Официальный сайт rnns 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Художественная культура "серебряного века"

Submitted by Ольга Владимировна Карташова on Fri, 04/12/2009 - 10:57
Данные об авторе
Автор(ы): 
Карташова Ольга Владимировна
Место работы, должность: 
город Ртищево МОУ "СОШ №9",учитель истории,обществознания,МХК
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
Раскрыть особенности восприятия действительности мастерами "серебряного века", продолжить формирование умения воспринимать и оценивать произведения художественной культуры.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
25
Используемые учебники и учебные пособия: 

Шестаков В.А.История России.20-начало 21 века.Москва, "Просвещение",2008.

Используемая методическая литература: 

История России 20-начало 21 века.Поурочные планы по учебнику А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова /Автор- составитель Т.А. Корнева, "Учитель", Волгоград,2006.

История России. Поурочные планы к учебнику Н.В. Загладина "История России.20- начало 21 века".Части 1,2. /Автор- составитель Н.Ю. Бухарева, "Учитель", Волгоград,2009.

Нестандартные уроки истории.11 класс /Составители Варакина И.И., Парецкова С.В., Волгоград, ИТД "Корифей",2006.

Используемое оборудование: 

компьютер, интерактивная доска

Используемые ЦОР: 

История искусства.10-11 класс. Электронная библиотека наглядных пособий. Москва,Министерство образования РФ, ООО "Кирилл и Мефодий"

Мировая художественная культура.Электронная библиотека наглядных пособий.Москва,Министерство образования РФ, ЗАО "Инфостудия Экон"

Краткое описание: 
Урок–презентация по истории России: Культура «Серебряного века». Учебный материал составлен с учетом межпредметных связей с курсами литературы, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры. Представленный урок по курсу истории России был проведен в 11 классе, рассчитан на 2 часа. Цель урока: проанализировать основные достижения художественной культуры конца XIX–начала XX века. Используемое учебное пособие: Шестаков В.А.История России.20- начало 21 века. Москва, «Просвещение», 2008. Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. Москва, ВЛАДОС, 2007. Образовательные ресурсы: История искусства.10- 11 класс. Электронная библиотека наглядных пособий. Москва. Министерства образования РФ. ООО «Кирилл и Мефодий». Мировая художественная культура. Электронная библиотека наглядных пособий. Москва, Министерство образования РФ, ЗАО «Инфостудия Экон» В ходе урока учащиеся выступают с презентациями, активно участвуют в анализе произведений литературы и искусства, что способствует созданию благоприятного микроклимата на уроке, формированию эстетического вкуса.
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы

План - конспект урока по теме «Художественная культура серебряного века»

Цель урока:

                     Охарактеризовать основные достижения художественной культуры

конца XIX - начала XX века, показав, что на её развитие повлияли и процесс индустриализации, разрушивший традиционные ценности, представления людей и общественное движение начала XX века

Задачи урока:

-        Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки, литературы;

-        Продолжить формирование умения детального рассмотрения, сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;

-        Формирование эстетического вкуса старшеклассников.

Оборудование урока: видеоряд  картин В.Серова, М.Врубеля, К.Сомова,

К. Кончаловского,  М.Сарьяна,  К.Петрова-Водкина, Л.Лансере;

Звукозаписи  романсов на стихи И.Северянина, А.Ахматовой;

Звукозаписи произведений А.Скрябина, С.Рахманинова, И.Стравинского.

Сообщения учащихся.

Презентация  Приложение 1

 

      Эпиграф: "Искусство - есть микроскоп, который наводит художник

                                                   на тайны своей души и показывает эти общие тайны

                                                          людям"

                                                                                                                       ( Л. Толстой)

План урока

1.      Условия развития русской культуры конца XIX – начала XX века.

2.      Философские искания (на примере Н.А. Бердяева)

3.      Реализм эпохи «Серебряного века»

4.      Новые направления в художественной культуре.

5.      Музыкальная жизнь.

6.      Закрепление нового материала.

7.      Тестирование по теме: ««Серебряный век» русской культуры»

8.      Домашнее задание.

Ход урока

 

                                 I.            Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития русской культуры)

Учитель: - Так же как и сейчас сто лет назад наша страна переживала переломное время не только в политической и социально-экономической жизни но и в духовном состоянии общества. Рушились традиционные ценности и представления людей. О добре и зле, истине и лжи прекрасном и безобразном. Все они требовали пересмотра.

Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XIX - начала XX века?

Ответы учащихся.

Учитель: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет.

                               II.            Философские искания

Учитель: - Ситуация в России в начале XX века - становление думской монархии,

революция  I905-I907г.г.  стимулировала философские размышления,  целью которых являлась выработка общероссийской идеи. Традиционная триада "православие, самодержавие и народность", потеряла общенациональное значение. Поиски возглавляла группа выдающих философов и правоведов, объединившихся вокруг сборника "Вехи",  среди них был Николай Бердяев.

Задание: В чем сущность позиции   Бердяева в отношении исторического пути и будущности России?

(Сообщение  о   Н.А.Бердяеве и ответ на поставленный вопрос) Приложение1

                            III.            Реализм эпохи "Серебряного века"

Учитель: - Философские поиски смысла жизни наложили отпечаток и на развитие литературы.

Вопрос: Какие направления в русской литературе этого периода вам известны?

Ответ учащихся: Реализм,  различные школы модернизма, революционный романтизм.

Учитель: - Вспомните авторов  XIX – начала ХХ века, о которых речь шла на уроках литера­туры.

Учащиеся: Живым олицетворением классической реалистической литературы был Л.Н.Тол­стой. В конце XIX века в свет вышел последний роман знаменитого писателя " Воскресение". В нем писатель разрабатывает тему нравственного падения и духовного воскрешения личности, выступает как страстный обличитель об­щественного зла. Роман послужил одной из причин отлучения всемирно из­вестного писателя от церкви. Представителями классического реализма были также А.П.Чехов, А.Куприн, В.Короленко и др.Новая революционная тенденция в литературе связана с именем М.Горького. Истинную красоту Горький видел в служении людям, облагораживающем лич­ность. Об этом он говорил в ранних рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", в романтических легендах Данко - высоко гуманистический образ героя,  вырвавшего из своей груди сердце, чтобы пламенеющим факелом осве­тить путь людям. С глубокой убежденностью Горький в своих произведениях утверждает веру в человека.

 

Учитель: Вершиной реализма в русской живописи начала ХХ в. явилось творчество В.А.Серова, который развивал традиции своих учителей, обобщил традиции передвижничества и одновременно придавал своим образам широкий общечело­веческий смысл.

(Сообщения учащихся)

Учитель: Живопись его отличали чистые краски характерные для импрессионистов. В годы первой русской революции он создает портреты выдающихся предста­вителей русской демократической интеллигенции - А.М.Горького, Ф.И.Шаля­пина, М.Н.Ермоловой, в которых утверждал как важную нравственную катего­рию служение своему народу.

(Работа с иллюстрацией  «Портрет М.Н. Ермоловой») Приложение1

 

                            IV.            Новые направления в русской художественной культуре.

 

Учитель: Начало XX века было временем появления ярких творческих индиви­дуальностей, исповедовавших различные этические и эстетические взгляды принадлежащих к разным направлениям (символизм, футуризм, акмеизм, абстрак­ционизм.)

Вопрос: - Вспомните сущность новых художественных направлений?

Ответ учащихся: символизм - направление в искусстве, сосредоточенное на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей находящихся за пределами чувств, восприятий,

футуризм - направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание современной урбанистической цивилизации.

акмеизм - направление в искусстве, для которого характерен возврат к материальному миру, предмету, стихии естества к точному значению слова.

 

Учитель:  - В русское искусство вошел  образ Вселенной – необъятной, зовущей,  пугающей. К тайнам космоса, жизни смерти желали прикоснуться многие. Необычайно силен был и культ  чувства любви, интимной  к Богу  и России.

 

(Сообщения учащихся о творчестве М. Врубеля) Приложение1

 

Учитель: - Врубель любит наблюдать людей, любит природу. В имении своих родственников, где он работал некоторое время, по вечерам брал ружье и уходил  на охоту. Но настоящей целью прогулок было наблюдение кра­сок при закатном освещении. Фантастически преображенные краски появлялись на его полотнах. Как, например,  "Царевна-лебедь".

(Сообщение по картине «Царевна-лебедь») Приложение1

 

Задание: - Какое впечатление производит картина? Какое настроение передает?

Какими средствами?

 

Ответ учащихся:  Картина написана  холодными светящимися красками, центром её является сама царевна-лебедь, едва умещающаяся на полотне, в ограниченном водном простран­стве. Картина создает ощущение несвободы неуверенности, характеризуя настрое­ние многих представителей творческой, интеллигенции сложного и трудного для России времени.

Вопрос: К какому направлению можно отнести картины Врубеля?

Ответ учащихся:  символизм

Учитель: - В литературе символизм представлен творчеством раннего Блока

 

(Чтение стихотворения  «Мы встречались с тобой на закате»)Приложение1

 

Учитель:  - Развитие русской художественной культуры неотделимо от общеевропей­ских традиций того времени. Например, толчок становлению  Борисова-Мусатова как живописца дал французский импрессионизм. Художник пленился его световоздушными эффектами, помогающими запечатлевать ускользающие мгновенья, сиюминутные впечатления. Но по мере твор­ческого роста Борисова-Мусатова, его стиль все более приближался к русскому символизму. Его живопись трудно передать словами.

 

(Сообщение уч-ся по репродукции картины «Водоем») Приложение1

 

Учитель: - Особым путем идет в искусстве К.С.Петров-Водкин. В I9I2 году на

Выставке «Мира искусства» экспонируется ставшая сенсацией его карти­на «Купание красного коня».  Художник уходит от обыденности сюжета.

 

(Сообщение по картине «Купание красного коня») Приложение1

 

Вопрос: -  Какими средствами выражает он главную мысль произведения?

Ответы учащихся: - Языком искусства   художник передал мироощущение передовых кругов общества,  живших ожиданием грядущих перемен.

Учитель: Загадочное слово авангард!

Новаторство во всех областях искусства обновление его - таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства творцов искусства будущего. Под этим лозунгом родился футуризм, объединяя художников, поэтов, композиторов верой пусть наивной, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо - техники, меняющей отношения лю­дей друг с другом и с окружающей природой. Объединение московских художни­ков-футуристов носило дерзкое название «Бубновый   валет». Участники  «Бубнового валета» отрицали в своих работах не только романтизм и реализм, но и прекрасную ясность «Мира искусства»  психологизм «Голубой розы»  и импрессионизм Врубеля и Борисова-Мусатова. В основу новой эстетики был положен предмет как таковой.

 

(Сообщение о картинах  П.П. Кончаловского «Натюрморт», «Сирень») Приложение1

 

Учитель: - В поэзии футуристам был молодой В.В. Маяковский, бунтарь против традиционных форм и образов

 

(Чтение стихотворения  В. Маяковского «Нате») Приложение1

 

Учитель: Человеческая память несовершенна, часто недолговечна, особенно опасно, когда такое случается с политиками или правителями. И, лишь искусство обладает особой способностью воскрешать образ прошлого, давать ему новую жизнь. Вспомните, Европейское   Возрождение озарено светом титанов античности.

Эта устремленность отразилась в творчестве мастеров художественного объеди­нения "Мир искусства",  и в произведениях поэтов-акмеистов, и в архитектур­ном модернизме  и музыке. Начнем с поэзии

 

(Чтение стих.Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить») Приложение1

 

Учитель: - Перечитывали великую книгу истории страны, культуры и российские художники, вписывая в неё свои прекрасные страницы.

 

(Анализ картины Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна») Приложение1

 

                               V.            Музыкальная жизнь.

 

Учитель: - В новых исторических условиях продолжал традиции русской музыки и прежде всего близкого ему по духу П.И.Чайковского,  С.В.Рахманинов         

 

(Сообщение о музыкальном творчестве Рахманинова и прослушивание звукозаписи фрагмента из симфонической поэмы «Остров мертвых») Приложение1

 

                            VI.            Закрепление нового материала

 

Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и  стилей "серебряного века" русской культуры- Века, который соединяет прош­лое и будущее России.

Вопрос: - Каково значение "серебряного века" для современников и потомков?

Вывод: При всем многообразии вкусов и стилей деятелей искусства объединя­ла боль за судьбу России, катящейся в пропасть. Они вместе с ней страдали и искали выход из тупика. В настоящее время очень важно восстановить куль­турную  память народа. По мере узнавания собственной истории мы будем все пристальней всматриваться в современную жизнь,  все более размышлять о вечных борениях добра и зла, скорбить об утратах прошлого и мечтать о новом российском Возрождении и прежде всего культурном.

 

                          VII.            Тестирование по закреплению нового материала. Приложение2

 

                       VIII.            Домашнее задание: параграф 4, ответить на вопросы, составить кроссворд по теме.

 

 

Прикрепленный файл Size
Приложение1.pptx 843.26 KB
приложение2.docx 15 KB

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн