Знакомство с творчеством шведской писательницы А. Линдгрен через проектную деятельность
Submitted by Мария Ивановна Cергеева on Tue, 05/01/2010 - 13:58
Знакомство с творчеством шведской писательницы А. Линдгрен через проектную деятельность Работаю в школе учителем начальных классов более 20 лет. Тема самообразования, над которой я работаю, звучит так: «Привитие интереса к чтению через активизацию познавательной деятельности». Я не случайно взяла это направление – имеется в виду, почему именно уроки чтения. Эта тема сейчас является наиболее актуальной. Потому что все мы понимаем, что интерес к чтению снизился, читать стали меньше. Причиной этому является телевидение, компьютеры, Интернет. Но, тем не менее, мы все понимаем, что чтение является одним из основных уроков в начальном звене, способствующих успешному обучению не только в начальных классах, но и в старших тоже. Поэтому меня волнует вопрос: Как сделать так, чтобы дети полюбили уроки чтения? Как вызвать интерес к хорошей, умной книге? Как заставить задуматься над прочитанным? Как задеть те струны в душе маленького человечка, чтобы он откликнулся на чужую боль и страдание? Нужно искать новые формы и методы работы. Значит, необходимо применять такие фронтальные, групповые и индивидуальные задания, чтобы активизировать интерес у ученика к тому или иному произведению. Проблема развития познавательной активности младших школьников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс проходит эффективнее, если школьник проявляет познавательную активность. Хочу поделиться тем, как мы знакомились с творчеством шведской писательницы Астрид Линдгрен. По времени это длилось несколько месяцев и вылилось, как я считаю, в так называемую проектную деятельность, что в последнее время очень актуально. На примере этого можно проводить знакомство с творчеством и других писателей, приурочив это к какому-либо юбилею. Всю работу мы поделили на 6 этапов. 1 этап. Знакомство с биографией писательницы и ее творчеством. Было определено время – 1 месяц. За это время дети успели прочитать самые известные ее книги: Три повести о Карлсоне, про Рони, дочь разбойника и о Пеппи Длинныйчулок. Творческая биография Астрид Анне Эмилие Линдгрен (1907 – 2002) В 1907 году в старинном красном доме, окруженным яблоневым садом, в крестьянской семье родилась девочка, которую назвали Анна Эмилия Эриксон. Росла она близ городка Виммербю, в восточном Смолонде. Смоланд – одна из самых живописных областей Швеции, привлекающая внимание художников и живописцев своими лесными холмами, багрянцем березовых и осиновых рощ осенью… Смоланд – край старинных готических церквей, поросших травой, край сказок, легенд и преданий. А. Линдгрен навсегда запомнила картины Смоланда. Окончив школу, она переехала в Стокгольм, столицу Швеции, где несколько лет служила секретарем в конторе. Линдгрен начала писать очень поздно; ей было уже почти 40 лет, когда вышла ее первая книга, но она так много писала, что наверстала упущенное время. Чуть ли не каждый год дарила она детям новую книгу, повесть или пьесу, или сценарий для фильма. Ее книги знают на всех континентах, они переведены на 19 языков. Почти все книги писательница посвятила детям, лишь несколько – юношеству. Но эти книги читают все. « Я никогда не писала книг для взрослых и думаю, что никогда не стану этого делать» - решительно заявила она. Почему она пишет только для детей? Может, чтобы, как она говорит «развлечь самое себя и еще того ребенка, который все еще продолжает жить во мне». На вопрос, какими принципами руководствуется она в своем творчестве, Линдгрен отвечает: «Только теми, которые дают возможность высказать иногда правду, даже если я немного привираю». На вопрос о том, каковы ее вкусы, писательница отвечает: « Я люблю одиночество и люблю книгу. Я люблю свою работу. Мне нравится театр и кино. Я люблю путешествовать и люблю возвращаться после путешествия домой. И еще: я люблю детей…(У нее было двое детей – сын и дочь и 7 внуков). Линдгрен много путешествовала. Она побывала во всех скандинавских странах, в Германии, Англии, Франции, Италии, Испании и т.д. И очень мечтала побывать в Советском Союзе. Она была очень счастлива, когда в марте 1965 года сбылась ее мечта, и она приехала в Москву на кинофестиваль шведских фильмов. Многие москвичи и гости столицы познакомились тогда со шведской писательницей, увидели ее добрые глаза, ее прекрасную улыбку. А.Линдгрен очень сильно любит людей, любит детей, ее беспокоит судьба человечества. В своих книгах она правдиво и серьезно разговаривает со своими читателями. Она не скрывает от них, что в мире есть нищета, настоящее человеческое горе, страдания, болезни. Воспевает правду жизни, любовь к своей стране. «Земля – родина человека, и родина изумительная», - говорит она. Астрид остро чувствует беззащитность ребенка в мире взрослых. Есть дети сильные, а есть слабые, последним особенно нелегко, любой житейский разлад воспринимается или как катастрофа. Таким детям нужна сказка, она им дает не только спасательную возможность укрыться в воображаемом мире, но и поддерживает их веру в себя, позволяет при помощи фантазии справиться с одиночеством и страхом. Линдгрен – всегда там, где трудно, она спешит на помощь детям, чтобы утешить и рассмешить, увлечь игрой, сказкой. Книги шведской писательницы учат правдивости, доброте, честности, гуманности. Учат не только детей, но и взрослых. Им они подсказывают вдумчивое, сердечное отношение к ребенку, уважение к нему, умение видеть в нем хоть маленького, но человека. Еще в 1958 году А.Линдгрен присуждена Международная Золотая медаль имени Г.Х. Андерсена за ее творчество, а в 1989 году она была приглашена обществом Дружбы в Москву, где ей вручили Международную Золотую медаль имени Л.Н.Толстого. 2 этап. На уроках внеклассного чтения велось обсуждение прочитанных книг, зачитывание интересных моментов. 3 этап. Все дети писали отзыв о наиболее понравившейся книге. Этому предшествовала на уроках по развитию речи работа по обучению школьников умению выражать собственное отношение к прочитанному. Ведь высказать свое понимание и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. Приведу несколько примеров. Павел Михнюк – Мне понравилась книга «Малыш и Карлсон». Не смотря на то, что эта книга написана шведской писательницей, была понятна и мне. Мне очень понравился Малыш, за то, что он был добрым, ценил дружбу и не злился на Карлсона за все его шалости. Малыш никогда не выдавал Карлсона своим родителям. Но мне не понравился Карлсон, когда он обманул Малыша с паровыми машинами. И еще тогда, когда он просил сладости у Малыша. Карлсон больше похож не на взрослого мужчину в самом расцвете сил, а на всех детей, которые любят шалить. Я думаю, что Астрид Линдгрен очень любила детей, поэтому и смогла написать такую интересную книгу Женя Вербицкий – Мне понравился Карлсон тем, что он появлялся всегда в тот момент к Малышу, когда ему было грустно. Карлсон старался рассмешить и успокоить друга. Малыш очень любит его и дорожит его дружбой. Алиса Суханова – Я прочитала замечательную книгу Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон». Эта книга мне очень понравилась. Больше всего мне понравился Карлсон, потому что он смешной, добрый, хитрый, веселый обжора. Мне нравится, что он каждый день наедается варенья и конфет. Но не понравилось то, что он всегда врет Малышу и не сдерживает свои обещания. А еще не понравилось то, что он жадничает. Женя Богаченков – Эта книга рассказывает о большой дружбе Малыша и Карлсона. Мне было интересно читать эту книгу, потому что я узнал многое о дружбе. В дружбе люди могут веселиться и проказничать, обижаться и прощать все ради лучшего друга. Юля Кабанова – Эта книга рассказывает о Малыше, самом простом мальчишке с голубыми глазами и порванными на коленках штанишками и Карлсоне, который живет на крыше. Карлсон – существо необыкновенное, потому что не все могут жить на крыше и умеют летать. И если Малыш со временем взрослеет, то Карлсон на протяжении всей книги остается «мужчиной в самом расцвете сил». Мне эта книга понравилась потому, что она учит людей смеяться. Ведь смеясь над Карлсоном, люди смеются и над собой, над собственными слабостями и недостатками. Настя Инт – Однажды я нашла у бабушки нашла старенькую книгу и села ее читать. И тогда я вспомнила. Что смотрела мультфильм с героями этой книги. Это была сказка про самого красивого, про самого умного мужчину «в самом расцвете сил». Лучший в мире Карлсон! Какой он выдумщик! Наверное, любой мальчик или девочка хотели бы иметь такого друга, как Карлсон. Он никогда не теряется и не унывает. Карлсон стал настоящим другом маленькому одинокому мальчику, которому не хватало родительского внимания. Правда, когда Карлсон прилетал к Малышу в гости, он приносил с собой не только веселье, но и неприятности. Он то и дело нарушал правила хорошего тона. Малышу приходилось отвечать за то, что натворил его друг. Однако Малыш всегда прощал Карлсона, потому что, играя с ним Малыш становился самим собой. Больше всех мне понравился смешной толстячок с пропеллером, потому что он был всегда веселым, озорным и самоуверенным. Ира Попова – В книге «Рони, дочь разбойника» очень красиво описывается природа, где живут герои и сказочные персонажи. В ней рассказывается о дружбе двух детей из враждующих банд разбойников. Рони и Бирк заставили своим примером взрослых задуматься над своим поведением и помириться. Обе банды объединились и стали жить в мире и согласии. Это произведение учит нас, на примере главных героев доброте, состраданию и заботе о близких и родных нам людях. 4 этап. На этом этапе дети рисовали иллюстрации к произведениям. Было оговорено, что принимаются детские работы и работы от родителей. И что удивительно, работ от взрослых было тоже достаточно много. 5 этап. Подходила к завершению наша деятельность по изучению творчества, и было предложено сочинить стихи о героях произведений. Стихи получились разные, но все очень интересные. И здесь вновь подключились родители, и здесь они не остались равнодушными. Стихи по книгам А.Линдгрен (О Карлсоне и Малыше и о Рони) Мой герой. Плюшки, булочки, варенье, Обожаю я всегда. Приготовьте угощенья Прилечу и к вам тогда. Я – великий озорник, Непоседа, баловник. Не ругайте вы меня Очень добрый я, друзья. Алена Бородаенко. * * * И днем и ночью Карлсон Без отдыха летает. Варенье, сладости Он постоянно поедает. И с Малышом частенько он играет. А мама Малыша всегда его ругает Юля Кабанова Малыш и Карлсон. Про Астрид Линдгрен я не слыхала, Повесть тоже не читала. А когда про все узнала С удовольствием читала. А когда я уставала, То мне мама помогала. Карлсон – сказочный герой С пропеллером за спиной. Он живет на крыше, Этажами выше. Чтоб мотор его трещал, Он варенье поглощал. Карлсон – это сладкоежка. Он на месте не сидит Все шалит, да говорит. Все игрушки раскидает – Убирать не помогает. Свой пропеллер заведет И в окошко упорхнет. Катя Поварчук * * * Толи сказка, толи сон, Может правда жил Карлсон? Подружился я с ним в книге, Той, что написала Линдгрен. Живет на крыше толстячок, Варенья полный чердачок, Пропеллер на спине жужжит «Только спокойствие», - он говорит. Шалит немного, озорной, Но он любимый мой герой. Советую, друзья, читать И мир фантазий открывать. Но, главное, что в этой книге Нам показала Астрид Линдгрен Умение друзей любить, И дружбой крепкой дорожить. Инт Алексей Александрович * * * Жил маленький мальчик. Он звался Малыш. Мечтал он о друге Всю свою жизнь. Хотел он иметь Небольшого щенка, Но мама и папа Отказали пока. И вот как-то раз Он сидел за столом И вдруг услыхал Шум винта за окном. К нему в открытое окно Без церемонии и просто Влетел и сел на подоконник Мужчина маленького роста. «Меня зовут Карлсон», - Представился он. И стали друзьями Они с Малышом. Семья Михнюк Мой друг. Карлсон, милый мой дружок, Прилети ко мне ты на часок. Будем вместе мы играть Сказки, песни сочинять. Ночь настанет, мы вдвоем По крыше странствовать пойдем. Женя Вербицкий Карлсон. Кто на свете лучший фокусник? Кто на свете лучший пожарный? Кто на свете лучшая няня? Ребята все скажут – Ведь это наш Карлсон! Карлсон – смешной и веселый сластена. Любимый герой детей из Стокгольма. Кристина Малышева. * * * Малышу хотелось пса, Он не верил в чудеса. Зажужжал пропеллер звонко, Он, похожий на ребенка. Карлсон – милый и смешной, Шалунишка озорной, Приземлился на окно, Стало весело, смешно! Даже няню Фрекен Бок Наказал шалун как мог: Плюшки нянины стащил, Все варенья проглотил. Зажужжал в ее ушах- Напустил на няню страх. Любит с Карлсоном Малыш Мир смотреть с высоких крыш. Куликов Александр * * * Однажды мне приснился сон, Что прилетел ко мне Карлсон! Такой веселый, как из книжки! Держал варенье он под мышкой. Мы пили чай и ели торт, И пели песни до упаду.. Потом завел он свой мотор И улетел опять куда-то. Ах, Карлсон, прилетай опять! Я очень рано лягу спать. Чтоб снова полетать с тобой Над нашей речкой голубой. Алиса и Тамара Викторовна Сухановы 6 этап. Заключительный этап мы проводили в нашей поселковой библиотеке. Там подводились итоги нашей большой работы и также викторины по прочитанным книгам. Викторины по творчеству А.Линдгрен 1.«Малыш и Карлсон» 1. Какой подарок хотел получить Малыш на свой День рождения? (собаку) 2. Имя брата Малыша. (Боссе) 3. Как звали домработницу в доме Малыша? (Фрекен Бок) 4. Одно их любимых кушаний Карлсона? (Плюшки) 5. Чем лечился Карлсон? (вареньем) 6. Кличка собаки Малыша. (Бимбо) 7. Место обитания Карлсона. (крыша) 8. Цвет домика Карлсона. (зеленый) 9. Подарок Карлсона в День рождения Малыша. (пистолетик) 10.Настоящее имя Малыша. (Сванте) 11.Название страны, где жили Малыш и Карлсон? (Швеция) 2.»Рони, дочь разбойника». 1.Как звали родителей Рони? (мама – Ловиса, папа – Маттис) 2. У Рони был друг, как его имя? (Бирк) 3. Как звали предводителей разбойничьих кланов? (Маттис, Борка) 4. В какой части замка жила Рони? (Южная башня) 5. Кто спас Рони от тюхов и друда? (Бирк) 6. Какую песню пела мама перед сном Рони? (волчья песня) 7. Где происходили приключения Рони? ( в лесу) 8. Где жили разбойники? ( в замке) 9. где стала жить Рони, когда ушла из замка? ( В медвежьей пещере) 3.»Пеппи длинныйчулок». 1. Любимая героиня писательницы? (Пеппи Длинныйчулок) 2. Как называлась вилла, в которой жила Пеппи? ( Курица) 3. Сколько лет Пеппи? (9 лет) 4. Любимое занятие Пеппи? ( дарить подарки) 5. С кем встретилась Пепи в цирке? ( С силачом Адольфом) 6. В какую страну отправилась Пеппи, продав виллу? (Страна Веселия) 7. Как звали обезьянку Пеппи? (Господин Нильсон) 8. Друзья Пеппи. (Томми, Аника) 9. Почему Пеппи звали удивительной девочкой? ( с 9-и лет она одна жила на вилле Курица) Вот так для развития младших школьников использую в своей работе метод проектов. Задача данного метода – стимулировать интерес детей, формировать познавательную активность, учить самостоятельности через индивидуальную, групповую и парную деятельность. В работе применяю исследовательскую проектную деятельность, так как именно она ставит целью проекта получение в качестве результата новых знаний, что соответствует целям обучения. Кроме того, использование межпредметных проектов даёт возможность объединения урочной и внеурочной деятельности учащихся. Основной целью внеурочной проектной деятельности можно считать реализацию потенциала личности и развитие способностей детей, а также партнёрское общение, формирование навыков работы с информацией, организация и использование рабочего времени, умение оценивать свои возможности и осознавать свои интересы.
На: Знакомство с творчеством шведской писательницы А. Линдгрен
Отличный материал! Настоящий проект с замечательными детскими стихами и викторинами. Можно сразу же использовать в работе. Спасибо!
Ирина Владимировна