Официальный сайт nokia 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Развитие культуры и изменения в культуре России первой четверти XVIII века

Submitted by Наталья Михайловна Пономаренко on Wed, 09/12/2009 - 12:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Пономаренко Наталья Михайловна
Место работы, должность: 
учитель истории МОУ "СОШ с.Горяйновка Духовницкого района Саратовской области"
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

1.Познакомить с главными изменениями всей культурной жизни России. 2.Охарактеризовать причины подъема русской культуры в первой четверти XVIII века. 3.Представить основные направления развития русской культуры. 4.Познакомить с новыми явлениями в области культуры, быта, введенными Петром I . 5.Развивать умения учащихся самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства. 6.Продолжить развитие умений работы с учебником, с дополнительной литературой, самостоятельно определять художественные достоинства произведений искусства. 7.Продолжить формирование умений сравнивать, делать необходимые выводы.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебники:

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина  История России. Конец XVI  - XVIII века. 7 класс . 
  2. В.И. Буганов, П.Н. Зырянов История России. Конец XVII - XIX вв.  10 класс.
  3. рабочая тетрадь

 

Используемое оборудование: 

Используется компьютер, мультимедийный проектор,экран, доска, мел, иллюстрации из учебника, репродукции картин, фотографии, схема "Развитие русской культуры первой четверти XVIII века", схема "Новые явления в общественно - культурной жизни, изменения в быту". 

Используемые ЦОР: 

Презентация "Развитие культуры и изменения в культуре России первой четверти XVIIIека"

Краткое описание: 
При концентрической системе данная тема изучается в 7 классе, а также во втором концентре 10 кл. Важность ее несомненна – т.к. изучается развитие и изменения происходящие в культуре Росиии, связанные с деятельностью Петра I. Тема рассчитана на изучение в течении 2 часов. Данный урок - это второй урок по этой теме, посвящен изменениям произошедшим в быту, в архитектуре. На уроке учащиеся должны усвоить основные понятия, учиться сравнивать и делать выводы из данных сравнений.

 

  1. Изменения в дворянском быту.
  2. Архитектура
  3. Живопись
  4. Литература
  5. Общественно – политическая мысль
  6. Значение культурного наследия Петровского времени.
 
 
I.   Организационный момент
 
II.                 Изучение нового материала
1. Изменения в дворянском быту 
- Откроем презентацию «Мужской и женский костюм»:
А) дворяне и бояре XVII века;
Б) дворяне и бояре в первой четверти XVIII века.
 
Внимательно рассмотрите иллюстрации и найдите различия во внешнем облике дворян и бояр. ( учащиеся отвечают) (Презентация)
Задание: Во второй половине XVII века издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранной не носили. Зная о реформах Петра, Определите, как должен был отнестись он к этому указу. Почему?
Рассказ учителя:
Проводимые Петром I преобразования конца XVII - первой четверти XVIII в. распространились на бытовой уклад русского общества.     (схема Приложение 1)
На рубеже XVII-XVШ вв. Петр I ввел новый счет лет. 7208 г. от сотворения мира по старому календарю был объявлен 1700 г. от Рождения Христова. Новый год предписывалось считать не с 1 сентября, а с 1 января. Этот день считался всеобщим праздником. Друг друга надо было поздравлять, украшать дома елями или со­снами, веселиться.
Учитель отмечает, что манерами, воспитанием и образовани­ем Петр I обязан Немецкой слободе. Возможно, и это повлияло на любовь Петра I к зарубежным традициям. После возвращения Ве­ликого посольства из Европы (1698 г.) Петр I начал активно вво­дить одежду европейского образца.
Рекомендуется представить иллюстрации: «Петр Iза работой», художник ХудояровВ.; «Петр Великий», художник В. Серов.
Учащиеся  видят изображение  фигуры Петра I, одетого в иностранное платье.
Учитель отмечает, что любимой одеждой Петра I становится платье голландского матроса.
Сразу же после возвращения Великого посольства был вве­ден указ о бритье бород. Разрешалось оставлять длинные бороды священникам и крестьянам.
Показывается рисунок « Бородового знака»
1700 г. - указ об обязательном ношении венгерского или не­мецкого платья.
Учитель отмечает, что царские указы предписывали брить бороды, одеваться не в длиннополое русское платье, а в короткие европейские кафтаны, носить башмаки. А дворянские жены и до­чери также сменили русские душегрейки на европейское платье с глубоким декольте, что еще недавно считалось бесстыдством. (Презентация)
Учитель отмечает, что недовольных было очень много. Напри­мер: портным было запрещено шить русскую одежду. А продавцам длиннополого платья и сапог и тем, кто осмеливался носить бороду, угрожала ссылка на каторгу и конфискация всего имущества.
Вопрос: Во что выливалось это раздражение народа? (отвечают)
Учитель обращает внимание на факт, что очень активно сам Петр I взялся за введение одежды европейского покроя. Например, на пирах Петр I сам обрезал длиннополые платья у дворян и стриг бороды знатным гостям.
К нововведениям этого времени относилось следующее: под­данные обязаны были пить чай, кофе, курить табак. Надо было но­сить парики и женщинам, и мужчинам.
Учитель отмечает, что признаком внедрения европейских обычаев становятся общественные собрания в дворянских домах - ассамблеи. Следовательно, Петр I принуждал дворян к новым фор­мам проведения досуга. Ассамблеи были введены в Петербурге в 1718г.
Ассамблеи устраивались знатными (приближенными) людь­ми царя поочередно.
Итак, ассамблеи - торжественный прием гостей в знатных домах. (Презентация) (запись в тетрадь)
Петр I сам составлял правила ассамблей и поведения на них гостей. На ассамблеи можно было прийти без приглашения, но со­биралось там исключительно избранное общество: высшие вель­можи, чиновники, офицеры, корабельные мастера, богатые купцы, ученые.
Начинались ассамблеи с 16-17 часов вечера и продолжалась до 22 часов вечера. На ассамблеи полагалось приходить с женами и дочерьми.
Петр 1 покончил с изоляцией русских дворянских женщин в хоромах и теремах. Следовательно, женщины вопреки вековым старинным традициям могли участвовать в ассамблеях.
Что происходило на ассамблеях? Танцевали, беседовали, ве­селились, играли в шашки, шахматы. Сам Петр I хорошо играл в шахматы, страстным шахматистом был и Меншиков.
Ассамблеи были школами светского воспитания, молодежь обучалась хорошим манерам, правилам поведения в обществе, ис­кусству общения. Дворянский быт сильно менялся.
Сам император стремился и искал того, чтобы русские моло­дые дворяне усваивали хорошие манеры, умели ездить верхом, го­ворить на иностранных языках, красиво говорить, красноречиво писать, доброжелательно общаться друг с другом. И таким кодек­сом поведения молодого поколения дворян опубликованная пере­водная книга «Юности честное зерцало, или Показание к житей­скому обхождению».
Работа с учебником, с. 145, вопрос № 3, отрывок из «Юно­сти четное зерцало».
 
Дополнительно учитель говорит и о следующем факте: Когда Петр I приглашал гостей в Петергоф - загородный дворец, всегда предупреждал: «Не разувся, с сапогами или башмаками, не ло­житься на постели».
Учитель говорит об изменениях дворянского быта. Но в жиз­ни крестьян, простых горожан изменений не произошло.
Учитель подводит к выводам:
1) Определяющим мотивом нововведения Петра I было его чрез­мерное стремление в короткий срок сделать россиян европейцами.
2) Одной из основных целей учреждения ассамблей было стремление Петра I соединить все русское общество в одно целое, сблизить русских с иностранцами, увеличить московскую разроз­ненность.
3) «Европеизация» Петра I положила начало глубокому раз­рыву между образом жизни народа и привилегированных слоев. Почему?
Учитель показывает иллюстрации с изображением дворянина первой четверти XVIII в. и русского крестьянина. Дворянин питал­ся, одевался, красиво проводил время. Был напудрен, лицо было гладко выбрито, говорил на иностранном языке. Русскому, необра­зованному, полуголодному, полуголому мужику, крестьянину он подчас казался иностранцем, а не русским барином.
Иллюстрация картины «Утро стрелецкой казни» В. Сурикова
Спустя много лет это и обернется недоверием русского кре­стьянина к любому образованному человеку.
2. Архитектура.
Учителю рекомендуется „представить этот вопрос так, чтобы у учащихся сложилось яркое представление об архитектурной эпо­хе Петра I– это, прежде всего, строительство Санкт-Петербурга.
Рекомендуется использовать разнообразный иллюстрацион­ный материал и картосхемы «Рост территории Москвы в XVI-XVII вв.», «Застройка Санкт-Петербурга в первой четверти XVIII в.». ( Презентация - карты)
Этот вопрос целесообразно изучить в форме заочной экскур­сии по Санкт-Петербургу или в форме образного иллюстрационно­го рассказа учителя. В любом случае рекомендуется использовать представленный материал.
Русская архитектура первой четверти XVIII в. - это архитек­тура строящегося Петербурга. Город строился не только как столица Российской империи, но и как идеальный образ новой государ­ственности, как яркий пример отказа от «старины».
Строительством Санкт-Петербурга Петр I преподал урок своим подданным. Построить город на болоте, почти на границе с Европой, в условиях Северной войны - почти невозможная затея. Но Петр I это сделал, и 1703 г. - год закладки города - стал рубе­жом перехода России к эпохе нового времени. В 1711 г. столица перенесена в Петербург и начался «петербургский период» русской истории.
Архитектурный облик Петербурга определил и его географи­ческое положение. Это не континентальный, как древнерусские города, в том числе Москва, но и не морской, как многие порты Европы, Петербург построен в речной дельте и вблизи моря.
Главный проспект и начало Петербурга - Нева. А лицом но­вый город обращен к Балтийскому морю. Возможно, эти географи­ческие особенности определяли масштабы петербургских площа­дей, протяженность и направления улиц, облик зданий.
Учитель обращает внимание на картосхему застройки Моск­вы. В ней прослеживается стихийная схема средневековых городов -центральная крепость, окруженная стеной, со временем за стеной становилось тесно, стихийно возникали слободы за чертой укреп­ления и с целью безопасности слободы окружали новой стеной.
Учащиеся видят - на картосхеме Москвы у Кремля появился Китай-город, Белый город, Земляной город. Следовательно, плани­ровка городов было кольцевой, застраивались они без определен­ного плана. Москва росла несколько веков, постепенно приобретая свой художественный облик.
Санкт-Петербург был воздвигнут за полвека, и был задуман как регулярная застройка каменными домами, а эта система созда­вала городские ансамбли.
В 1714 г. Петр I запретил каменные строительства в других городах России, так как все силы требовались Санкт-Петербургу -новой столице.
Петр I не желал в стиле города на Неве ничего московского, к строительству Петербурга были приглашены архитекторы из Евро­пы или их последователи. Стиль города создается как единство пространства, игры света и тени, красок и звуков, линий и силуэтов зданий. В Санкт-Петербурге это проявилось в сочетании низкого северного неба и реки, свинцово-серой Невы и вертикалей позоло­ченных шпилей, охристо-белой окраски зданий, мрамора и гранита.
Учитель обращает внимание на картосхему застройки Санкт-Петербурга.
Сразу видно, что город строился по четко разработанному плану. Проспекты города были широкими, прямыми. Улицы новой столицы - прямые, пересекали проспекты под прямым углом. Дома строились по утвержденным проектам, были обращены фасадами на проезжую часть проспектов. Дома строились каменные, двух-трехэтажные. В эти годы был построены Адмиралтейство на проти­воположном берегу Невы, Гостиный двор, здание Двенадцати колле­гий, Кунсткамера, Петропавловская крепость на Васильевском ост­рове (эти постройки становятся основой городской планировки).
«Петр строил свой город как корабль» (по мнению историка Е. Анисимова), оберегая его от воды, от огня, от времени - то есть на века. (Презентация)
Учитель представляет иллюстрацию Петропавловской крепо­сти - первый архитектурный акцент Санкт-Петербурга, - со всех сторон окруженной водой.
Первые здания города напоминали Голландию и Англию. Например, Летний дворец Петра I - архитекторы Д. Трезини, А. Шлютер - построен в 1710-1714 гг. на левом берегу Финского залива. Это уютный двухэтажный особняк с «голландскими» окна­ми, с садом. Обращаем внимание на некоторые архитектурные приемы:
• углы дома закреплялись декоративной рустовкой;
• фасад отштукатурен, выкрашен в два цвета;
• фасад подчеркнут простыми наличниками окон и рельефом;
• рельефы посада расположены между окнами первого и вто­рого этажей.
О чем рассказывает сюжет рельефа? О борьбе России за вы­ход к Балтийскому морю. Дворец построен в голландском стиле. Он расположен в стороне от главной аллеи Летнего сада, практиче­ски, как и в Голландии, где дом хозяина находился как бы в укры­тии от посторонних глаз.
Далее рассказывается об архитекторе Д. Трезини. Именно он построил первые здания Санкт-Петербурга: Петропавловский со­бор, крепость Кронштадт, здание Двенадцати коллегий.
Доменико Трезини
         Годы жизни: 1670г. - 1734г.
архитектор
   Итальянец, родом из Швейцарии. Учился в Италии. С 1699 г. работал в Дании, откуда в 1708 г. был приглашен послом А. П. Измайловым на русскую службу как фортификатор. В 1704— 1705 гг. работал в Кронштадте, в 1705—1706 гг.— в Нарве, с 1706 г. до конца жизни — в Санкт-Петербурге.
    Будучи ближайшим помощником Петра I, фактически возглавлял все строительство в Санкт-Петербурге. В 1726 г. получил чин полковника фортификации. Первый архитектор Санкт-Петербурга. (презентация)
 
Представляется иллюстрация Петропавловского собора архи­тектора Д. Трезини (1712-1733 гг.)   (Презентация) и иллюстация в уебники крестово-купольного храма.
Учащиеся видят, что Петропавловский собор не был похож на более всего известный в России крестово-купольный стиль.
Учитель:  Петропавловский собор, построенный по типу бази­лики (вытянутого горизонтального здания), напоминал европей­скую колониальную или ратушную башню. Этот стиль известен как зальный.
Рассматривая иллюстрации, учащиеся отмечают, что много­ярусная башня-колокольня вырастает из массива здания, заверша­ется вместо барабана с куполом чрезвычайно высоким, красивым шпилем и летящим ангелом.
Учитель: Это  было символом победы. «Держав­ный» шпиль на высокой колокольне был виден и с моря, и с суши. Золоченый 24-метровый шпиль собора навсегда стал символом пе­тербургской архитектуры. Первоначальная высота колокольни Пе­тропавловского собора составила 121 метр и, следовательно, была выше московской колокольни Ивана Великого.
В Петербурге сооружаются порт и набережные р. Невы. Примечательно, что Петр I запретил строить через р. Неву мосты, так как хотел, чтобы его подданные приучались к воде. Приходи­лось плавать на лодках, шлюпках. Яхты давались из государствен­ной казны только «смотря по числу».
Учитель рассказывает и о том, что в Санкт-Петербург прие­хали в 1703 г. 10 итальянских архитекторов. Например, архитекто­ром Д. М. Фонтана был построен дворец Меншикова. (Презентация)
После знаменитой Полтавской битвы в Санкт-Петербург приехала новая группа архитекторов. Начинается строительство домов-дворцов для переехавшей в Санкт-Петербург знати. Образ­цом подражания дворянство выбрало вкус безродного «светлейше­го князя» Меншикова. Стал формироваться тип города-усадьбы в виде каменного дворца с «голландскими» окнами и «кабинетом», со своей церковью и часовней, большим садом.
Начинается строительство загородных резиденций вдоль всего Финского залива: Петергоф, Ораниенбаум, Стрельня, Екатерингоф. (презентация)
Учитель показывает иллюстрации Петергофа. Новый идеал столичной застройки был реализован в Петергофе. Первые эскизы создал сам Петр I. С 1714 по 1716 гг. там работали архитекторы Д. М. Фонтана, Н. Микетти, Н. Т. Земцов и другие.
Идея проекта Петра I - «соединение вод источников и моря». (Презентация)
Главной достопримечательностью Петергофа становятся фонтаны, водная симфония как гимн новой морской державе. Фонтаны Пе­тергофа поражают своей красотой, размерами, техническим реше­нием. Здесь нет насосов, а струи воды устремляются вверх, гони­мые тяжестью воды, которая подается на каскад из специальных прудов, расположенных выше фонтанов.
Также существовали в Петергофе и фонтаны-«шутихи», их включал по своему усмотрению специальный служитель, спрятан­ный в домике. Гости Петра I, ничего не подозревая, гуляли у этих «шутих», и вдруг на них обрушивались потоки воды. Это забавляло Петра 1.
Учитель представляет иллюстрационный ряд архитектурных построек Санкт-Петербурга. Отмечает, что в архитектурном стиле Санкт-Петербурга перемешались традиции отечественных и запад­ных архитекторов. Возник неповторимый стиль - русское (петров­ское) барокко. Но этот стиль оказался недолговечным. Город был задуман как мировая столица, и ему не соответствовал облик евро­пейской провинции. Город становится одним из красивых городов Западной Европы.
В заключение целесообразно отметить, что иностранных ар­хитекторов стали заменять отечественные зодчие.
Прикрепленный файл Size
Развитие культуры и изменения в культуре России первой.ppt 6.62 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн