Официальный сайт forexnw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Какие бывают растения? Какие бывают животные?

Данные об авторе
Автор(ы): 
Портнова Любовь Владимировна
Место работы, должность: 
МОУ Васькино-Туйралинская ООШ
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Окружающий мир
Цель урока: 
познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе; обобщить знания детей о животных, на этой основе разделить животных на группы: птицы, рыбы, звери , насекомые; дать представление о невидимых нитях в природе; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учеников в классе: 
6
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.А.Плешаков "Мир вокруг нас"  2 класс, А.А.Плешаков "Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса "Мир вокруг нас" , А.А.Плешаков "Атлас-определитель "От земли до неба".

Используемая методическая литература: 

О.Г.Муковникова "Природоведение "

Используемое оборудование: 

1.    Картина «Лес»;

2.    Гербарий мать – и мачехи, одуванчика, других растений;

3.    Рисунки отдельных животных.

 

Краткое описание: 
1. Организационный момент, сообщение темы, целей урока. 2. Знакомство с разнообразием растений. 3. Физкультминутка. 4. Какие бывают животные- беседа 5. «Веселая переменка». 6. Невидимые нити- работа по картине «Лес» 7. Итог урока. 8. Домашнее задание

                       Ход урока.

1.     Организационный момент, сообщение темы, целей урока.

- Сегодня мы с вами совершим путешествие. Куда? Это вы узнаете, отгадав загадку:

                           Дом со всех сторон открыт,

                          Он резною крышей крыт.

                          Заходи в зеленый дом,

                         Чудеса увидишь в нём.

                                                       (Лес)

- Сегодня мы будем путешествовать по лесу. Надо быть очень внимательными, чтобы увидеть чудеса, происходящие в лесу.

Поскольку данный урок насыщен материалом, проверку домашнего задания можно не проводить. Рассказы о красоте воды, которые составили ученики дома, можно заслушать в группе продленного дня.

2.     Знакомство с разнообразием растений.

Учитель вывешивает картину «Лес».

-Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу? (Ответы детей могут быть самые различные: от сосны до земляники.)

- Наша задача- разделить все растения на группы. Какая группа будет самая первая? (Деревья.)

-Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)

-Все ли деревья одинаковы в лесу? Отгадайте, о каких деревьях идет речь:

Русская красавица                                    Кудри в речку опустила,

Стоит на поляне.                                        И о чем-то загрустила,

В зеленой кофточке,                                 А о чем она грустит,  

В белом сарафане.                                   Никому не говорит.  

(Береза)                                                        (Ива)      

                 

                  Весной зеленела,                                     Что же это за девица?

                  Летом загорала,                                        Не швея, не мастерица,

                  Осенью надела,                                         Ничего сама не шьёт,

                  Красные кораллы.                                    А в иголках круглый год.

                  (Рябина)                                                       (Ель)                 

 

                  Никто не пугает,

                  А она вся дрожит.

                  (Осина)

- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.) Деревья бывают лиственные и хвойные.

  Лиственные- это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина. А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т.д.

- А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.)

- Чем кустарники отличаются от деревьев? (У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)

- А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников?(Травы)

- Какие травы мы можем увидеть в лесу?(Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)  

- Давайте познакомимся поближе с травами леса. Послушайте стихи о мать-и-мачехе:

В весенний солнечный денек

Золотой расцвел цветок.

На короткой, толстой ножке

Все дремал он на дорожке,

А проснулся, улыбнулся:

Вот пушистый я какой!

Удивляю я всех красой!

-Почему можно говорить, что это стихи о мать-и-мачехе?(Цветы желтые, мелкие, похожи на солнышко, короткий стебелек.)

Учитель показывает гербарий мать-и-мачехи.

- Давайте посмотрим на цветок. Какой он? (Лепестки коротенькие, узкие, как реснички, каждый цветок похож на маленькое солнышко.)

- Какой стебелек? (Маленький, короткий, толстый стебелек, покрыт чешуйками и пушком.)

Пушок защищает цветок от жаркого солнца днем, а ночью от холода.

А знаете ли вы, что мать-и-мачеха лекарственное растение? Из его листьев и цветков заваривают чай и пьют его от кашля и простуды. Вот какой замечательный цветок мать-и-мачеха.

- Сегодня мы рассмотрим еще один всем известный цветок. Отгадайте какой:

Был цветочек золотой,

За неделю стал седой,

А денечка через два

Облысела голова.

 

Горел в траве росистой

 

Фонарик золотой,

Потом померк, потух,

И превратился в пух.

 

 

Пушистый, белый, а не зайчик.

 

Он просто…(Одуванчик)

- Где можно встретить этот цветок?

