Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сравнительная характеристика образов главных героев романа Ивана Гончарова "Обломов"

Выберите действие:

Итак, мы начитаем работать с текстом. 

 

На одном из уроков вам предложено было составить цитатную сравнительную характеристику по плану, используя только материал романа. Текст романа.

 

Зачем это нужно?

 

Анализ текста, глубокий анализ текста! позволит вам  в данном случае понять, из чего складывается образ героя, как выбор лексических средств позволяет Мастеру(писателю!) создать характер персонажа. Мы увидим, что выбор тех или иных позволят донести до читателя глубокую мысль, идею (какую именно идею  - мы постараемся с вами определить вместе)

 

Вы находитесь на вике - странице, а значить можете вносить изменения. Как это сделать - смотрите здесь. Не забывайте указывать авторство - так мне будет понятно, кого оценить.

 

Первую графу я заполнила для образца - здесь все то, о чем мы говорили на уроке. Если у вас будет желание дополнить первую графу - пожалуйста, это поощряется.

 

 

Сравнительная характеристика образа

Ильи Обломова и Андрея Штольца

 
  Илья Обломов Андрей Штольц
Портрет

"Это  был  человек лет  тридцати  двух-трех  от  роду,  среднего  роста,
приятной  наружности,  с  темно-серыми  глазами,  но  с  отсутствием  всякой
определенной  идеи,
всякой сосредоточенности в  чертах  лица.  Мысль  гуляла
вольной птицей по лицу, порхала в глазах,  садилась  на полуотворенные губы,
пряталась в складках  лба,  потом совсем пропадала,  и  тогда во  всем  лице
теплился ровный свет беспечности..."

"...Цвет лица у Ильи Ильича не  был ни румяный, ни смуглый, ни положительно
бледный, а безразличный .."

"...тело его,  судя по матовому, чересчур белому
свету шеи, маленьких  пухлых рук, мягких  плеч
, казалось слишком  изнеженным
для мужчины..." (Дудко Ю.Н.)

"Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет..."

"...Он весь составлен  из костей, мускулов и нервов, как кровная английская
лошадь.  Он  худощав; щек у него  почти  вовсе  нет, то есть есть  кость  да
мускул, но  ни признака  жирной округлости; цвет лица ровный,  смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.
"..Движений лишних у него не было..." (Дудко Ю.Н.)
 

 

Образ жизни, предметы быта

"Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но опытный глаз человека с чистым вкусом <...> прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них."

"На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки. Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живеттак все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия." (Киприянова)

 

 

"Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как убольного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием." (Климова)

"Андрей часто, отрываясь от дел или из светской толпы, с вечера, с бала ехал посидеть на широком диване Обломова." (Киприянова)

 

 

"Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента - посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу - выбирают его. Между тем он ездит и в свет, и читает: когда он успевает - бог весть." (Климова)

Мировоззрение

"Ах, хоть бы Андрей побыстрее приехал... Он бы все уладил..."

может быть еще и Захар постарается так все уладить что и не надо будет переезжать; авось обойдутся..."

"Все вечная беготня взапуски, игра дряных страстишек, особенно жадности, сплетен <...> Скука, скука, скука! Где же тут человек? Его целостность?<...> Свет, общество! Ты посылаешь меня туда, чтобы еще больше отбить охоту быть там! Чего там искать? Интересов, ума, сердца? Все это мертвецы, спящие люди!..." (А.Устьянцева)

 "Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь - вот что было его постоянной задачею <...>.

 

"Мудрено и трудно жить просто!"

 

"Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей."

 

"Он распускал зонтик, пока шёл дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. И радостью наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках..."

 

"Он боялся всякой мечты, или если входил в ее область, то входил, как входят в грот с надписью: ma solitude, mon hermitage, mon repos, зная час и минуту, когда выйдешь оттуда." (Климова)

Детство, семейные истоки

 "Родители не торопились объяснять ребенку значения жизни и приготовлять его к ней, как к чему-то мудреному и нешуточному; не томили его над книгами, которые рождают в голове тьму вопросов, а вопросы гложут ум и сердце и сокращают жизнь."

"Все ахнули и начали упрекать друг друга в том, как это давно в голову не пришло: одному — напомнить, другому — велеть поправить, третьему — поправить."

"Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь." (Киприянова)

 

 

 

 

"Захар, как, бывало, нянька, натягивает ему чулки, надевает башмаки, а Илюша, уже четырнадцатилетний мальчик, только и знает, что подставляет ему лежа то ту, то другую ногу…" (А.Устьянцева)

"Привели Андрея — но в каком виде: без сапог, с разорванным платьем и с разбитым носом или у него самого, или у другого мальчишки."

"Отец сажал его с собой на рессорную тележку, давал вожжи и велел везти на фабрику, потом в поля, потом в город, к купцам, в присутственные места, потом посмотреть какую-нибудь глину, которую возьмет на палец, понюхает, иногда лизнет, и сыну даст понюхать, и объяснит, какая она, на что годится. Не то так отправятся посмотреть, как добывают поташ или деготь, топят сало."

"— Ступай, откуда пришел, — прибавил он, — и приходи опять с переводом, вместо одной, двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала: без этого не показывайся!" (Киприянова)

 

"…Андрюша хорошо учился, и отец сделал его репетитор в своем маленьком пансионе. <…> он положил ему жалованье, как мастеровому, совершенно по-немецки: по десяти рублей в месяц, и заставлял расписываться в книге." (А.Устьянцева)

Отношение к учебе

"Отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов."

"И все в доме были проникнуты убеждением, что ученье и родительская суббота никак не должны совпадать вместе, или что праздник в четверг — неодолимая преграда к ученью на всю неделю. И недели три Илюша гостит дома, а там, смотришь, до страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там ктонибудь в семействе почемуто решит, что на фоминой неделе не учатся; до лета остается недели две — не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить." (Киприянова)

 

 

"Все это вообще считал он за наказание, ниспосланное небом за наши грехи..." (Климова)

 "С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака." (Киприянова) 

 

 

Отношение к службе

 

 

Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия. Если бы дело обстояло именно так, без сомнения, он охотно ходил бы на службу. Но при столкновении с действительностью Илья Ильич понял, что служба требует значительных сил, которые он совсем не готов был тратить на нее.

 Интересно то, как Гончаров характеризует взгляды Обломова: “Жизнь в его глазах разделилась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья. От этого главное поприще — служба на первых порах озадачила его самым неприятным образом”.

Обломов  любой ценой старается освободиться от службы. Он стремится к отдыху и удовольствиям, не сознавая, что на самом деле отдых хорош и приятен только после выполненных дел. Илья Ильич не готов нести ответственность за свои поступки.  (Квашенко М.)

 

Для Андрея Штольца труд - не способ достичь покоя, любое стремление к которому Штольц называл “обломовщиной”. Труд для него - это “образ, содержание, стихия и цель жизни”. К службе Штольц относился ответственно, был трудолюбив, никогда не ленился, всегда выполнял до конца поставленные задачи при выполнении работы. Трудился он не ради высокой цели, а ради личного преуспевания. (Кузьмин Ж.)

Отношение к любви

 

"Он никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты.  <…> Редко судьба сталкивала его с женщиною в обществе до такой степени, чтоб он мог вспыхнуть на несколько дней и почесть себя влюбленным…" (А.Устьянцева) 

 


 

 

 

 


"Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей."(А.Устьянцева)
 

...    
...    

 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: Сравнительная характеристика образов главных героев романа И


Эльдар, спасибо за работу. Думаю, мы с вами обсудим в очном режиме качество выполнения и оценку. Что касается самой работы...Не могу не сказать для всех. Внимательно читайте задание.Речь шла об анализе художественных средств, и вы должны были работать с текстом романа, а не с текстом критической статьи. В цитатах, которые вы должны были анализировать, необходимо цветом выделять сравниваемые позиции - отношение к учебе, размышление о любви и пр., чтобы понять  - использование каких конкретно лексических средств - слов - позволяет создать тот или иной образ: ленивого Обломова и деятельного Штольца, романтичного Обломова и прагматичного Штольца, какой герой предстает перед нами? -  ведь у каждого свое восприятие.

Почитайте внимательно еще раз статьи Дружинина и Добролюбова.. Почему, читая одно и то же, они видят разного героя?

С уважением, Юлия Дудко




Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: Сравнительная характеристика образов главных героев романа И


Катя молодец! Никому не даст шансов вставить словечко :))

С уважением, Юлия Дудко




Фото пользователя Юлия Николаевна Дудко

На: Сравнительная характеристика образов главных героев романа И


Настя, удачные примеры нашли...

С уважением, Юлия Дудко



Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн