Официальный сайт synclub 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Творчество Б. Пастернака. 6 класс

Submitted by Валентина владимировна Русанова on Wed, 16/12/2009 - 13:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Русанова В. В.
Место работы, должность: 
МОУ "Ныробская СОШ"
Регион: 
Пермский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
• познакомить учащихся с фрагментами биографии Бориса Пастернака; пробудить интерес учащихся к его поэзии; • ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха; подчеркнуть его музыкальность и выразительность; • помочь вызвать зрительные образы, понять настроение, чувства поэта в стихотворении «Июль»; • сравнить стихотворение «Июль» Пастернака и Фета «Летний вечер тих и ясен…»
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Маранцман Литература 6 класс 

Используемое оборудование: 

мультимедиапроектор

Краткое описание: 
В гостях у Бориса Пастернака. Тема урока: "ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ" Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, инсценирование, сопоставление стихотворений, мини-композиция (презентация) по биографии Пастернака, устное словесное рисование, групповая работа.

 Литература, 6 класс (по программе Маранцмана)
В гостях у Бориса Пастернака.
Тема урока: "ВО ВСЕМ МНЕ ХОЧЕТСЯ ДОЙТИ ДО САМОЙ СУТИ"
Цель урока: 
• познакомить учащихся с фрагментами биографии Бориса Пастернака; пробудить интерес учащихся к его поэзии;
• ввести учеников в сложный мир пастернаковского стиха; подчеркнуть его музыкальность и выразительность;
• помочь вызвать зрительные образы, понять настроение, чувства поэта в стихотворении «Июль»;
• сравнить стихотворение «Июль» Пастернака и Фета «Летний вечер тих и ясен…»
Оборудование: портреты Пастернака и Фета, репродукции картин-пейзажей русских художников, музыкальные произведения П. И. Чайковского, иллюстрации учащихся (прошлых классов) к стихотворению «Июль».

Методические приёмы: рассказ учителя, беседа по вопросам, инсценирование, сопоставление стихотворений, мини-композиция (презентация) по биографии Пастернака, устное словесное рисование, групповая работа.

Учащиеся сидят группами по 4-5 человек.

1.Введение в тему. Группа «артисты».
Инсценирование отрывка из сказки Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
Незнайка. Слушай, Цветик, научи меня сочинять стихи. Я тоже хочу быть поэтом.
Цветик. А у тебя способности есть?
Незнайка. Конечно, есть. Я очень способный. 
Цветик. Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?
Незнайка. Нет, не знаю.
Цветик. Рифма – это одинаковые окончания слов. Например, утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
 Незнайка. Понял.
Цветик. Ну, скажи рифму на слово палка.
Незнайка. Селёдка.
Цветик. Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих словах.
Незнайка. Почему нет? Они же оканчиваются одинаково.
Цветик. Этого мало. Надо, чтобы слова были похожи, чтобы получилось складно. Вот слушай: палка – галка, печка – свечка, книжка - шишка.
Незнайка. Понял, понял! Палка – галка, печка – свечка, книжка - шишка! Вот здорово!
Цветик. Ну, придумай рифму на слово пакля.
Незнайка. Шмакля!
Цветик. Какая шмакля? Разве есть такое слово?
Незнайка. А разве нету?
Цветик. Конечно, нет.
Незнайка. Тогда рвакля.
Цветик. Что это за рвакля такая?
Незнайка. Это когда рвут что-нибудь. Вот и получается рвакля.
Цветик. Врёшь ты всё. Такого слова не бывает. Надо подбирать такие слова, которые бывают, а не выдумывать.
Незнайка. А если я не могу подобрать такого слова?
Цветик. Значит, у тебя нет способностей к поэзии. Сочиняй так, чтобы были смысл и рифма, вот тебе и стихи.
Незнайка. Неужели это так просто?
Цветик. Конечно, просто. Главное, эти способности иметь.
  Огромный шар, надутый паром,
  Поднялся в воздух он недаром.
  Наш коротышка хоть не птица,
  Летать он всё-таки годится.
  И всё доступно уж, эхма!
  Теперь для нашего ума.
Учитель. Понравились вам эти стихи? Нет? Значит, могут быть и ритм, и рифма, а стихотворение не получится. Давайте подумаем, что ещё нужно, чтобы получились хорошие стихи? (Умение чувствовать прекрасное, передавать свои мысли и настроение. Нужен талант).

2.Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас в гостях такой талантливый поэт - Борис Леонидович Пастернак. Ещё в 20-е годы 20 века его считали одним из лучших поэтов России. Его творчество - памятник бурной трагической эпохи нашей истории, и вместе с тем оно является одной из вершин мировой поэзии.
(Обращение к эпиграфу, записанному на доске) 
Я б разбивал стихи, как сад.
Всей дрожью жилок.
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.

В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
 
На уроке мы узнаем, каким человеком и поэтом был Борис Пастернак, попытаемся прикоснуться к его поэтическому таланту, понять настроение, чувства поэта в стихотворении «Июль»; сопоставим стихотворения «Июль» Пастернака и «Летний вечер тих и ясен…» А. Фета.

3. Работа с портретом Б. Пастернака.
• Давайте вглядимся в портрет поэта: в выражение и разрез глаз, в складку губ, разлёт бровей, попробуем уловить общее настроение его облика. (Ответы учащихся)
Огромные глаза, пухлые губы, взгляд горделивый и мечтательный, высокий рост, гармоничная походка, красивый и звучный голос. На улицах, не зная, кто он, прохожие, в особенности - женщины, невольно оглядывались на него. Молодость долго не покидала Пастернака. Лет до шестидесяти он был строен, подвижен и гибок. А глаза очень долго смотрели на всех с юношеской простотой.
• Вы обратили внимание на то, какая необычная и звучная фамилия поэта? А что она обозначает? Есть такое растение – пастернак – терпкое, с сочными листьями, жёлтыми цветками, употребляется как пряность. Давайте попробуем «поиграть» созвучиями имени, отчества и фамилии поэта. 
Задание: составьте из них слова. (Например, стена, страсть, страна, вода, рок, боль, роль, бор, лес, пар, сила, лето, льдина…)
• Попробуйте, используя эти слова, составить собственный небольшой текст о поэте, о котором вы ещё почти ничего не знаете, но, может быть, как-то почувствовали его. (Ответы учащихся).
• Используйте вводные конструкции: по моему мнению, мне кажется, я думаю, возможно, я полагаю…(оформлены на листе ватмана)
4.Знакомство с биографией Б. Пастернака.
А сейчас давайте послушаем рассказ о поэте, который приготовила группа «биографов». (Если приготовят, показать презентацию)
Учитель:
 
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней, 
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
 

