнение о проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с мнением автора), и аргументировал его, приведя не менее двух аргументов из своего жизненного и читательского опыта, Несомненно, аргумент, приведённый из художественной литературы, будет оценён экспертом в 2 балла. Данное требование, несомненно, апеллирует к умственной и гражданской зрелости ученика, к широте его кругозора, начитанности, общему уровню образованности, умению логически мыслить.
Ученик. Анализируя результаты выполнения задания, касающегося изложения собственного мнения, следует помнить о том, что более строгими стали требования к качеству его выполнения: так, формальная позиция экзаменуемого (я согласен,/не согласен с мнением автора) не учитывается как достойная положительной оценки хотя бы в один балл. Типичным затруднением учащихся при выполнении этого задания является неумение найти аргументы для обоснования собственной точки зрения.
Итак, что значит написать сочинение в соответствии с требованиями ЕГЭ?
Это умения – способность понимать другого и возможность рассказать о себе, о своём видении мира, это умение вступить в диалог с автором текста.
5. Обратимся к словарю (а это еще один веский аргумент).
• Аргумент – довод, основание (или их совокупность), приводимые в доказательство высказанной мысли.
• Аргументировать – т.е. приводить доказательства, аргументы.
• Фоновый материал – материал, который использовал экзаменуемый для доказательства собственного мнения (исторические, литературные, научные и др. факты, события, цитаты, примеры из собственной жизни…).
6. Учитель. Как аргументировать свою позицию?
Ученик. В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации — убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств. (Слайд, прокомментировать который тоже может ученик.)
Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:
• тезис (положение, которое надо доказать);
• аргументация (доказательства, доводы);
• вывод (общий итог).
От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что...», то есть между тезисом и аргументами, также между отдельными аргументами должна быть установлена логическая и грамматическая связь. Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса. Существуют определённые виды аргументов:
-логические (выводы науки, статистика, законы природы, положение юридических законов, официальных документов, свидетельства очевидцев)
-иллюстративные (литературный пример)
- предположительные (ссылки на авторитет: мнение учёного, философа)
Комментарий учителя
Аргументы «за» должны быть:
• правдивыми, опираться на авторитетные источники;
• доступными, простыми, понятными;
• отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.
Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:
• Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...
• Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...
Учитель. Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе — по силе возрастания. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным.
Правила, касающиеся абзацного строения текста:
1.Предложения, заключающие в себе основные мысли текста.
Они обычно начинаются вводными словами (итак, следовательно.)
2.Предложения, заключающие в себе новую информацию по сравнению
с предшествующим предложением.
3.Предложения, заключающие в себе одну информацию.
4.Предложения, начинающиеся местоимениями он, она, оно
Ученик. Абзацные предложения составляют канву текста.
Если абзацное членение сделано правильно, то при прочтении написанного сочинения только по абзацным предложениям получится связный текст. Отсутствие абзацев или, наоборот чрезмерно мелкое абзацное членение является недостатком сочинения. Абзац позволяет показать его логическое членение, помогающее восприятию содержания.
7. Учитель. Что можно считать читательским, а что жизненным опытом? Ваше мнение?
► Комментарий учителя
Данные аргументы можно ввести в сочинение в виде цитаты, факта, примера, основанного на «+» или «-» образце и т. д.
Домашняя работа.
1.Прочитайте предложения и выполните задания.
1.Он принадлежал к тем счастливым избранникам, которые глубокий ум сочетают с необыкновенной тонкостью, изяществом мысли и внутренней свободой. 2. Паустовскому всегда была присуща невыразимо прелестная скромность, которая при блистательном таланте составляет одно из свойств его обаяния. 3. И все это соединялось в нём с сердечностью, душевной щедростью и благожелательностью к людям.
(Р.Фраерман).
- Расположите предложения так, чтобы получился текст.
-
О чём говорится в данном тексте?
- О любви к родному краю
- О богатстве и красоте русского языка.
- О выдающемся русском писателе Паустовском
- О трагической судьбе художника в современном обществе.
3.Какова главная мысль этого текста?
- В истинном художнике талант всегда сочетается с духовной красотой
- Красота окружающего мира доступна лишь избранным
- Бессмертные творения вдохновенного певца русской природы всегда будут волновать наши сердца
- Произведения Паустовского отличаются естественной простотой и самобытностью.
4.Запишите текст по клише.
В этом тексте автор рассказывает о ………………………
Он показывает, что………………….
3.Совместная работа с текстом. Анализ текста. Создание сочинения-рассуждения.
Учитель. Что такое красота? Одинаково ли мы воспринимаем красивое? Можно ли оценить красоту? Меняются ли со временем представления о красоте?
Я предлагаю вашему вниманию текст.
Часто мы называем красивым то, что соответствует нормам и идеалам нашего времени. Идеалы и мода у каждой эпохи свои. Но есть красота нетленная, непреходящая,
к которой человечество обязательно возвращается. Нас никогда не перестанут
радовать пропорции Парфенона, гармоничность и единство с природой церкви Покрова на Нерли. Я огорчаюсь всякий раз, когда слышу фразу: «На вкус и цвет товарищей нет…» Как раз обратное – удивляешься тому, как много людей одинаково оценивают красоту.
(По Л.Мигдалу)
Учитель. Какое из высказываний вы бы выбрали в качестве эпиграфа к этому тексту?
Красота не прихоть полубога,
А хищный глазомер простого столяра.
О.Мандельштам.
И пусть черты её нехороши
И нечем ей прельстить воображенье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
А если это так, то, что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н.А.Заболоцкий.
Чему бы жизнь нас не учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть не скудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Ф.Тютчев.
Чтобы не нарушить, не расстроить,
Чтобы не разрушить, а построить.
В.Высоцкий.
Учитель. К кому стилю речи относится текст?
• Публицистический
• Научный
• Разговорный
• Официально - деловой
Учитель. Каков тип речи текста?
• Описание с элементами рассуждения.
• Рассуждение
• Повествование
• Повествование с элементами описания
Учитель. Какие средства
выразительности не используются в этом тексте?
• Фразеологизмы
• Ряды однородных членов
• Ряд вопросительных предложений
• метафора
2.Напишите сочинение – рассуждение по данному клише.
1. Вступление. Обозначим тему.
Что такое красота, наверное, это одно из самых
загадочных понятий в истории культуры.
над этим вопросом размышляли многие поколения
людей: художники, скульпторы, поэты стремились постичь
тайны красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова её роль
в жизни человека заставляет задуматься текст.
2.Комментарий к проблеме исходного текста.
Автору удалось привлечь внимание к данной проблеме благодаря…
3.Отражение позиции автора исходного текста.
Автор стремится быть услышанным и понятым нами. С этой целью использует…
4Аргументация собственного мнения по проблеме.
Читаешь текст и невольно вспоминается…
Аргументируя свою точку зрения хотелось бы…
5. Заключение.
Однако красота не вечна, её нужно оберегать….
3. Итог урока. Сегодня на уроке мы научились
1.Определять последовательность анализа исходного текста.
2.Научились анализировать тексты и писать собственные сочинения.
3.Пополнили свой словарный запас словами и выражениями, необходимыми для успешного написания сочинения- рассуждения.
4. Домашнее задание.
1.Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично - растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастье!- как будто говорил этот дуб. И как не надоест вам все один и тот же глупый, бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мёртвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они – из спины, из боков. Как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам».
(Л.Н.Толстой).
2.Подобрать из разных источников аргументы к тексту.
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
Спасибо, замечание верное, презентации созданы давно, сейчас бы я так не сделала! Самое главное- это материал урока, который помогает многим научиться писать сочинение. Всем успехов!
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
Ирина Викторовна, Вам тоже огромное спасибо за то, что не поленились оставить комментарий к уроку. Очень рада, что урок необходим и помог уже многим учителям.
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
Елена Владимировна, Вам спасибо за оценку моего урока.
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
Ирина Александровна, большое спасибо за добрые слова!
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
Большое спасибо, за то, что оценили мой урок.
На: Подготовка К ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Часть С.
Здравствуйте, Марина Юрьевна! Спасибо за красивую презентацию, подробный конспект урока. Непросто научить школьников анализу текста. Вы помогли мне и моим ученикам в подходе к аргументам. Желаю успехов! Наталья Николаевна.