Submitted by Ольга Владимировна Карташова on Fri, 04/12/2009 - 10:57
План - конспект урока по теме «Художественная культура серебряного века»
Цель урока:
Охарактеризовать основные достижения художественной культуры
конца XIX - начала XX века, показав, что на её развитие повлияли и процесс индустриализации, разрушивший традиционные ценности, представления людей и общественное движение началаXXвека
Задачи урока:
-Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки, литературы;
-Продолжить формирование умения детального рассмотрения, сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;
Оборудование урока:видеоряд картин В.Серова, М.Врубеля, К.Сомова,
К. Кончаловского, М.Сарьяна, К.Петрова-Водкина, Л.Лансере;
Звукозаписи романсов на стихи И.Северянина, А.Ахматовой;
Звукозаписи произведений А.Скрябина, С.Рахманинова, И.Стравинского.
Сообщения учащихся.
ПрезентацияПриложение 1
Эпиграф:"Искусство - есть микроскоп, который наводит художник
на тайны своей души и показывает эти общие тайны
людям"
( Л. Толстой)
План урока
1.Условия развития русской культуры концаXIX– началаXXвека.
2.Философские искания (на примере Н.А. Бердяева)
3.Реализм эпохи «Серебряного века»
4.Новые направления в художественной культуре.
5.Музыкальная жизнь.
6.Закрепление нового материала.
7.Тестирование по теме: ««Серебряный век» русской культуры»
8.Домашнее задание.
Ход урока
I.Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития русской культуры)
Учитель:- Так же как и сейчас сто лет назад наша страна переживала переломное время не только в политической и социально-экономической жизни но и в духовном состоянии общества. Рушились традиционные ценности и представления людей. О добре и зле, истине и лжи прекрасном и безобразном. Все они требовали пересмотра.
Вопрос:Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XIX - начала XX века?
Ответы учащихся.
Учитель:Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет.
II.Философские искания
Учитель:- Ситуация в России в начале XX века - становление думской монархии,
революция I905-I907г.г. стимулировала философские размышления, целью которых являлась выработка общероссийской идеи. Традиционная триада "православие, самодержавие и народность", потеряла общенациональное значение. Поиски возглавляла группа выдающих философов и правоведов, объединившихся вокруг сборника "Вехи", среди них был Николай Бердяев.
Задание:В чем сущность позиции Бердяева в отношении исторического пути и будущности России?
(Сообщение о Н.А.Бердяеве и ответ на поставленный вопрос) Приложение1
III.Реализм эпохи "Серебряного века"
Учитель:- Философские поиски смысла жизни наложили отпечаток и на развитие литературы.
Вопрос:Какие направления в русской литературе этого периода вам известны?
Ответ учащихся:Реализм, различные школы модернизма, революционный романтизм.
Учитель:-Вспомните авторовXIX– начала ХХ века, о которых речь шла на уроках литературы.
Учащиеся:Живым олицетворением классической реалистической литературы был Л.Н.Толстой. В концеXIXвека в свет вышел последний роман знаменитого писателя " Воскресение". В нем писатель разрабатывает тему нравственного падения и духовного воскрешения личности, выступает как страстный обличитель общественного зла. Роман послужил одной из причин отлучения всемирно известного писателя от церкви. Представителями классического реализма были также А.П.Чехов, А.Куприн, В.Короленко и др.Новая революционная тенденция в литературе связана с именем М.Горького. Истинную красоту Горький видел в служении людям, облагораживающем личность. Об этом он говорил в ранних рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль", в романтических легендах Данко - высоко гуманистический образ героя, вырвавшего из своей груди сердце, чтобы пламенеющим факелом осветить путь людям.С глубокой убежденностью Горький в своих произведениях утверждает веру в человека.
Учитель:Вершиной реализма в русской живописи начала ХХ в. явилось творчество В.А.Серова, который развивал традиции своих учителей, обобщил традиции передвижничества и одновременно придавал своим образам широкий общечеловеческий смысл.
(Сообщения учащихся)
Учитель:Живопись его отличали чистые краски характерные для импрессионистов. В годы первой русской революции он создает портреты выдающихся представителей русской демократической интеллигенции - А.М.Горького, Ф.И.Шаляпина, М.Н.Ермоловой, в которых утверждал как важную нравственную категорию служение своему народу.
(Работа с иллюстрацией «Портрет М.Н. Ермоловой») Приложение1
IV.Новые направления в русской художественной культуре.
Учитель:НачалоXXвека было временем появления ярких творческих индивидуальностей, исповедовавших различные этические и эстетические взгляды принадлежащих к разным направлениям (символизм, футуризм, акмеизм, абстракционизм.)
Вопрос:- Вспомните сущность новых художественных направлений?
Ответ учащихся:символизм - направление в искусстве, сосредоточенное на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей находящихся за пределами чувств, восприятий,
футуризм- направление в искусстве, отрицающее художественное и нравственное наследие, проповедующее разрыв с традиционной культурой и создание современной урбанистической цивилизации.
акмеизм- направление в искусстве, для которого характерен возврат к материальному миру, предмету, стихии естества к точному значению слова.
Учитель: - В русское искусство вошел образ Вселенной – необъятной, зовущей, пугающей. К тайнам космоса, жизни смерти желали прикоснуться многие. Необычайно силен был и культ чувства любви, интимной кБогу и России.
(Сообщения учащихся о творчестве М. Врубеля) Приложение1
Учитель:- Врубель любит наблюдать людей, любит природу. В имении своих родственников, где он работал некоторое время, по вечерам брал ружье и уходил на охоту. Но настоящей целью прогулок было наблюдение красок при закатном освещении. Фантастически преображенные краски появлялись на его полотнах. Как, например, "Царевна-лебедь".
(Сообщение по картине «Царевна-лебедь») Приложение1
Задание:- Какое впечатление производит картина? Какое настроение передает?
Какими средствами?
Ответ учащихся: Картина написана холодными светящимися красками, центром её является сама царевна-лебедь, едва умещающаяся на полотне, в ограниченном водном пространстве. Картина создает ощущение несвободы неуверенности, характеризуя настроение многих представителей творческой, интеллигенции сложного и трудного для России времени.
Вопрос:К какому направлению можно отнести картины Врубеля?
Ответ учащихся: символизм
Учитель:- Влитературе символизм представлен творчеством раннего Блока
(Чтение стихотворения «Мы встречались с тобой на закате»)Приложение1
Учитель:- Развитие русской художественной культуры неотделимо от общеевропейских традиций того времени. Например, толчок становлению Борисова-Мусатова как живописца дал французский импрессионизм. Художник пленился его световоздушными эффектами, помогающими запечатлевать ускользающие мгновенья, сиюминутные впечатления. Но по мере творческого роста Борисова-Мусатова, его стиль все более приближался к русскому символизму. Его живопись трудно передать словами.
(Сообщение уч-ся по репродукции картины «Водоем») Приложение1
Учитель:- Особым путем идет в искусстве К.С.Петров-Водкин. ВI9I2 году на
Выставке «Мира искусства» экспонируется ставшая сенсацией его картина «Купание красного коня». Художник уходит от обыденности сюжета.
(Сообщение по картине «Купание красного коня») Приложение1
Вопрос:-Какими средствами выражает он главную мысль произведения?
Ответы учащихся:- Языком искусства художник передал мироощущение передовых кругов общества, живших ожиданием грядущих перемен.
Учитель:Загадочное слово авангард!
Новаторство во всех областях искусства обновление его - таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства творцов искусства будущего. Под этим лозунгом родился футуризм, объединяя художников, поэтов, композиторов верой пусть наивной, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо - техники, меняющей отношения людей друг с другом и с окружающей природой. Объединение московских художников-футуристов носило дерзкое название «Бубновый валет».Участники «Бубнового валета» отрицали в своих работах не только романтизми реализм, но и прекрасную ясность «Мира искусства»психологизм «Голубой розы» и импрессионизм Врубеля и Борисова-Мусатова.В основу новой эстетики был положен предмет как таковой.
(Сообщение о картинах П.П. Кончаловского «Натюрморт», «Сирень») Приложение1
Учитель:- В поэзии футуристам был молодой В.В. Маяковский, бунтарь против традиционныхформ и образов
(Чтение стихотворения В. Маяковского «Нате») Приложение1
Учитель:Человеческая память несовершенна, часто недолговечна, особенно опасно, когда такое случается с политиками или правителями. И, лишь искусство обладает особой способностью воскрешать образ прошлого, давать ему новую жизнь. Вспомните, Европейское Возрождение озарено светом титанов античности.
Эта устремленность отразилась в творчестве мастеров художественного объединения "Мир искусства", и в произведениях поэтов-акмеистов, и в архитектурном модернизме и музыке. Начнем с поэзии
(Чтение стих.Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить»)Приложение1
Учитель:- Перечитывали великую книгу истории страны, культуры и российские художники, вписывая в неё свои прекрасные страницы.
(Анализ картины Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна») Приложение1
V.Музыкальная жизнь.
Учитель:- В новых исторических условиях продолжал традиции русской музыки и прежде всего близкого ему по духу П.И.Чайковского, С.В.Рахманинов
(Сообщение о музыкальном творчестве Рахманинова и прослушивание звукозаписи фрагмента из симфонической поэмы «Остров мертвых») Приложение1
VI.Закрепление нового материала
Учитель:- Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений истилей "серебряного века" русской культуры- Века, который соединяет прошлое и будущее России.
Вопрос:- Каково значение "серебряного века" для современников и потомков?
Вывод:При всем многообразии вкусов и стилей деятелей искусства объединяла боль за судьбу России, катящейся в пропасть. Они вместе с ней страдали и искали выход из тупика. В настоящее время очень важно восстановить культурную память народа. По мере узнавания собственной истории мы будем все пристальней всматриваться в современную жизнь, все более размышлять о вечных борениях добра и зла, скорбить об утратах прошлого и мечтать о новом российском Возрождении и прежде всего культурном.
VII.Тестирование по закреплению нового материала. Приложение2
VIII.Домашнее задание: параграф 4, ответить на вопросы, составить кроссворд по теме.