Официальный сайт panajotov 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Интонация и пунктуация.

Submitted by Лейля Мунавировна Фаттахова on чт, 10/12/2009 - 18:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Фаттахова Лейля Мунавировна
Место работы, должность: 
МОУ "Каракашлинская средняя общеобразовательная школа" Ютазинского района Республики Татарстан, учитель русского языка и литературы I квалификационной категории
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Уровень образования: 
начальное профессиональное образование
Уровень образования: 
среднее профессиональное образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Образовательные: • расследование проблемы: нужно ли знать пунктуационные и интонационные нормы в современном деловом мире; • выработка умения логично высказывать мысли, идеи; • научить соблюдать пунктуационные и интонационные нормы; • научить анализировать интонационные конструкции; • научить анализировать текст с точки зрения интонационных и пунктуационных норм. Развивающие: • развивать умение использовать интонационные конструкции; • формировать умение обобщать, делать правильные выводы; • развивать логическое мышление и речь; • формировать гуманистическое мировоззрение; • развивать творческий потенциал личности студента. Воспитательные: • воспитывать культуру речи; • воспитывать патриотизм; • воспитывать дисциплинированность; • воспитывать профессионализм
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 


 

1.    Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. -Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2001.

2.    Л.А. Введенская. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия". -Ростов н/Д: изд-во "Феникс", 2000.


 

 


 

Используемая методическая литература: 

 

 

    А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов. -М.: Высшая школа, 2003.

И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева, Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования уроков и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ. - М.: ВАКО, 2004.

 


Используемое оборудование: 

 

1.    Портреты А.П. Чехова, М.В. Ломоносова, Аристофана, К.С. Станиславского, Л.В. Щербы.

2.    Эпиграф к уроку: "Ключ к любой профессии лежит через язык."

3.    В/фильм с интервью, снятый группой учащихся.

4.    Карточки с заданиями к следственным (лингвистическим) экспериментам.

5.    Тест "Пунктуационные нормы".

6.    Таблицы с интонационными конструкциями, предложениями.

7.    В/магнитофон, телевизор.

 

Краткое описание: 
1. Вступительное слово учителя ("Казнить нельзя помиловать"). 2. Телепередача "Независимое расследование": • интервью (просмотр фрагмента в/фильма), анализ интервью; • расследование проблемы "Пунктуация и интонация. "За" и "против"; • проведение следственных экспериментов (решение задач); • решение тестов по пунктуации; • подведение итогов расследования. 3. Заключительное слово учителя. Комментирование отметок. 4. Домашнее задание: Текущее: • Самостоятельно изучить тему: "Расстановка знаков препинания при оформлении чужой речи и цитат". Перспективное: • Написать реферат на одну из предложенных тем (по желанию): 1. Вопросы пунктуации в трудах отечественных языковедов. 2. Стилистические функции знаков препинания. 3. Роль выразительного чтения в постановке знаков препинания. 4. Типы пунктуационных ошибок и причины их возникновения

 

ХОД УРОКА:

 

1.    Вступительное слово учителя:

 

 

КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ

 

 

Бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II (1284 - 1327). Восстановив против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных, Эдуард пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена - королева Изабелла и её возлюбленный лорд Мортимер. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в крепость, где он долго ожидал решения своей судьбы. Никто не решался отдать приказ об умерщвлении короля.

 

 

     История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Лорд Мортимер обратился к своему другу епископу Орлетону. "Иными словами, милорд, - сказал епископ, - Вы хотите послать приказ, не посылая его". Орлетон довольно быстро решил задачу, написав в качестве приказа   одну строку. Тюремщики, которым была поручена охрана бывшего короля, получили записку:

 

 

ЭДУАРДА УБИТЬ НЕ СМЕЙТЕ ПОМИЛОВАТЬ

 

 

     Примерно таков вольный перевод этой фразы с английского. Всё зависело от того, как тюремщики прочтут это письмо: если сделать паузу после слов "не смейте", то короля убивать не следует, необходимо его помиловать; если же паузу сделать после слова "убить", то судьба короля плачевна.

 

 

     Тюремщики хорошо знали волю королевы и прочли письмо так, как ей хотелось: король был убит.

 

 

     Так король Эдуард II стал жертвой не только политического, но и грамматического заговора.

 

 

     Вот так маленькая пауза, обозначаемая на письме запятой, стала убийцей.

 

 

Сегодня наш урок посвящён пунктуации и интонации. Мы попробуем     разобраться, как же связаны между собой эти понятия, каковы функции знаков препинания.

 

 

Что такое пунктуация? Интонация?

 

Какая связь существует между пунктуацией и интонацией?

Нужны ли вообще современному деловому человеку знания о пунктуации и интонации?

Кто-то считает, что нет, не нужны. А кто-то уверен в том, что в современном деловом мире умение пользоваться знаками препинания, интонационными возможностями русской речи является ключевым фактором в успешной профессиональной деятельности.

 

Так кто же прав? Чтобы ответить на этот вопрос, я, преподаватель русского языка Фаттахова Лейля Мунавировна, предлагаю вам посмотреть передачу "Независимое расследование".

 

 

Ведущий:

 

 

-Здравствуйте! Разрешите представиться. Меня зовут Пронина Анжела. Я приглашаю вас на очередное независимое расследование.

 

 

         Тема нашего расследования: "Пунктуация и интонация. За и против."

 

         Прошу отнестись к рассматриваемому делу очень серьёзно и помочь в разрешении возникшей проблемы, приняв активное участие в проведении следственных экспериментов.

 

         Просьба соблюдать тишину во время расследования.

 

         Итак, начинаем!

 

         Как нам стало известно, существует определённая группа людей в нашем обществе, которая считает, что мы живём в эпоху культурной революции, когда соблюдение норм литературного языка, в частности пунктуационных и интонационных норм, не обязательно и даже вредит достижению успеха в деловом общении.

 

 

         Сегодня у нас в студии собрались те, кто "За" это мнение и те, кто "Против".

 

         Прежде чем перейти к непосредственному обсуждению, я предлагаю, уважаемые гости нашей студии, зрители, посмотреть интервью, а также результаты опроса, который провели наши журналисты. Итак, посмотрим первый видео блок.

 

         Просмотр интервью. В интервью принимали участие  учащиеся школы.

 

         Вопросы:

1.    Какова роль пунктуации в речевом общении?

2.    Какие принципы пунктуации вы знаете?

3.    Что такое интонация?

4.    Какую функцию выполняет интонация?

5.    Когда знак препинания становится другом, а когда врагом?

 

 

 

 

Учитель:

-                     Итак, мы познакомили вас с общественным мнением, а теперь давайте выслушаем мнение специалистов.

Слово предоставляется защитникам пунктуационных и интонационных норм.

 

Защитник:

 

-         Выписка из личного дела.

Слово "пунктуация" (от латинского Рunktum - точка) употребляется в 3-х значениях:

1.    собрание  правил о составе, функциях и постановке знаков препинания;

2.    расстановка знаков препинания в тексте;

3.    то же, что и знаки препинания.

 

Особые приметы:

 

 

В понимании основ пунктуации существует три направления: логическое, синтаксическое и интонационное.

 

 

Представители логического направления полагали, что знаки препинания выполняют смысловую роль - указывают на смысловое членение и взаимоотношение мыслей, выражая различные добавочные смысловые оттенки.

 

 

Сторонники синтаксического направления утверждали, что пунктуация, выделяя отдельные предложения и части предложения, делает наглядным синтаксический строй речи. По мнению учёных, придерживающихся интонационного направления, знаки препинания служат для обозначения ритмики и мелодики фразы.

 

 

Учитель:

 

         -Некоторые учёные полагают, что система пунктуационных знаков возникла в глубокой древности и в некотором роде стихийно. Первые следы пунктуации относятся к Ш-II векам до н.э. Изучение древнейших рукописей потребовало определённой культуры общения с текстами. Впервые знаки препинания были использованы Аристофаном Византийским, который употребил их в гомеровских текстах. Теорию пунктуации предложил один из представителей александрийской школы - Дионисий Фракийский, выделивший три основных знака препинания: точку как знак законченной мысли, среднюю точку "для отдыха", малую точку как знак мысли, ещё не законченной, нуждающейся в продолжении.

 

         В середине XV века типографы братья Мануции изобрели пунктуацию для европейской письменности; она и была принята в основных чертах большинством народов Европы и существует до настоящего времени.

 

 

Ведущий:

 

-                     Благодарю Вас!

 Знаки препинания (точка и запятая) и заглавные буквы, хотя и были известны со времён античности, но употреблялись редко. Античное и старославянское письмо в основном было слитным, слова не отделялись друг от друга. Послушаем, что нам скажут по этому поводу эксперты.

         Слово предоставляется экспертам-историкам.

 

Эксперт первый:

 

         - Уважаемые участники "Независимого расследования", зрители! Разрешите зачитать выписку из личного дела.

 

         "Исследование берестяных грамот Великого Новгорода показали, что в текстах использовались различные комбинации точек или другие знаки в виде креста или "змейки". Любопытно, что указанные знаки обнаруживались лишь в текстах, которые были рассчитаны в большей степени на чтение вслух (перечни повинностей, долгов или церковные записи). Первыми были знаки не письменной, а устной речи, так как ораторское искусство относится к области говорения, а не писания.

 

 

         Решающим в развитии пунктуации явилось изобретение книгопечатания. Первым знаком препинания в русских текстах был, вероятно, пробел между словами (XVI век).

 

 

         Действующая сейчас система русской пунктуации  в главных своих чертах сложилась к тому времени, когда закончилось формирование основ современного русского литературного языка, т. е. к XVIII столетию.

 

 

         В "Российской грамматике " М.В. Ломоносова уже содержатся специальные указания об употреблении знаков препинания: здесь перечислены знаки препинания и даны правила их употребления."

 

 

Эксперт второй:

 

-Создание пунктуационной системы шло постепенно: от системы из трёх знаков препинания до современного алфавита знаков препинания. М.В. Ломоносов даёт 8 строчных знаков, среди них такие, названия которых не сохранились в современном употреблении. Так, по Ломоносову, восклицательный знак (!) - "удивительный", тире ( - ) - "единительный", а скобки ( ) - "вместительный".

         В грамматиках 19 века указывалось от 6 до 15 знаков препинания.

 

Эксперт третий:

 

- В настоящее время согласно "Правилам русской орфографии и пунктуации" в учебниках представлен алфавит из 10 знаков препинания, которые даются в следующем перечне:

1.    Точка

2.    Точка с запятой

3.    Запятая

4.    Двоеточие

5.    Тире

6.    Вопросительный знак

7.    Восклицательный знак

8.    Многоточие

9.    Скобки

10.          Кавычки

 

Мы видим точечный характер пунктуационных знаков: в 6 знаках из 10 употребляется точка.

 

 

Ведущий:

 

-         Спасибо, уважаемые эксперты-историки!

А сейчас проведём лингвистический эксперимент: тест "Знаки препинания в БСП."

 

Решение тестов на компьютере.

 

 

 

 

 

 

Ведущий:

 

Наша передача посвящена пунктуации и интонации. Что же такое интонация? Какова её связь с пунктуацией? Слово предоставляется экспертам по интонации.

 

Эксперт четвёртый:

 

- Прежде всего, ответим на первый вопрос. В ходе наших исследований мы выяснили, что интонация - звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.

         Интонация бывает повествовательная, вопросительная, выражающая особые чувства говорящего (боль, гнев, радость и т.д.).

 

         Один из принципов русской пунктуации называется интонационным. Знаки препинания показывают, как при письме и чтении написанного расчленять речь на её составные части.

 

 

Эксперт пятый:

 

- Знаки препинания передают следующие оттенки смысла и соответствуют определённой интонации:

         Точке присуща интонационная фигура звукового понижения основного тона - своеобразного падения звука. Для того чтобы точка звучала активнее, определённее, необходимо большее повышение звука перед завершающим словом. Это увеличит амплитуду звучания, и голосовой удар на понижение прозвучит энергичнее.

 

          Не все точки имеют одинаковую интонационную структуру. Если последующая фраза тесно связана по смыслу с предыдущей, развивает и дополняет её, точка не должна зазвучать с такой активностью, амплитуда не будет столь велика, понижение звучит слабее. Лишь завершающая точка получает наибольшую звуковую определённость: голос опускается "на дно", утверждая законченность мысли. Такое различие интонационной структуры по силе звучания носит название градации точки.

 

Эксперт 7-й:

- Запятая всегда свидетельствует о том, что мысль развивается, высказывание не закончено, поэтому она всегда требует движения голоса вверх, который завершается своеобразным "голосовым загибом", обрывающим звук и предупреждающим, как поднятая кверху рука, о том, что мысль не завершена. Этот обрыв повышающейся интонации заставляет слушающего внутренне ожидать её завершения, а продолжение фразы, начавшееся с той же звуковой ступени, на которой прозвучала эта "запятая", психологически соединится для него с её началом. Сравните: Наступила осень. Наступила осень, но ещё тепло. Пауза при запятой обычно имеет место, но не всегда.

 

Эксперт 8-й:

 

- Точка с запятой - знак средний между точкой и запятой. Он передаётся понижением голоса меньшим и паузой более короткой, чем при точке, или повышением голоса меньшим, но паузой большей, чем при запятой (звучит то, как точка, то как запятая).

Двоеточие  - знак препинания, обозначающий не совсем законченную мысль. Он должен звучать так, чтобы слушатель непременно ждал продолжения. В его интонации ощущается движение, развитие, передаваемое лёгким звуковым толчком.

 

Я знаю, в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.С. Пушкин.)

Многоточие - знак, обозначающий неожиданный перерыв  речи из-за внешних обстоятельств. Голос как бы повисает на одной ноте.

 

-В моём календаре…

 

-Всё врут календари.   (А.Грибоедов.)

 

Эксперт 9-й:

- Тире - этот знак препинания соответствует резкому повышению, а затем резкому понижению голоса. Тон как бы преломляется. Поспешишь - людей насмешишь. Этот знак Станиславский назвал "знаком отчаяния". Он ставится там, где автор затрудняется в постановке знака.

Вопросительный знак - требует резкого и быстрого подъёма  звука на вопросительном слове, которое сопровождается характерной фигурой так называемого "кваканья". Высота и скорость подъёма, форма звуковой фигуры создают градацию вопроса.

Восклицательный знак - начинается с быстрого звукового подъёма, после чего голос резко падает книзу. Чем выше взлёт и резче падение, тем интенсивнее звучит восклицание.

 

Эксперт 10-й:

 

- Уважаемый коллега! Мне бы хотелось подробнее остановиться на интонационном тире.

Во-первых, тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы подчеркнуть или уточнить смысловые отношения между членами предложения, когда другим знаками препинания или порядком слов нужный смысл не может быть выражен.

Сравните: Ходить - долго не мог (т.е. лишён был возможности передвигаться в течение длительного периода, например. после тяжёлой болезни). Ходить долго - не мог (т.е. не мог заниматься длительной ходьбой).

Такое тире называют интонационным, оно может отделять любую часть предложения. Тире перед однородными обстоятельствами цели подчёркивает  их связь со сказуемым.

 

Все любили его - за присущее ему упорство, силу воли, за полнокровность всего его существа.

Во- вторых, интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности или для обозначения логического ударения:

 

И щуку бросили - в реку. (И.Крылов.)

 

Ведущий:

 

- Благодарю Вас! Интонация отличает устную речь от письменной, делает её богаче, выразительнее, придаёт ей неповторимый, индивидуальный характер.

 

Учитель:

 

- Особый интонационный рисунок каждого знака препинания, градация силы и характера логического ударения, темп и ритм смены речевых тактов позволяют чётче вылепить звуковой образ мысли, сделать так, чтобы она легко воспринималась на слух. А вот что говорит об интонации публицист, исследователь, прекрасный рассказчик-актёр И.Л. Андронников:

 

         Простое слово "здравствуйте" можно сказать ехидно, отрывисто, приветливо, сухо, мрачно, равнодушно, заискивающе, высокомерно. Это простое слово можно произнести на тысячу разных ладов. А написать? Для этого понадобится на одно слово "здравствуйте" несколько слов комментария, как именно было произнесено слово. Диапазон интонаций, расширяющих смысловое значение речи, можно считать беспредельным. Не будет ошибкой сказать, что истинный смысл сказанного заключается постоянно не в самих словах, а в интонациях, с какими они произнесены.

 

 

Ведущий:

 

-Интонация - сложное явление. Она включает в себя три акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, темп речи и тембр голоса. Прежде чем охарактеризовать слагаемы интонации, обратимся к истории её изучения. Слово предоставляется экспертам-историкам.

 

Эксперт 11-й

 

- Можно ли сомневаться в том, что интонация присуща речи с начала её зарождения? Думаю, что нет. А вот на вопрос, когда на неё обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и почему, ответить без знания истории науки трудно.

Интонация заинтересовала, прежде всего, теоретиков ораторского искусства ещё в античные времена. Оратор должен уметь говорить чётко, ясно, чтобы все понимали, о чём он ведёт речь. Кроме того, оратор должен воздействовать не только на разум. Но и на чувства слушателей, должен уметь завоевать их симпатию, склонить на свою сторону, вызвать нужную ему реакцию. Он должен знать, как это сделать, какие средства звучащей речи необходимо для этого использовать. Вот почему ораторы Древней Греции и Древнего Рима, закладывая основы ораторского искусства, писали и об интонации.

Можно сказать, что интонацией стали интересоваться со времён легендарного Ромула, основавшего Рим.

 

Эксперт 12-й:

 

         -Проблема интонации привлекала теоретиков публичной речи и в средние века. Но для нас большой интерес представляют работы, появившиеся в России в XVIII столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М.В. Ломоносов. Часть четвёртая его "Краткого руководства к риторике" называется "О произношении". Каковы же советы Ломоносова?

 

Эксперт 13-й:

 

-" Слово произносить должно голосом чистым, непрерывным, не грубым, средним, т.е. не очень кричным или весьма низким, равным, т.е. не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив того, неприлично произносить однем тоном, без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует, умеренно повышать и понижать должно и голос. В вопрошениях, в восклицаниях и в других сильных фигурах надлежит оный возносить с некоторым стремлением и отрывом. В истолковании и в нежных фигурах должно говорить равнее и несколько пониже; радостную материю весёлым, печальную плачевным, просительную умильным высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном. И словом, голос свой управлять должен ритор по состоянию и свойствам предлагаемыя материи."

 

         Используя термин голос, М.В. Ломоносов имеет в виду интонацию.

 

 

Эксперт 14-й:

 

         - В XVIII-XIX веках с развитием театрального искусства интонацию начинают рассматривать как важный элемент сценической речи. Для актёра, как и для оратора, звучащая речь - основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей.

         Специалисты по выразительному чтению, актёрскому мастерству особое внимание уделяли связи пунктуации с характером произношения текста, подчёркивали. Что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. Уже в то время правильно определили зависимость интенсивности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место в нём занимает.

         Теоретические высказывания о характере русской интонации и советы по практическому её использованию в сценической речи обобщил и развил дальше выдающийся режиссёр, актёр, педагог, теоретик театрального искусства Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938):

 

        

 

Прямое назначение знаков препинания, -считает К.С. Станиславский, -группировать слова фразы и указывать речевые остановки или паузы. Они различны не только по продолжительности, но и по характеру. Последний зависит от той интонации, которая сопровождает речевую остановку. Иначе говоря, каждый знак препинания требует соответствующей ему, характерной для него интонации.

 

Ведущий:

 

         - Спасибо, уважаемые эксперты!

В конце 19 века исследованием интонации  стали заниматься лингвисты. Это не значит, что раньше в их трудах не говорилось об интонации. Вспомним для примера "Российскую грамматику" М.В. Ломоносова, изданную в 1755 году. Кем же были заложены основы научного подхода к изучению интонации? Слово предоставляется экспертам-лингвистам.

 

Эксперт-лингвист первый:

 

         - Основы научного подхода к изучению интонации в отечественном языкознании были заложены Василием Алексеевичем Богородицким (1857-1941), который создал первую в России экспериментальную фонетическую лабораторию, Александром Матвеевичем Пешковским (1878-1933), Львом Владимировичем Щербой (1880-1944), возглавлявшим ленинградскую филологическую школу. Первоначально интонация интересовала учёных как акустическое средство оформления предложений, т.е. её синтаксический аспект. Лингвисты достаточно подробно описали интонацию вопросительных, восклицательных, побудительных, повествовательных предложений, исследовали и показали, как интонация оформляет высказывание, помогает различить его части с учётом их значимости.

 

Зритель из зала:

 

         - Всё это хорошо: история, лингвисты и всё такое. Но мне этого и не надо знать! Я говорю так как хочу, не задумываясь об интонации. И меня все понимают.

 

 

 

 

 

Эксперт-лингвист 2-й:

 

         -Позвольте Вам возразить! Учёные давно установили, что интонация выполняет три основные функции: семантическую, синтаксическую и стилистическую. В последние два десятилетия возрос интерес к изучению стилистической функции интонации, её роли в формировании текста.

         Поскольку любой текст строится в определённом стиле (официально-деловом, научном, публицистическом, обиходно-разговорном), принадлежит к какому-то жанру, лингвисты выясняют, как изменяется интонация в художественных произведениях, в которых она служит изобразительным средством, помогает раскрыть характер персонажей.

         В работах стилистического характера особое внимание уделяется интеллектуальному значению интонации, поскольку она позволяет говорящему выделять в высказывании то, что является наиболее важным в момент речи.

 

Эксперт-лингвист 3-й:

 

         - Помимо интеллектуального, интонация имеет и волюнтативное значение, когда она выражает волевые действия: приказ, запрещение, просьбу, предупреждение, предостережение, угрозу, повеление, упрёк, разрешение, мольбу, протест, согласие, понукание, рекомендацию, уговор.

 

Ведущий:

 

- Благодарю Вас!

         А сейчас, уважаемые эксперты, гости нашей студии, я приглашаю вас принять участие в лингвистическом эксперименте. Сравним две онегинские строфы. В них умышленно в конце некоторых фраз вместо знаков препинания поставлены круглые скобки. Постарайтесь определить, в каких случаях безошибочно угадывается, вопросительное это или повествовательное предложение, с какой интонацией его следует произнести?

 

(Всем присутствующим раздают карточки следующего содержания:

 

 

Тогда - не правда ли ( ) - в пустыне,

 

Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась…Что ж ныне

Меня преследуете вы ( )

Зачем у вас я на примете ( )

Не потому ль, что в высшем свете

Теперь являться я должна;

Что я богата и знатна,

Что муж в сраженьях изувечен,

Что нас за то ласкает двор ( )

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь ( )

(Глава восьмая,XLIV)

 

В глуши что делать в эту пору ( )

 

Гулять ( ) Деревня той порой

Невольно докучает взору

Однообразной наготой.

Скакать верхом в степи суровой ( )

Но конь, притупленной подковой

Неверный зацепляя лёд,

Того и жди, что упадёт.

Сиди под кровлею пустынной,

Читай: вот Прадт, вот W. Scott.

Не хочешь ( ) - поверяй расход,

Сердись иль пей, и вечер длинный

Кой-как пройдёт, а завтра тож,

И славно зиму проведёшь.

(Глава четвёртая, XLIII)

 

Учитель:

 

         - Убедились, что при отсутствии знаков препинания не так легко определить с какой интонацией следует произносить текст? Давайте порассуждаем! Слово вам, эксперты!

 

Эксперт-лингвист 4-й:

 

         - В первой онегинской строфе частица ли, вопросительные слова что, зачем, не потому ль служат ориентирами, требуют вопросительного знака в конце предложения. Во второй строфе только логика изложения может подсказать интонацию, и тут можно ошибиться. Если предположить, что Пушкин, задав вопрос В глуши что делать в эту пору, советует гулять, скакать верхом в степи суровой, читать, тогда это повествовательные предложения и на месте скобок ставится точка. Но у Пушкина стоит не точка, а вопросительный знак. Это вопросы-переспросы, вопросы, выражающие удивление. Вот как можно распространить текст, восполнив пропущенное, но подразумеваемое:

 

         -В глуши что делать в эту пору? -Можно гулять.

 

         -Гулять? -Можно скакать верхом. - Скакать верхом в степи суровой?

Характер интонации, как видите, определяется замыслом пишущего или говорящего.

 

Учитель:

 

         - При всём многообразии интонаций их можно объединить в типы. Для этого, прежде всего, необходимо найти в выражении центр - основной ударный слог. Например, во фразе Толик взял книгу примем за центр слово взял. Всё, что  находится перед центром - предцентровая часть, а то, что после центра, - постцентровая. Предцентровая, центр, постцентровая образуют интонационную конструкцию (ИК - произносится [ика´]).

         Для определения типа ИК важно также различать, как изменяется основной тон: повышается он или понижается. Тон произнесения гласных может быть ровным (--), нисходящим (ﺮ), восходящим (ﺡ), нисходяще-восходящим (Ų), восходяще-нисходящим (∩).

 

Эксперт-лингвист 5-й:

 

         - Лейля Мунавировна! Разрешите нам, экспертам-лингвистам, рассказать гостям студии о семи типах ИК.

         В повествовательном предложении при выражении завершённости предцентровая часть произносится в среднем тоне, на гласном центра тон понижается, предцентровая часть звучит ниже среднего. Представим это схематично:

 

ИК-1

 

                                            ―――――――――۱――

КАКИЕ У НИХ ОБЫ ЧАИ.

 

 

 

Эксперт-лингвист 6-й:

 

         - У вопросительных предложений, обращений предцентровая часть также произносится в среднем тоне, а постцентровая - ниже среднего, на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, но в отличие от ИК-1 усилено словесное ударение (оно на схеме обозначено жирной чертой):

ИК-2

                                           ―――――――――ר―――

КАКИЕ У НИХ О БЫ ЧАИ?

 

Эксперт-лингвист 7-й:

 

         - Если приходится повторить вопрос или произносится вопросительное предложение без вопросительного слова и только интонация определяет его характер, тогда используется ИК-3:

ИК-3

                                           ――――――――٢―――

КАКИЕ У НИХ О  БЫ ЧАИ

                                                  ٢―――――――――

ТО ЛИК ВЗЯЛ КНИГУ?

                                              ――――٢          ―――

ТОЛИК ВЗЯЛ КНИГУ?

В чём отличие ИК-3? Только в том, что на гласном центра тон резко повышается. Интонация в данном случае позволяет говорящему подчеркнуть то, что его интересует: или кто взял, или взял ли, или что взял.

 

Эксперт-лингвист 9-й:

 

         - При выражении сопоставительного вопроса, а также вопроса с оттенком требования интонация имеет свои особенности: на гласном центра тон понижается, затем повышается (нисходяще-восходящая интонация), предцентровая часть произносится средним тоном, а в постцентровой высокий уровень тона держится до конца конструкции:

 

ИК-4

 

                                  ――   ٢      ―――              ――――

А У НИХ?   КАКИЕ У НИХ ОБЫЧАИ?

                                                     ――      ――

ВАШ АД РЕС?

                                                ――――――   Ụ ―

ВАША ФА МИ ЛИЯ?

 

Эксперт-лингвист 10-й:

 

-В экспрессивных предложениях, когда даётся высокая оценка, выражается восхищение, а также в вопросительных предложенияхс вопросительным словом используется ИК-5, имеющее сложный рисунок. ИК-5 имеет два центра. В первом идёт повышение тона, во втором - понижение. Между центрами тон выше среднего, а в постцентровой - ниже среднего.

 

ИК-5

 

                                          ―٢――――――――۱――

КА КИ Е У НИХ О БЫ ЧАИ!

                                  ―――٢―――――١―――――――

КА КА Я ПРЕ КРА СНАЯ ПОГОДА!

 

                                            ――――٢――――――۱

 

НАСТО ЯЩАЯ ВЕ СНА!

 

Эксперт-лингвист 11-й:

 

-Когда же мы недоумеваем, когда хотим подчеркнуть высокую степень признака, действия, состояния, тогда на гласном центра тон повышается и его высокий уровень сохраняется до конца конструкции:

 

ИК-6

 

                                ٢―――――――――――

КА КИ Е У НИХ ОБЫЧАИ? (недоумение)

                                   ――――――――٣―――

КАКИЕ У НИХ О БЫ ЧАИ! (оценка)

                                     ―――――٢―――――――――

СКОЛЬКО ПИ СЕМ ПРИСЛАЛИ!

 

Эксперт-лингвист 12-й:

 

ИК-7

                                             ―――――――――

КА КИ Е У НИХ ОБЫЧАИ!

На гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок, и это отличает ИК-7 от ИК-3. В предложении выражается экспрессивное отрицание.

 

Учитель:

 

-                     Спасибо, уважаемые эксперты. В начале нашей передачи мы уже говорили об интонационном рисунке знаков препинания.  Сейчас я вам предлагаю провести лингвистический эксперимент.

( Раздаются карточки с заданиями. См. приложение №1)

 

Учитель:

 

Сделаем выводы по анализу предложений.

         Для чего нужна система знаков препинания?

 

(Чтобы осмыслить сказанное и выразить чувства к тому, о чём говорят, т.е. пунктуация является средством, при помощи которого пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в письменном (напечатанном) тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Таким образом, любой знак препинания в тексте может считаться стилистически значимыми служить для обозначения фразовой интонации, ритмики и мелодики фразы.)

 

 

Ведущий:

 

 

         Итак, время нашего эфира подходит к концу. Подведём итоги и ответим на вопрос, поставленный в начале передачи. Слово предоставляется руководителям творческих групп. Пожалуйста, прошу Вас.

 

 

Эксперты-лингвисты:

 

         -Известно, что пишущие иногда (а некоторые часто) ставят знаки препинания, не считаясь с общепринятым их употреблением; при этом возможна различная степень отступления от установленных правил. Пока отступления остаются в пределах, не препятствующих общению пишущего с читающим, т.е. не приводящих к затруднённому или превратному пониманию написанного, пунктуация продолжает выполнять свою основную социальную функцию…

         Таким образом, ясно, что необходимый контакт между пишущим и читающим возможен только при условии, если и тот, и другой исходят из единого понимания как общего значения пунктуации, та и значений отдельных знаков препинания.

 

Эксперт:

 

 

         -Нарушение общепринятых норм употребления знаков препинания в большинстве случаев опаснее, нежели орфографически неправильное написание слова: ошибка в написании слова может либо вовсе не вызывать неверной смысловой ассоциации (например, "молодеж", "карова", "приподаватель"), либо вызвать временную задержку в определении значения слова (например, "гуляли влесу", "упал в низ"). Бывают, конечно. И такие орфографические ошибки, которые приводят к неверному пониманию текста, тогда как в пунктуации всякая ошибка в той или иной степени искажает смысл текста.

 

Эксперты-историки:

 

         -Разрешите зачитать Вам итоги расследования творческой группы экспертов-историков:

         Пунктуация - феномен письменного языка. Чтобы написанное было понятно читающему, недостаточно букв алфавита. Но произносить отдельные слова одно за другим ещё не значит делать произносимое понятным. Слова в речи объединяются в группы, между группами слов, а иногда между отдельными словами делаются паузы различной длительности. Словесные группы или отдельные слова  произносятся то с повышением, то с понижением тона, т. е. с различной интонацией. И паузы, и интонация выражают при этом смысловые оттенки речевого высказывания, которые в письменной речи должны быть обозначены особыми знаками - знаками препинания.

         Знаки препинания и предназначены для того, чтобы передавать "музыку" высказывания. Недаром сравнивали их с нотными знаками писатели Чехов и Паустовский. "Знаки препинания - ноты при чтении", - так характеризует пунктуацию А.П. Чехов. А вот что пишет К.Г. Паустовский: "Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться".

         А теперь о соотношении пунктуации и интонации. Между ними есть расхождения. Сюда относятся, с одной стороны, случаи постановки запятой, не связанные с интонацией, с другой стороны - отсутствие знака препинания там, где есть для этого интонационное основание.

 

Эксперт:

 

-Знаки препинания, требующие наблюдения над интонацией:

1.Запятая, точка с запятой, двоеточие, тире между частями бессоюзных сложных предложений:

 

В воздухе пахло снегом; под ногами мягко  хрустел снег. (А.П. Чехов.)

 

Горя бояться - счастья не видать. (Посл.)

 

Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звёзды. (М. Горький.)

 

2.    Запятая между однородными определениями и её отсутствии при неоднородных.

 

Мне нужен другой, синий карандаш.

 

Мне нужен другой синий карандаш.

 

3.    Запятая при обособленных определениях, обстоятельствах, приложениях.

 

Мой друг Иванов очень способный.

 

Мой друг, Иванов, очень способный.

 

4.    Запятая, тире и скобки при вводных словах и предложениях.

 

Он естественно пришёл к этому выводу.

 

Он, естественно, пришёл к этому выводу.

 

5.    Запятая перед косвенным вопросом и двоеточие при прямой речи.

 

Мы спросили: " Когда приходит поезд?"

 

Мы спросили, когда приходит поезд.

 

Эксперт:

 

         -Знаки препинания, связанные с грамматическим строем предложения. В этих случаях знак препинания может соответствовать интонации, паузе, а может ставиться вопреки ей.

 

1.      Запятая между частями сложносочинённого  и сложноподчинённого предложения.

 

 

Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов.)

 

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. (А. Тютчев.)

 

2.      Запятая при обособленных распространённых определениях после определяемого слова.

 

На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката. (М. Горький.)

 

3.      Запятая при деепричастном обороте.

 

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе шумя ползёт к голове Ибрагима.

 

Эксперт:

 

         -Таким образом, существующая в настоящее время пунктуация системно организована и все три принципа связаны между собой: интонационный сводится к смысловому, смысловой к грамматическому или наоборот. Выделять же отдельно принципы пунктуации можно лишь условно, для удобства изучения пунктуации.

 

Ведущий:

 

-Благодарю Вас!

Ваше мнение, Лейля Мунавировна?

 

Учитель:

 

 

         -Я считаю, что пунктуационно-интонационное оформление конкретного текста свидетельствует не только о языковой компетенции автора, т.е. о его знании особенностей пунктуационной и интонационной системы языка, действующих норм и правил в области правописания, но и об уровне его речевой компетенции, т.е. умении сознательно и творчески использовать все те средства, которые предоставлены языком. Как сказал известный немецкий философ М. Нордау, "язык по существу есть сам человек".

В заключение послушайте притчу.

 

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

 

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничего не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили - в космосе, на земле или даже в собственной квартире…

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него оставались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.

Берегите знаки препинания!

(А. Каневский)

 

Выставление и комментирование оценок.

 

 

Домашнее задание:

 

 

Изучить самостоятельно тему: "Способы оформления чужой речи. Цитирование."

 

 

Перспективное:

 

 

По желанию написать реферат на одну из следующих тем:

 

·        Роль выразительного чтения в постановке знаков препинания.

·        Типы пунктуационных ошибок и причины их возникновения.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

 

ИНТЕРВЬЮ

 

 

1-й вопрос:

 

 

-Добрый день! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Что такое пунктуация?"

 

Ответ:

-Пунктуация - раздел языкознания, изучающий закономерности системы пунктуационных знаков, функции и нормы их употребления.

 

2-й вопрос:

 

 

-Здравствуйте, что такое пунктуация?

 

Ответ:

-Пунктуация - система общеобязательных графических внеалфавитных знаков, составляющих вместе с графикой и орфографией совокупность основных средств письменного языка.

 

3-й вопрос:

 

 

-Добрый день! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Что такое пунктуация?"

 

Ответ:

-А зачем мне это надо знать?! Я и без знаков препинания проживу! И вообще, у меня нет времени на всю эту чепуху!

 

4-й вопрос:

 

 

-Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на вопрос: "Что такое интонация?"

 

Ответ:

-Интонация? Дайте немного времени… Да, интонация - звуковое средство языка, оформляющее высказывание: тон, тембр, интенсивность и длительность звучания.

 

5-й вопрос:

 

 

-Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста на вопрос: "Интонация связана с пунктуацией?"

 

Ответ:

-Да, конечно! Интонация организует ритмомелодику предложений и выражает конкретную семантику.

 

 

 

 

 

6-й вопрос:

 

 

-Можно ли с помощью пунктуации передать все виды русской интонации?

 

Ответ:

-Я думаю, что нет, потому что существует множество видов интонации. Например, повествовательная, вопросительная. Восклицательная. А как можно при помощи знаков препинания передать гнев, боль, отчаяние?!

 

7-й вопрос:

 

 

-Для чего нужна система знаков препинания? Имеют ли они значение в вашей будущей профессии?

 

Ответ:

-Я считаю, что знаки препинания нужны, чтобы получить хорошую оценку по русскому языку. А что касается моей будущей профессии, так я буду экономистом. А экономика, как известно, это цифры. Мне не нужны знаки препинания!

 

8-й вопрос:

 

 

-В чём заключаются принципы русской пунктуации?

 

Ответ:

-Существуют три принципа русской пунктуации:

·        Смысловой (логический) принцип. В основе правил лежит смысл высказывания. Выполняя грамматическое расчленение текста, знак препинания тем самым организует его смысловое расчленение.

·        Грамматический (синтаксический) принцип. Употребление большинства знаков препинания в русском письме регулируется  именно грамматическим принципом.

·        Интонационный принцип. Знаки препинания показывают, как надо на письме и при чтении написанного расчленять речь на её составные части.

 

9-й вопрос:

 

 

-Что вы думаете о связи знаков препинания и деловых документов?

 

Ответ:

-В деловых документах, в которых синтаксическая структура носит более или менее стандартный и сравнительно несложный характер, пишущему либо вовсе не приходится, либо приходится в незначительной степени иметь дело с выражением тонких оттенков смысла. Понятно, что с употреблением знаков препинания здесь дело обстоит сравнительно просто.

 

10-й вопрос:

 

 

-Что вы знаете об истории пунктуации и интонации?

 

Ответ:

-История пунктуации свидетельствует о том, что знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на отрезки большей или меньшей самостоятельности в соответствии со смысловой структурой речи. Первым основанием для такого членения могло быть, конечно, только членение соответствующего устного высказывания посредством пауз. Таким образом, первые знаки препинания, как показывает история пунктуации во всех языках, обозначали паузы большей или меньшей длительности внутри письменного текста.

 

11-й:

 

-А мы вам расскажем пунктуационные анекдоты.

В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак:"?"

Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко:"!"

 

12-й:

 

-Однажды американский новеллист Вильям Сидни Портер, пишущий по псевдонимом, получил от своего издателя записку: "Как точнее обозначить Ваше имя на обложке новой книги - О. Генри или О'Генри? Какой из вариантов привлечёт покупателей?

Писатель-юморист, запас остроумных выдумок которого был неистощим, не растерялся и ответил: "Напишите: О! Генри!"

 

13-й:

 

-В Древней Греции одним богачом было составлено завещание, которым он обязал своих наследников поставить в его память "статую золотую чашу держащую".  После смерти завещателя наследники начали спорить. По мнению одних, надо было дать заказ скульптору, чтобы он изготовил "статую золотую, чашу держащую". Другие утверждали, что это вконец разорит их, а поэтому надо поставить "статую, золотую чашу держащую". Учитывая, что это обойдётся несравненно дешевле, наследники остановились на последнем варианте.

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

 

Лингвистические эксперименты.

 

Эксперимент 1-й:

 

         Произнесите предложения со всеми возможными интонациями:

 

1.    Мы поедем завтра в зоопарк.

 

2.    Я не люблю, когда жарко.

3.    Ты хочешь знать моё мнение.

4.    Как хороши, как свежи были розы.

5.    И что ты по этому поводу думаешь.

6.    Все давно ушли.

 

Эксперимент 2-й:

 

 

Расставьте знаки препинания, чтобы избежать двусмысленности:

 

1.    Девочка сидела на скамейке, которая находилась у куста сирени и ждала подругу.

2.    Село раскинулось на другом правом берегу.

3.    Коза, которую купила тётка, вернувшись из санатория, пропала.

4.    Я занимался с братишкой, который болел английским языком.

 

Эксперимент 3-й:

 

 

Обоснуйте знаки препинания, прочитайте с выражением. Попробуйте поменять расстановку знаков препинания. Что изменилось? Какова роль пунктуации и интонации в речи?

 

 

Стояли зимние дни хмурые, тоскливые: рассветает поздно, темнеет рано, света белого не видать. Будто тянутся сплошные, долгие сумерки…

 

         И вдруг улыбнулась погодка: выпал чистый, мягкий снежок, с неба тучи ушли, солнышко проглянуло, и так-то сделалось славно в лесу! Сахарный снег блестит-переливается, все деревья цветными сделались: ёлки -  с коричневой шкуркой, сосны - с жёлтенькой, осинки с зелёненькой, берёзки с пёстренькой, будто в родимых пятнышках. И над всем лесом голубое небо сияет! (Э. Шим.)

 

Особо поработайте над интонацией смыслового отделения слов и словосочетаний. Покажите различие в чтении восклицательных и невосклицательных предложений.

 

 

Эксперимент 4-й:

 

 

Анализ предложений. Объясните постановку знаков препинания в конце предложений, прочитайте с правильной интонацией.

 

 

1.Тёплый ветерок гуляет по траве, гнёт деревья и поднимает пыль. Сейчас брызнет майский дождь и начнётся настоящая гроза. (А. Чехов.)

 

 

(Точка ставится в конце законченного повествовательного предложения. Первое предложение простое, осложнено однородными членами предложения. Второе предложение сложносочинённое с союзом И. Запятая перед союзом И не ставится, так как есть общий второстепенный член (сейчас).

 

 

2. Поздно. Ветер стал холодный. Темно в долине. Роща спит над отуманенной рекой. Луна сокрылась за горою. (А. Пушкин.)

 

 

(Точка ставится после коротких простых предложений, рисующих единую картину, для придания повествованию большей выразительности.)

 

 

3. Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

 

 

(Вопрос, содержащийся в придаточной части.)

 

 

4.      Как холодно, как росисто и хорошо жить на свете! (И. Бунин) Какая необыкновенная была девушка на грузовике! (К. Федин.)

 

 

(Предложения, начинающиеся со слов КАК, ЧТО, ЗА, КАКОЙ, обычно являются восклицательными.)

 

 

5.      Дубровский молчал… Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногой, оттолкнул секретаря… (А. Пушкин.)

 

 

(Многоточие указывает на неожиданный переход от одной мысли к другой.)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

 

 

ТЕМА: «ПУНКТУАЦИЯ И ИНТОНАЦИЯ»

 

"Знаки препинания - ноты при чтении"

А.П. Чехов

 

"Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться"

 

К.Г. Паустовский

 

 

 

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ               УЧЁНЫЕ 

 

   

 

 СОВРЕМЕННЫЙ ПУНКТУАЦИОННЫЙ АЛФАВИТ

 

 

 

 

 

Принципы пунктуации

 

 

грамматический         смысловой        интонационный

 

 

 

 

 

Компоненты интонации

 

 тон голоса             интенсивность звучания               темп речи            тембр речи

 

 

 

 

 

 

ИНТОНАЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ

 

Знаки препинания

·        требующие наблюдения за интонацией

·        не требующие наблюдения за интонацией

 

 

 

Типы интонационных конструкций:

 

 

ИК-1  ИК-2  ИК-3  ИК-4  ИК-5  ИК-6  ИК-7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн