Тема: Фантазии Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» Части 1-2.
Цели: Систематизировать знания учащихся о сказочных повестях. Развивать навыки осознанного чтения, познакомить с творчеством Астрид Линдгрен. Развивать фантазию, воображение, умение давать полный, связный ответ. Учить «видеть» и чувствовать за строками произведения глубокий смысл.
Ход урока.
IОрганизационный момент.
-Здравствуйте, ребята.
-Этот урок я хочу посвятить вашим родителям. Ведь они когда-то были маленькими, любили сказки и приключения, мечтали отправиться в волшебную страну и придумывали свой сказочный мир.
IIАктуализация знаний.
-Слова спрятались, но от вас им не укрыться. Найдите их скорее!
Слайд 1
ЧКЛЕРНОПССКАЗОЧНЫЕ
ЩИГЦЧЕЛОВЕЧКИРОИПА
-Какие слова вы прочитали? (Сказочные человечки.)
-Откуда эти слова? (Это название раздела, который мы читаем.)
-Чем сказочные человечки отличаются от нас с вами?
-Я предлагаю вспомнить, каких сказочных человечков мы уже повстречали.
Игра: Назови, кто?»
Слайд 1
· Был обманут в стране дураков.
· Правил страной, в которой жил Чиполлино.
· Владел волшебным кольцом.
· Он сочинил шумелки, пыхтелки, вопелки.
(На доске открываются фото героев.)
-А теперь отправимся в бюро находок.
«Бюро находок»
Слайд 2
-Скажите, кто потерял эти предметы, назовите сказку и кто ее придумал?
Кирпич – кум Тыква, «Приключение Чиполлино», Дж. Родари.
Шляпа-цилиндр – волшебник, «Шляпа волшебника», Т. Янсон.
Кольцо – Бильбо, «Хоббит», Дж. Толкин.
Рукав от рубашки – Пьеро, «Приключения Буратино», А. Толстой.
· Что общего между этими произведениями?
· Какие сказочные приметы в них есть?
· Назовите признаки повести.
Слайд 3 (Дети складывают в мешок необходимые признаки)
-Это очень интересные произведения. Почему их поместили в учебнике «Маленькая дверь в большой мир»?
-Чему они вас учат?
Слайд 4
-Мы открыли не все лучи потому что не прочитали ещё одну сказочную повесть. В конце урока мы вернёмся к нашему солнышку
IIIПроверка домашнего задания
-Какие советы – рекомендации вы составили дома???
(Дети зачитывают свои советы)
-Совет – рекомендация учителя.
-Сегодня мы начинаем читать последнюю сказочную повесть из раздела «Сказочные человечки». Которую я очень советую вам прочитать целиком. Почему? Причин две. Во–первых, её героев многие из вас знают и любят, но чаще не по книге, а по мультфильмам. Во–вторых, автор этой книги шведская писательница Астрид Линдгрен – настоящая фантазёрка и выдумщица, поэтому её книги увлекательны и необычны.
Итак, хотите познакомиться с новой сказочной повестью?
IVРабота с текстом. Чтение отрывка из сказочной повести
1.Работа с текстом до чтения
Передо мной лежит интересная книга. Вы все хорошо знаете её главных героев. Начинается она с таких строк (читаю отрывок из книги стр. 4 первый абзац)
Мы уже читали о гномах и хоббите, куклах, но никто из них не умел летать, помните, как хотел стать тучкой Вини – Пух, как катались на тучках Мумми-Троли? Но разве могут сравниться с ними приключения летающего человечка?
2.Работа с текстом во время чтения.
Дети читают 1-ю часть про себя, самостоятельно.
Вопросы после чтения:
-Вначале текста писательница 6 раз повторила обыкновенный. С какой целью?
-Почему все дети названы по именам, а малыш – нет.
-Прочитайте, как выглядит совсем обыкновенный мальчик.
-Если малыш совсем обыкновенный, то Карлсон во всём необычен. Расскажите о нём.
-Давайте заполним таблицу: что мы уже знаем о Карлсоне и что нам предстоит узнать.
Слайд 5
-Только малыш знает о существовании Карлсона. Взрослые его не замечают. Чем взрослые отличаются от детей?
Но пора узнать, как же познакомились Малыш и Карлсон. Прежде чем мы начнём читать текст дальше, послушайте, в какой день это случилось. (учитель читает отрывок из книги стр. 7)
-Что расстроило Малыша в этот день?
-Каким он себя чувствовал?
-Можем ли мы сказать, какой был Малыш?
Чтение части 2 (Диалог с автором, комментированное чтение).
·…услышал какое-то слабое жужжанье.(В.Интересно, что это за жужжанье? О. Ответы-предположения детей.)
·…пролетел толстый человечек.(П.)
·…окинул Малыша внимательным, долгим взглядом…(В. Почему так долго и внимательно Карлсон смотрит на Малыша? О. Ответы-предположения детей.)
·…повернул назад, к окну. (Очевидно, Карлсон понял, кому он сейчас нужен.)
·Потом третий…( В.Чего добивается Карлсон? О. Ответы-предположения детей.)
·…дух захватило (было трудно дышать от избытка чувств, от сильных переживаний)
·…побежали мурашки (В. Отчего?)- ведь не каждый день мимо оконпролетают маленькие, толстые человечки (П.).
3.Работа с текстом после чтения. Обобщающая беседа.
-Расскажите, как познакомились Малыш и Карлсон?
-Что мы узнали о Карлсоне из прочитанной части? Вернёмся к таблице.
Правильно, мы узнали черты характера.
-Узнали мы, как автор относится к Карлсону?
Одни ребята говорят «да», другие - «нет».
-Какой вопрос у вас возникает?
-Кто из нас прав?
Дети отвечают: «На странице 160, 2 часть заканчивается словами – маленькие, толстыечеловечки. Значит автору нравится Карлосн.
- Вот видите, сколько важной информации может заключаться в одном слове!
- Что узнали про речь и фразы героя?
-Оставим это на следующий урок.
VIИтог урока
Прочитайте слова Астрит Лингрен:
«Ничего великого и примечательного не свершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого – либо человека».
-Как вы понимаете эти слова?
-Что же свершилось однажды в фантазии Малыша?
-Вы поняли, в какие минуты появился Карлсон в жизни Малыша? А у вас бывают такие минуты ?
-Что мы посоветуем детям делать в минуты одиночества? (фантазировать мечтать)
Вернёмся к сказочным повестям.
-Чему учит нас повесть «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»? (открывают оставшиеся 2 луча)
Слайд 6
-Какое эмоциональное состояние вы пережили на уроке?