1-й ученик: Родился Борис Леонидович Пастернак 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве, в Оружейном переулке. "Многим, если не всем, я обязан отцу, академику живописи Леониду Осиповичу Пастернаку, и матери, превосходной пианистке... Ощущения младенчества складывались из элементов испуга и восторга", - писал он позже.
2-й ученик: В доме царило господство музыки и красок. Пастернак видел в детстве писателя Льва Толстого, композиторов Скрябина, Рахманинова, художников Серова, Левитана, Врубеля, Поленова, Коровина и многих других значительных людей своего времени. Их существование было, с одной стороны, семейной повседневностью, с другой - масштабом и мерой оценки собственной будущности.
3-й ученик: Пастернак окончил классическую гимназию в 1908 году и затем учился на философском отделении историко-филологического факультета консерватории. В сущности, Борис Леонидович Пастернак оказался не только потенциальным музыкантом и потенциальным философом, но и профессиональным живописцем. Начиная с детских лет и до последних дней, он всегда видел мир в своей поэзии, лирической и традиционной прозе, в красках и линиях.
 1-й ученик: Стихи Пастернак начал писать летом 1909 г., но первое время он не придавал им серьезного значения: "В то время и много спустя я смотрел на свои стихотворные опыты как на несчастную слабость и ничего хорошего не ждал". 
 Первые стихи Пастернака были напечатаны в 1913 году в сборнике "Лирика", стихи, которые автором больше не включались ни в одну из книг и не перепечатывались при его жизни.
 2-й ученик: В 1917 г., еще до событий Октября, вышла с цензурными изъятиями книга стихов "Поверх барьеров". К этому времени относится его ещё большее сближение с Маяковским. Пастернаку нравилась ранняя лирика Маяковского: «Это была поэзия, мастерски вылепленная, горделивая, демоническая…» "Между нами никогда не было короткости", - говорил поэт.
3-й ученик: В 1922 г. вышел сборник "Сестра моя - жизнь", написанный еще в 1917 г. Книга принесла ему широкую известность и им самим воспринималась как утверждение своей собственной творческой позиции.
1-й ученик: Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Зарабатывать же переводами он стал уже в 1918-21 гг. и в последующие годы. Пастернак первым перевел известную на весь мир трагедию Шекспира "Гамлет". Кроме произведений Шекспира, переводил и многих других. 
 2-й ученик: В начале 30-х гг. Пастернак отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл "Волны", в которых нашли отражение его впечатления от Кавказа и Грузии. Увлекается переводами с грузинского.
 3-й ученик: Во время II мировой войны Пастернак вместе с другими членами бригады (Серафимовичем, Вс. Ивановым, Фединым и др.) ездил выступать перед воинами-защитниками. В годы Великой Отечественной войны поэт по-новому, особенно остро почувствовал связь с судьбами страны и народа. 
Учитель:
СТРАШНАЯ СКАЗКА
 Все переменится вокруг,
 Отстроится столица.
 Детей разбуженных испуг
 Вовеки не простится.
 Не сможет позабыться страх,
 Избороздивший лица.
 Сторицей должен будет враг
 За это поплатиться.
 Запомнится его обстрел.
 Сполна зачтется время,
 Когда он делал, что хотел,
 Как Ирод в Вифлееме.
 Настанет новый, лучший век.
 Исчезнут очевидцы.
 Мученья маленьких калек
 Не смогут позабыться. 
1-й ученик: С молодых лет Пастернак писал прозу. Но самое большое произведение - роман – был начат им в 1945 году и назывался "Доктор Живаго". К сожалению, в те годы Пастернаку суждено было стать жертвой политических интриг.
2-й ученик: Опубликованный помимо воли автора за границей роман "Доктор Живаго" принес ему в 1958 году Нобелевскую премию и обвинение в антисоветчине - на Родине. Поэта вынудили отказаться от премии, исключили из Союза писателей, и лишь недавно он был посмертно восстановлен.
3-й ученик: 30 мая 1960 года поэта Бориса Леонидовича Пастернака не стало.
Задание: Что показалось вам интересным, необычным в биографии творчестве Б. Пастернака? 

5. Анализ стихотворения «Июль».
Взволнованно, как большое событие своей собственной жизни, переживал он все, что творилось в природе - все ее оттепели, закаты, снега и дожди, - и радовался им бесконечно. Таков был Борис Леонидович на самом деле: чрезмерно впечатлительный, чувственный, порывистый.
  Где я обрывки этих речей
  Слышал уж как-то порой прошлогодней?
  Ах, это сызнова, верно, сегодня
  Вышел из рощи ночью ручей.
  Это как в прежние времена,
  Сдвинула льдины и вздулась запруда,
  Это поистине новое чудо,
  Это, как прежде, снова весна.
• А теперь прочитаем Пастернака. Откроем сборники стихов поэта. На что мы можем обратить внимание, просматривая оглавление? (Абсолютное большинство имеют названия.) Стихи - сад, в котором меняется время суток и погода, времена года сменяют друг друга. Люди любят и расстаются, звучит музыка и слышны голоса птиц и воды. Из этого огромного пастернаковского мира-сада нам предлагается всего два деревца, или куста, или травинки – два стихотворения. 
• Одно называется «Июль». Закройте глаза и произнесите это слово вслух, «выпевая» каждый звук: и-ю-ль. Какие слова-ассоциации возникают у вас?
Словесное рисование. Июль…Жаркое солнце… Цветы… Деревья... Река… Море…
• Чтение стихотворения «Июль» учителем. Пауза. Чтение стихотворения «Июль» учениками. 
Совпадают ли слова, придуманные вами, и образы стихотворения? (Образы, нарисованные Пастернаком, необычны.) В этом и заключается талант настоящего художника слова. 
Какой образ июля получился у Б. Пастернака? (Ответы учащихся)

Задание по группам.
1 группа.
 Перечитайте «Июль» по строфам, параллельно выписывая главные «предметы» строф.
1 привиденье
  домовой
2
3
4 баловник-невежа
  призрак и двойник
  жилец
  дачник-отпускник
5 июль
6 растрёпа
2 группа.
А какие действия показаны в этом стихотворении? (выписать)
2 болтается, мешается, крадётся, срывает (Вспомнить, что такое олицетворение.)
3 вбегает, взвивается
5 снял комнаты
6 таскающий в одежде пух одуванчиков
  сквозь окна вхожий, громко говорящий
7 пропахший липой и травой 
3 группа.
Дайте определение олицетворению. Выпишите олицетворения.
4 группа.
Какова тема стихотворения? О чём оно?
5 группа.
Определите стихотворный размер стихотворения «Июль».
6 группа.
Найдите местоимения, которые использует Пастернак в своём стихотворении. Какого они лица? Почему именно их использует поэт?

Обобщение учащихся. Представители групп после обсуждения отвечают на вопросы. Образы и действия записывают на доске.
Перечитываем имена, данные июлю Пастернаком. Эти слова сами по себе могут вызвать в вас какое-то настроение? Что вы чувствуете, слыша такие слова?
А какие действия показаны в этом стихотворении?

Обобщение учителя. Всё это: «привиденье», «домовой», «баловник-невежа», «призрак», «двойник», «жилец», «дачник», который «бродит», «болтается», «взвивается», который таскает «пух одуванчиков», «лопух», «пахнет укропом», «липой» и «травой» - это и есть образ июля. А что такое образ в литературе? Об-раз. Это слово в своём корне содержит созвучие, указывающее на единственность (раз=один), уникальность, неповторимость переживания предмета или явления художником. Это переживание и совершается в поэтическом языке.

6. Сравним стихотворение Пастернака «Июль» и А. А. Фета «Летний вечер тих и ясен…».
• Чтение стихотворения учителем и учениками.
• Герой стихотворения? (Ясный и тихий летний вечер)
• Что мы видим, читая стихотворение? (Дремлют ивы, цвет закатного неба и блеск реки)
• А что мы слышим? 
Переживание летнего вечера переполняет поэта и объясняет его нетерпеливое желание разделить его с незримо присутствующим в стихотворении близким собеседником.
• А как бы вы нарисовали стихотворение Фета? Какие образы наполнили бы ваш рисунок? (Вечер, ива, небо, река, ветер, табун). Есть ли точка, откуда эти предметы видит поэт? (Есть: окошко.) Значит, место автора в стихотворении определено, и пространство июльского вечера – это предметы, видимые и слышимые поэтом.
А в стихотворении «Июль» Пастернака где же место автора? (Ответы учащихся: определить трудно)
Всё пространство стихотворения заполнено озорником-июлем. Он почти выживает автора не только с собственной дачи, но и из стихотворного пространства, хозяйничает, балагурит и шалит. Автор с удовольствием отодвигается, «сдаёт внаём» комнаты и, более того, сам очень похож на июль, он его часть, и совместное («мы», «наш» - с кем-то?) переживание июльского вечера вплетено в шалости и проказы июля.

7.Итог урока: какая репродукция, по вашему мнению, больше подходит к сегодняшнему уроку, к стихотворению «Июль»? Обоснуйте своё мнение. (Учащиеся используют вводные конструкции)
Пастернак – это…

Заключительное слово учителя. Запас поэтической энергии Бориса Леонидовича так велик, что, прочитав его стихи, уже невозможно смотреть на мир так, как смотрел до этого, понимать мир, как понимал до него. Конечно, это приходит с годами. Мне кажется, нельзя читать эти стихи молча, нужно обязательно их слышать. Мироощущение Пастернака удивительно цельно. Мир для него - один во всех проявлениях. Отношение Пастернака к природе помогает понять его отношение к России. Это та же природа, живое чудо, без которого существование немыслимо. 

8. Домашнее задание: выразительно прочитать стихотворение Пастернака, нарисовать июль, используя только один образ из его стихотворения.
  



 

Прикрепленный файл Size
Литература 6кл. Пастернак.rar 5.45 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн