Submitted by Людмила Иринарховна Саватеева on Wed, 13/01/2010 - 21:27
1.Организация учащихся.
2.Актуализация знаний.
Звучит песня "Криницы".
3 ученика в костюме капелек воды читают стихи:
Капля1.
.Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Капля2.
В луже,в морое,в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Капля3.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется,
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Капля4.
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли,что вода-
Наша спутница всегда.
Все.
Без воды вам не умыться,
Ни наесться,ни напиться!
Учитель:
Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
Мать -водица---всему царица. С момента зарождения человечества считалось,что жизнь состоит из 4 элементов:земли,воздуха,огня и воды. На гербе водяного царства можно написать слова: "Никому не уступлю!" Смысл ее-великая роль воды в жизни Земли. А сейчас проверю ваше знание о ней.
3.Тестирование о свойствах воды.
1)Лед и снег-это вода..
а)в твердом состоянии;
б)в жидком состоянии;
в)в газообразном состоянии.
2)Что происходит с водой при нагревании?
а)вода сжимается при нагревании;
б)вода расширяется при нагревании;
в)изменений с водой при нагревании не происходит.
3)За счет чего зимой могут лопаться водопроводные трубы ?
а)вода,превращаясь в лед,расширяется;
б)вода,проевращаясь в лед,сжимается;
в)повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.
4).Ты вымыл пол в классе.Почему через некоторое время он стал сухим?
а) вода с поверхности пола испарилась;
б)вода впиталась в поверхность пола;
в) вода осталась на подошвах обуви учеников,которые ходили по классу.
5).Проследите двидение капельки воды,выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? (Какая из цепочек превращений верна?
-Это можно увидеть утром или вечером,когда остывает теплый воздух (туман)
-Водоем(озеро)
-Различное состояние воды (твердое,газообразное,жидкое)
-Условие,при котором вода может менять свое состояние (температура).
Правильно!Получилось предложение :"Берегите воду!".Это и тема нашего урока. (Сообщение цели урока) Девизом будет:Спаси себя ,человече,
Сыне ,родимый,спаси!
Чтоб реки текли,а не речки
По нашей великой Руси!
М.Рудаков.
5. Высказывания великих людей о простой воде.
"Капля воды дороже золота" Д.Менделеев.
"Нет на земле напитка лучше,чем стакан чистой холодной воды." В.Песков.
"Вода-красота природы" С.Аксаков.
"Вода!..У тебя нет ни вкуса,ни цвета,ни запаха,тебя невозможно описать,тобой наслаждаются ,не ведая,что ты такое! Ты-сама жизнь. с тобой возвращаются все силы,с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высокие родники нашего сердца. Ты- самое большое богатство на свете.."Антуан-де Сент Экзюпери.
Представьте летний знойный день. Хочется пить. И вдруг перед тобой маленькое чудо природы-родник и глоток этого студеного кристально-чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей-отчего дома,края,где вырос,Родины.Недаром у слов Родина и родник общий корень.
Какой?(род)
Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой воде.(Сообщения детей)
-У русского человека напоить путника-не услуга,не проявление доброй воли хозяина,а долг.За воду спасибо говорят. "Плевать в колодец-все равно,что в лицо матери",говорили на Руси.
-Кружку холодной воды-первое,что попросит уставший путник переступив порог гостеприимного армянского дома.Впрочем,даже без просьбы ему предложат глоток воды.
-У туркмен существует обычай здороваться с водой: "Здравствуй,уважаемый колодец! Мой руки и лицо умой.Дай кружку воды для гостя"
-А марийцы говорят так:"Дорогой родник! Я пришел за твоей водой ,дай мне ее для здоровья! "
В республике МАрий Эл существует организация "Марий ущем",которая была инициатором конкурса 2Памаш шинча".Экспедиция под руководством Степановой И.А. посетила знаменитые родники РМЭ. Показ презентации"Родники "В основном были родники Советского,Куженерского,Новоторъяльского,Волжского районов .
6.Физкультминутка (под шум воды) для глаз.
7.Защита экологических проектов "Водные ресурсы Республики Марий Эл":
а)Водоемы Республики Марий Эл.
б)Интересные факты о воде.
8.Работа с физической картой Республики Марий Эли России.
-Какие реки протекают по территории нашей респуьлики?
-какие озера вам известны7
А теперь перенесемся на карту России.Здесь тоде мы видим мног рек,озер,морей,океанов. Моря и океаны нашей планеты занимают 3/4всей территории,а суша-1/4.А какая нам нужна вода? Правильно,пресная.Пресной воды в природе не так и много. на каждые 100л воды приходится 2л пресной .соленой воды в 50 раз больше,чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находиться в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Они содержат 2/3 запасов питьевой воды,оставшаяся 1/3 содержится в реках и озерах. В озере Байкал,самом глубоком мире ,содержится пресной воды больше,чем во всех пресных озерах земного шара.Соотношение воды мы видим на диаграмме: 97%-соленая,2%-ледники,1%-пресная вода.
9. Беседа о бережном отношении к воде.
При утечке воды из крана за сутки набегает 1 ведро-Сколько наберется за неделю? За месяц?
-Как надо расходовать воду,когда умываешься,стираешь,моешь пол?
-Наши ребята выполняли экологический проект "Школа хозяина".Они узнали сколько денег платит школа за воду за 1 месяц,за 1 год,где и сколько счетчиков для воды установлено у нас,как наши воспитанники берегут воду? (2 ученика защищают проект)
10.Беседа о недостатке воды на Земле.
В нашей стране в центральных и южных районах не хватает воды,ее привозят не хватает Нью-Йорку,Парижу,Гонконгуи др. странам Почему?С ростом населения,строительством городов,увеличением посевных участков мы берем боды больше. Только берем чистое,а отдаем грязное.В реки и озера сбрасываем промышленные отходы и канализационные стоки,ядохимикаты с полей.Об этом расскажет следующий проект "Загрязнение водоемов" (ученик защищает проект)
11. Сценка "Сказка о золотой рыбке" (на экологический лад)
12.Водоохранные меры в России.
Вода с каждым годом становится грязнее и грязнее.Люди стали чаще болеть.Но не перевелись еще в России добрые,заботливые люди.Даже школьники нашего города ведут большую природоохранную работу.Они участники 1 Всероссийского конкурса водных проектов "Чистая капля воды",Российского Национального конкурса водных проектов.Посмотрите фрагменты из этого конкурса (Фильм "Чистая капля воды" )
Очень хорошо очищают воду крабы (краб Пасифастакус),которые пожирают отходы и сорные речные растения,травы;мидии,которые питаются загрязняющими воду веществами. На предприятиях строят очистные сооружения. В Волжске их 2
-А как вы сможете помочь воде? (рассказы детей0
13.Работа с выставкой книг и рисунков.
14.Экологический проект "Загадки о воде".
15.Обобщение по уроку. Вода-это жизнь. Мы должны ее беречь. Наша планета-наш дом,и каждый из нас в ответе за ее будущее. Вслушайтесь в журчание воды. Может быть она просит от тебя помощи и ей нужны твои заботливые руки. Исполняется песня на мотив "Мы желаем счастья вам"
В мире,где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Паутиной Интернета
Опутан шар земной.
Песнь хвалебную поем воде,
Без нее нет жизни на Земле,
Так давайте дружно все
Защищать ее!
Будет пусть всегда вода
Пусть приносит радость она,
Как без нее прожить
Нам всем долгие года?
Пусть цветет планета вся,
И задача наша друзья-
Ее любить,хранить
Будет пусть всегда вода!
16.Оценка деятельности учащихся на уроке (проекты по номинациям)