Одуванчику и луга для жизни подходят, и лесные опушки, сады и огороды он не обходит. Одуванчик пробивается сквозь трещину в асфальте, а может даже вырасти на старой крыше дома. Вот какой он стойкий и смелый путешественник!

Из одуванчика варят мед и варенье. Из корней одуванчика делают напиток, похожий на кофе. Из молодых листьев одуванчика готовя салат. Это тоже лекарственное растение, из него готовя лекарства от бессонницы, зубной боли и глазных болезней.

- На что похожи одуванчики? (На золотые шарики, на солнце, на желтых цыплят.)

-Чем похожи одуванчик и мать-и-мачехам?

-Чем отличаются?

По ходу объяснения на доске появляется схема:

 

 

 

 

         Растения                                    Кустарники                       Деревья

 

2.____________                       2.____________                2.___________

3.____________                       3.____________               3.___________

4.____________                       4.___________                  4.___________

-А теперь давайте дополним схему. Приведите примеры деревьев, кустарников, трав.

Лес состоит как бы из трех ярусов- деревья, кустарники и травы. Лес называют «легкими» планеты, потому что лес – это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.

3.     Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ножке)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

4.     Какие бывают животные- беседа

- О ком еще мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете, заполнив кроссворд:

 

 

 

ж

 

в

 

 

 

 

е

                                       

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

На доске вывешены рисунки с изображением животных. Учитель показывает рисунок, а дети отгадывают животное.(Ответы: жаба, волк, кот, крот, слон, еж.)

 

 

- Как же называются все эти существа?(Животные.)

- А теперь давайте подробнее познакомимся с разными животными. Их, оказывается, можно научиться различать по числу ног и по покрову тела. По мере того, как обсуждается группа, данные заносятся в таблицу на доске:

Название группы

Количество ног и покровы

 

-Какие группы животных вы знаете?(Звери, птицы, насекомые, рыбы.)

- Кого отнесем к зверям?(Собаки, кошки, кроты, ежи, лошади, коровы, волк, лиса, лось- все это звери.)

- Что объединяет всех этих животных ? Сколько ног? Чем покрыто тело? (Четыре ноги, тело покрыто шерстью.)

Учитель записывает данные в таблицу.

-Какая следующая группа животных?(Птицы)

-Каких животных этой группы вы знаете?(Воробей, ворона, сорока и т.д.)

- Что отличает птиц от всех остальных животных?(Тело покрыто перьями, две ноги и два крыла.)

Учитель заполняет таблицу.

-Какую следующую группу животных можно выделить?(Рыбы.)

-Каких животных отнесем к этой группе?(Карась, лещ, сом, окунь и т.д.)

- Что можно сказать об этих животных? Чем они отличаются друг от друга?(Это водные животные, у них нет ног, а есть плавники, которые помогают им плавать; тело покрыто чешуей.)

-О следующей группе животных прочитайте в учебнике на с.52.(Дети читают текст «Насекомые».)

-Что же это за группа? Чем она отличается от других?(Насекомые, у них шесть ног.)

-Каких животных мы отнесем к этой группе?(Кузнечики, комары, мухи,жуки.)

Учитель записывает данные в таблицу.

-Сегодня мы познакомимся еще с двумя новыми группами животных Как вы думаете, к какой группе можно отнести лягушек и жаб? Где они обитают?(На суше и в воде.)

-Поэтому они составляют свою группу – земноводные. В самом названии уже видно, что эти животные могут находиться и на суше, и в водоеме. Чем они отличаются от остальных? Сколько ног? Чем покрыто тело? (Четыре ноги, голая кожа.)

-Еще одна группа – это пресмыкающиеся. К ним относятся змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы. Что можете сказать о количестве ног и покрове? (4 ноги, кожа покрыта роговыми чешуйками.)

Учитель заполняет таблицу.

Заполненная таблица имеет вид:

Название группы

             Количество ног и покровы

Звери

Четыре ноги, шерсть

Птицы

Две ноги, два крыла, перья

Рыбы

Плавники, чешуя

Насекомые

Шесть ног

Земноводные

Четыре ноги, голая кожа

Пресмыкающиеся

Четыре ноги, роговые чешуйки

  -А сейчас , глядя на таблицу, дайте самостоятельно характеристику каждой группе животных и приведите свои примеры.

Например:  «Звери- это животные, тело которых покрыто шерстью»; «Рыбы- это водные животные, тело которых покрыто чешуей»; «Птицы- животные воздушного пространства, тело покрыто перьями»; «Насекомые животные, у которых шесть ног».

      О земноводных и пресмыкающихся рассказывает учитель (см. Приложение к уроку).

5.     «Веселая переменка».

 Отгадайте загадки и назовите группу, к которой относится это животное.

Живет спокойно, не спешит.                  Скачет зверушка:

На всякий случай носит щит.                   Не рот – а ловушка.

Под ним не зная страха,                           Попадут в ловушку

Гуляет…                                                          И комар, и мушка.

(Черепаха)                                                     Кто это? …

                       (Лягушка)

У маленькой животинки

Сто серебристых                                        Деловитая хозяйка

Монеток на спинке.                               Пролетает над лужайкой.

(Рыба)                                                       Похлопочет над цветком-

                                      Он поделится медком.

Лежит веревка,                                      (Пчела)

Шипит плутовка,

Брать ее опасно-                                   У меня ходули-

Укусит . Ясно?                                       Не страшит болото.

(Змея)                                                     Лягушат найду ли-

                                                             Вот моя забота.

                    (Цапля)

6.     Невидимые нити- работа по картине «Лес»

  Растения не любят одиночества. Они редко растут друг от друга вдали. Часто они собираются тесными компаниями, большими группами, или, как говорят ботаники, сообществами. Эту особенность давно уже подметили люди. И каждой такой растительной компании они дали своё особое имя.

    Из глубокоё древности, из седой былинной старины пришли к нам короткие, как выдох лесоруба, слова: «луг», «лес», «бор», или же, что немного протяжнее: «дубрава»,  «болото».

      В каждом природном сообществе – свой, особый мир его обитателей: растений, животных, других живых организмов.

- В нашем смешанном лесу кто живет? (Лоси, кабаны, зайцы , лисы).

   Правильно. Они питаются травой, листьями и молодыми ветками, корой деревьев и кустарников.

- А кто еще живет в лесу, радует нас весной своими трелями? (Птицы: иволги, зяблики, кукушки, дятлы, пеночки и т.д.)

  Птицы строят гнезда на деревьях и кустарниках, скрываются в листве от неприятеля, устраиваются в дуплах деревьев и выводят птенцов, поедают насекомых, вредных для деревьев, запасают семена растений.

   Растения не только основная пища, но и убежище для многих зверей и птиц. В чаще леса скрываются от врагов и выводят свое потомство крупные звери- кабаны, лоси. Лес помогает существовать и размножаться многим животным. И животные помогают расселиться растениям. Из запасов орехов, сделанных белками, птицами кедровками, вырастают новые хвойные деревья.

- А как вы думаете, что же будет, если что- нибудь нарушить в этой семье: вырубить деревья или уничтожить всех зверей? Останется ли лес жить дальше или умрет?

   На этот вопрос мы ответим позднее , а сначала прочитаем рассказ лесничего в учебнике(с. 54). Учитель  вслух читает текст, затем ученики самостоятельно читают вывод:

«Невидимыми нитями мы назвали связи , которые есть  в природе повсюду. Связаны между собой неживая и живая природа, растения и животные, различные животные. Да и человек тысячами нитей связан с окружающей природой»

- Что же произошло у лесничего в лесу? (Вырубили кустарники- исчезли птицы, которые гнездились в кустарнике. Расплодились насекомые и жуки, которых раньше поедали птицы. Насекомые стали поедать листья и грызть корни, и деревья высохли ).

- И чем это все закончилось, как вы думаете? (Ушли животные , так как им негде стало прятаться и нечем питаться. Лес умер ).

    Вот такие связи в природе между растениями и животными , живой и неживой природы называются невидимыми нитями. Они на первый взгляд не видны, но существуют, есть в природе повсюду. Да и все действительно связано друг с другом как бы нитью. Но это нить рвется, когда в природе что-то нарушается. И очень часто человек сам нарушает эти связи.

- Рассмотрите рисунки в учебнике (с.55), приведите примеры связей в природе.

- Как человек может нарушить эти связи?

Божья коровка- отличная помощница в борьбе за урожай. Она поедает тлю, опасных насекомых. Только один жук за свою жизнь может съесть 4000 тлей(подсчитали ученые). Если человек начнет отлавливать божьих коровок за их красоту – будет распространяться тля,  опасные насекомые- уменьшатся урожаи, в садах, парках начнут гибнуть растения .

7.     Итог урока.

Рассуждения детей можно закончить чтением стихотворения Б. Заходера «Про всех на свете» (с.56-57).

8.     Домашнее задание

1.    Дополнить примерами схему о растениях;

2.    Прочитать  в учебнике текст «Красота растений» (с.48-49); по желанию составить рассказ о любом кустарнике;

3.    Прочитать в учебнике о невидимых нитях (с.58-61);

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн