–Посмотрите в окно. Какое время года наступает? Зимой природа отдыхает, спит, ждет пробуждения. Тревожить ее нельзя, нельзя вредить. Ведь в ней все тесно взаимосвязано: животные и растения, вода и земля.
И чтобы не навредить случайно природе, мы должны ее хорошо изучать, а поможет нам в этом путешествие в природу. А вот, конкретно, в какое место, вы узнаете, выполнив задания.
II.Проверка домашнего задания.
Ответив верно на вопросы, теста, вы получите слово, относящееся к теме нашего урока.
1.Тесты у каждого ученика.
1)Самый верхний ярус образован…
с) деревьями;
т) травами;
у) кустарником.
2)Средний ярус - это …
м) мхи и лишайники;
н) дубы, березы, клены;
о) боярышник, малина, орешник.
3)На дереве обитают …
о) дятлы, клесты;
п) кроты, землеройки;
р) волки, землеройки.
4)Грибы необходимы …
а) для красоты;
б) для питания животных, для того, чтобы помочь корням деревьев всасывать воду из почвы.
5)Жуки – короеды приносят лесному хозяйству …
ш) пользу;
щ) вред.
6) Лесная подстилка …
е) помогает состоянию почвы;
ж) вредит состоянию почвы.
7)Бурый медведь – животное …
р) травоядное;
с) хищное.
8)Плоды всех растений употребляют в пищу.
с) да:
т) нет.
9)В лесу много подроста. Это …
б) плохо;
в) хорошо.
10) Растения не могут жить без животных, а животные – без растений.
о) не могут;
п) могут.
2. Поясните, как ответили?
Жуки – короеды лесному хозяйству …
(вредят). Почему?
Лесная подстилка почве…
(помогает) Почему?
3. На какую тему были вопросы? Какое получилось слово?
4. Что такое сообщество? Природное сообщество?
(Совместное существование растений и животных, живущих на одной территории, тесно связанных между собой).
5. Какие вы знаете сообщества?
6. Слайд № 1. « Природное сообщество».
III. Сообщение темы и целей урока.
1. На территории какого сообщества мы побываем, вы узнаете, отгадав мини-кроссворд.
(На доске).
Л
И
Ш
А
Й
Н
И
К
и
М
У
Х
О
М
О
Р
Т
А
Й
Г
А
По горизонтали.
1) Самый низкий ярус в лесу составляют эти растения. Они могут поселяться на стволах деревьев. ( лишайники)
2) Гриб, который ядовит для человека, но служит лекарством для лосей.
( мухомор)
3) Именно этим словом называют хвойные леса Сибири. ( тайга)
- Что объединяет слова, которые получились по горизонтали?
-Какое слово спряталось по вертикали?
2. Мы побываем на лугу, узнаем, какие растения и животные там обитают, как они связаны между собой, какие значения имеет луг для человека.
IV. Новая тема. а/ Растения луга.
1) Слайд № 2. «Луг – природное сообщество».
-Обратите внимание на разнообразие растительного и животного мира. Со многими представителями мы познакомимся сегодня на уроке.
2) Слайд № 3. Изображение луга.
-Сравните 2 сообщество: луг и лес. Чем похожи? Чем отличаются?
3) Чтение стихотворения Г. Лагздыня. «Что растет?»
На лугу растет ромашка,
Лютик едкий, клевер- кашка!
Что еще?
Гвоздика, смолка,
Колокольчик,
Хвощ - как елка.
А еще?
Кошачьи лапки,
Одуванчиковы шапки,
Подорожник, васильки,
Граммофончики- вьюнки,
Еще много разных травок
У тропинок, у канавок,
И красивых и пушистых,
Разноцветных и душистых!
-Что растет на лугу?
-Чем похожи растения?
-Каким описывается луг? Какие определения взял автор? Травки какие?
4) Сообщения ребят о луговых травах.
Обратите внимание, в чем польза каждого растения.
А.а) « Тимофеевка». (Слайд № 4. Гербарий )
Свое название тимофеевка получила по имени ботаника Тимофея Ганзена, который изучал это растение. У тимофеевки соцветие цилиндрическое с фиолетовыми пыльниками, на ощупь оно жестковатое, волосков нет.
Если в сене много тимофеевки, оно будет очень питательным для животных.
(Лисохвост и тимофеевка- сравнение).
б) Слайд № 5. Клевер (гербарий).
Клевер луговой имеет лилово-красные соцветия. Листья с белыми пятнами в виде буквы «Л». В народе клевер называют «кашкой». Листья у него тройные. Очень редко можно найти клевер с 4-мя листиками - по народным приметам, такое растение приносит счастье.
С наступлением темноты листья клевера складываются, «засыпают», на свету – листочки распрямляются. «просыпаются». Над цветами клевера вечно кружат крупные насекомые. Они питаются нектаром.
Клевер- ценное кормовое растение. Самыми лучшими лугами считаются такие, где в большом количестве произрастает клевер.
в) Слайд № 6. Лютик.
Название «лютик» происходит от слово «лютый», то есть едкий, режущий. Именно такое чувство возникает у людей, на кожу которых попадает сок лютика.
Лютики имеют высоту от 15 до 50 см. На верхушке ярко- золотистые цветки.
Листья разные: около почвы и у основания стебля- округлые, на стеблях- разрезанные на узкие дольки.
У лютиков есть медовые ямки с нектаром, которыми питаются насекомые.
Несмотря на «скверный» характер лютика, это удивительно красивое растение- его желтые цветки словно светятся нежным, но в то же время ярким пламенем.
г) Слайд № 7. Зверобой.
Почему это растение назвали зверобой, ведь оно зверей не бьет, не убивает. Сохранилось не совсем верное мнение, будто бы зверобой оказывает вредное воздействие на поедающих его животных.
Цветки некрупные, желтые с черными полосками, от сорванного цветка выделяется кроваво-красный сок. Над цветками зверобоя всегда много насекомых. Всех их привлекает пыльца.
Зверобой всегда считался чудодейственным растением, излечивающим почти от всех болезней. Высушенное растение заваривают и пьют как чай. Используют зверобой и как красящее вещество- он окрашивает ткани в красный и желтый цвет.
-Что объединяет все эти растения?(Травы, растут на открытой местности, любят свет и тепло, невысокие).
«Поэзия в цветах» (Кирилл).
Б. Животные луга.
- Какими вы представляете животный мир луга?(Маленькие, яркая пестрая окраска, живут на земле).
-Представьте , что вы сидите на лужайке. Теплое ласковое солнышко согревает вас. Загораем.
-Поднимите подбородок, дышите ровно- ровно.
-Солнышко настолько яркое, что даже через закрытые веки виден яркий свет. Зажмурьте сильно глаза, повторите несколько раз.
-Подставьте нос солнышку. Мимо летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщите нос, задержите дыхание.
-Бабочка улетела. Мышцы лица расслаблены, глубокий вдох- выдох.
VI. Продолжение новой темы.
1) Слайд № 8. Насекомые.
-Как объединить одним словом животных? Кого узнали?
2) Работа с учебником. ( с. 59)
-После чтения ответьте на вопрос «Как приспособились насекомые к жизни на лугу?».
3) Рассказы о животных.
Кроме насекомых, на лугу обитают более крупные животные.
Прослушайте рассказы детей, составьте (сообщения) цепочки питания на лугу.
4) Слайд № 9. Канюк.
Канюк относится к соколиным. Обитает всюду, где леса чередуются с открытыми пространствами- лугами, полями. Целыми днями птица летает над лугом, высматривая мышей, ящериц. Временами застывает в воздухе, повисает, затем падает на землю и хватает замеченную жертву. В этом ему хорошо помогает зрение, сильные лапы с острыми когтями.
Птица полезна для сельского хозяйства, т.к. только ее детеныши за лето истребляют не менее 570 полевок. (Кто что добавит?).
5) Слайд № 10. Крот.
Крот - типичный обитатель лугов. Длина тела- 12-16 см, хвоста- 2-4 см. Тело покрыто густым мехом. Его редко можно увидеть в природе, но места обитания легко узнать по кротовинам – выбросам почвы. Живет в норках, в которых очень много ходов. Крот приносит пользу, истребляя насекомых – вредителей: слизней, многоножек, улучшает почву, т.е. рыхлит ее.
Правда, активно роя подземные ходы, крот может повредить посевы.
-Работа в группах.
Сообща составьте цепочки питания.
В. Значение луга для человека.
- Кто может вторгнуться в природное сообщество, нарушив природное равновесие? Кто наносит природе большой вред?
-Чем он может навредить? (Рвать траву, уничтожать цветы, насекомых, сжигать траву, пасти животных бездумно).
- К луговому сообществу, как впрочем, и к любому другому нужно относиться бережно, ведь оно имеет большое значение для человека.
-Что же значит луг для человека?
(Составление схемы «Значение луга» на доске.)
Пастбище Ягоды
ЛУГ
МедГрибы
Лекарственные растения
(На доске заранее).
VI. Домашнее задание.
Дополнить схему вы сможете, прочитав текст в учебнике на с.63-64.
Составит 3 цепочки питания из 3-х звеньев?, из 4-х звеньев?, из 5-ти звеньев?
VII. Закрепление.
Составление синквейна (в группах).
Луг.
Зеленый, золотой.
Пасутся, растет, цветет.
Я люблю цветущий луг.
Поляна.
VIII. Обобщение и системат. знаний.
Работа в группах.
Отгадать кроссворд.
- Какое слово получилось по вертикали?
-Почему они так называются? ( От слова «насечка». У всех насекомых на брюшке есть полоски).
Мы прощаемся с лугом, с его прекрасными растениями, разнообразными животными. Вы сказали, что луг дает много человеку полезного: грибы, ягоды, лекарственные растения, мед.
Попробуйте дары луга. Наших гостей пригласим на чаепитие с дарами луга: чай, заваренный на травах, мед и варенье, сваренное из земляники.