Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Сервировка стола. Культура поведения за столом

Фото пользователя Светлана Николаевна Герасимова
Submitted by Светлана Николаевна Герасимова on чт, 03/12/2009 - 12:10
Данные об авторе
Автор(ы): 
Герасимова Светлана Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ Камарчагская СОШ, учитель технологии
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Технология
Цель урока: 
Совершенствование умений по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, прак¬тических требований. Обобщение материала по культуре поведения за столом. Воспитание общей культуры. Развитие интереса к предмету.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1.      Учебник 5 кл. «Технология» под ред. И.А. Сасовой. – М.: «Вентана-Граф».2004

2.      ТТР по технологии 5 кл. под ред. И.А. Сасовой М.: «Вентана-Граф».2007

Используемая методическая литература: 

1. Тесты по технологии 5-7 кл./ С.Э. Маркуцкая. – М.: Изд-во «Экзамен», 2006
2. Уроки по курсу «Технология»: 5-9 кл. (девочки).- М.: 5 за знания, 2006
3. Научно-методический журнал «Школа и производство»

Используемое оборудование: 

Плакаты, компьютер, проектор, предметы сервировки стола.

Используемые ЦОР: 

Презентация

Краткое описание: 
Урок двух часовой, комбинированный. Первая часть теоретическая, вторая - практическая. На уроке совершенствуются умения по подготовке стола к приему пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, прак¬тических требований. Происходит обобщение материала по культуре поведения за столом. Выполняется практическая работа по сервировке стола к завтраку.

 

«Сервировка стола. Культура поведения за столом»
 
 Цели урока: Совершенствовать умения по подготовке стола к прие­му пищи с учетом санитарно-гигиенических, эстетических, прак­тических требований. Обобщить материал по культуре поведения за столом. Воспитывать общую культуру. Развивать интерес к предмету.
    Наглядные пособия: Плакаты, предметы сервировки стола.
Межпредметные связи: История, литература, культура общения.
Метод обучения: Рассказ, беседа, практическая работа. Тип урока: Урок-игра.
Практическая работа: «Сервировка стола к чаю».
 
ХОД урока
              I. Организационный момент (2-3 мин.)
          
          Приветствие, проверка наличия учащихся.
 
II. Повторение пройденного материала
 
Устный опрос по вопросам:
1.Какие виды бутербродов вы знаете?
2.Какие требования предъявляют к качеству готовых бутербродов?
3.Какие виды горячих напитков вы знаете?
 
III Лекция с элементами беседы
 
На практических занятиях мы с вами всегда касались вопросов поведения, т.е. этикета за столом. Этикет - слово французское, различают дворцовый этикет, дипломатический эти­кет и столовый этикет.
Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам. ­
Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удоб­нее - из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валя­лись кости и объедки. Так выглядел обед. Но за те несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изме­нилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.
Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой и на древних викингов не похожи, но, тем не менее, вам нередко при­ходится еще слушать замечания:
«Убери локти со стола»!
«Возьми правильно нож»!
«Доешь все, что на тарелке»!
Наверное, в душе вы думали не раз, что взрослые просто к вам придираются. Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Су­ществуют строгие правила поведения во время еды.
         Дорогие ребята! Сядьте поудобнее и послушайте вместе с Настей сказку и отметьте себе, что дети делали неправильно. Настя зачитывает текст.
...Жила-была девочка Даша. Пошла она одна в лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти?»          
- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно. - Я здесь живу с моими внуками.
Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устро­ил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.
-          Фу, как противно! - Подумала Даша. - Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.
 И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб...
     - Как вам не стыдно так некрасиво есть! - в слезах крикнула Даша.
Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, по­тому что говорили они с набитыми ртами.     
- Извините, - вздохнула Даша, - но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.
      
 Плохой конец у сказки! А вы, ребята, подумали: что эти дети делали неправильно? (Заслушивая ответы ребят, корректирую)
 
А сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.
    
Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несьедобное: рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы?
 
Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, - поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Пле­ваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.
 
Гости сидели за столом, и пили чай с вареньем. Среди них был маль­чик, который пришел в этот дом в первый раз и чувствовал себя очень не­ловко. Ему казалось, что все смотрят только на него, и он не знал, куда деть руки. Краснея под взглядами других гостей, он машинально играл стеклянной ложечкой для варенья. И тут случилось нeпoпpaвuмoe. Неча­янно он сильно ударил ложечкой о край вазы, и хрустальная ложечка сломалась пополам.
 
Если гость совершил какую-нибудь неловкость, не подавай виду, что заметил это. Англичане говорят: «Подлинное воспитание не в том, чтобы самому не делать ошибок, а в том, чтобы не замечать, когда их делают другие».
 
Прозвенел звонок и мы пошли в столовую. На столе уже стоят та­релки с манной кашей. Все берутся за ложки. - Фу! - вдруг, громко гово­рит Слава. - Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!
 
Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо го­ворить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно нев­кусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное – нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас забо­тится.
 
Можно ли разговаривать за столом?
     
Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую ти­шину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, И лишь после этого принимайся за следующий кусок.
      
            Маша чавкает, сопит, тянет в себя пищу вместе с воздухом, шмыга­ет носом.
 
Есть надо абсолютно беззвучно. Жуй и глотай так, чтобы никто ничего не слышал! Никакого чавканья! Никакого сопения! Никаких звуков! Не хлебать! Не тянуть в себя пищу вместе с воздухом! Не шмыгать носом! (Ответы детей комментирую, направляю, добавляю.)
     
Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вред­ный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении, ко­торые мы сейчас и послушаем. (Стих дается заранее детям)
 
Коли друг на день рождения
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома,
Пригодиться самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай:
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет,
 Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками,
Ложкой больше зачерпнешь.
Коли вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье ­
Трудно будет вынимать.
Если руки за обедом
Вы испачкали салатом
И стесняетесь о скатерть
Пальцы вытереть свои,
Опустите незаметно
Их под стол, и там спокойно
Вытирайте ваши руки
Об соседские штаны.
Если вас зовут обедать,
Гордо прячьтесь под диван
Если все-таки достанут
И за стол посадят вас,
Опрокидывайте чашку,
Выливайте на пол суп,
Зажимайте рот руками,
Падайте со стула вниз.
А котлеты вверх бросайте- ­
Пусть прилипнут к потолку.
 
 (записываем основные правила поведения за столом)
 Как вести себя за столом
 

1.Когда ешь, не откусывай сразу больших кусков - это некрасиво.

2. Не разговаривай с полным ртом. Если тебе задали вопрос, сначала проглоти пищу, а потом ответь.

3. Во время еды не прихлебывай громко, не дуй на слишком горячее блюдо, не стучи ложкой по тарелке. Старайся есть беззвучно.

4. Мясо отрезай небольшими кусочками. Когда съешь один кусок, от­режь следующий. Не нарезай на кусочки всю порцию сразу: от этого твоя тарелка будет выглядеть неряшливо, а еда быстро остынет.

5. Жареную или вареную птицу надо брать с тарелки вилкой, отрезая небольшими кусочками, а когда отрезать уже трудно можно взять пальцами косточку и обглодать.

6. Косточки из рыбы тоже можно вынимать вилкой или пальцами. Но пальцы при этом не облизывать, а вытирать салфеткой.

7. Гарнир - овощи, картошку, макароны - набирай на вилку с помощью хлебной корочки.

8. Не ешь ложкой то, что можно есть вилкой.

9. Не ешь с ножа - это некрасиво, да и можно поранить рот.

10. Рыбу, сырники, котлеты, яичницу, заливное ножом резать не надо - их легко разломить вилкой.
11. Когда пользуешься ножом, держи его в правой руке, а вилку - в ле­вой.
12. Косточки из компота не выплевывай прямо на блюдо. Поднеси ложку ко рту, выплюнь на нее косточки и положи на блюдце.
13. Если тебе нужно что-нибудь достать, не тянись через весь стол, а           вежливо попроси передать.
14. Из общего блюда бери крайний кусочек, не выбирая. Ведь взяв ку         сок  получше, ты оставляешь соседу кусок похуже, а это невежливо.
15. Окончив еду, ложку не облизывай. Грязные нож и вилку на скатерть не клади.
16. Когда пьешь чай, не оставляй чайную ложку в чашке или стакане он может опрокинуться. Размешав сахар, положи ложку на блюдце.
17. За едой не читай - это не только невежливо по отношению к окру­жающим, но и вредно.
18. Не сиди боком к столу или положив ногу на ногу - это некрасиво и невежливо.
 
 
Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациях, которые могут возникнуть во время еды. Теперь можно приступить к сер­вировке стола.
Великий русский ученый Иван Петрович Павлов говорил, что «нормальная еда - это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой, создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.
 
- Что же такое сервировка стола?
Сервировать стол значит - подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки  стола - не прихоть той или иной хозяйки, он выработан года­ми, продиктован требованиями гигиены и необходимостью, обеспе­чить садящим за столом наибольшее удобство.
 
- Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку?    Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.
 
IV. Кроссворд
 

 
 
 
1
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
    
По горизонтали:
1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняются из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)
Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).
            Первая в России фабрика по производству посуды была построена куп­цом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью. Вилка - это столовый при бор с интересной судьбой. В ХI веке у нее был только один зубец, а к началу хх века - четыре.
Первая вилка в виде золотого шильца на ручке из слоновой кости была изготовлена в Визан­тии. В Римской империи пользовались уже дву­зубыми вилками. В Россию вилку привезли из Польши в начале XVII века. В то время истиннорусским прибором считалась только ложка. По­явление вилки при царском дворе даже стало поводом для заговора. Считали, что вилка дока­зывала нерусское происхождение того, кто ею пользовался.
Ложка - один из самых распространенных предметов европейского столового прибора.
Это говорит о большой доле жидких вязких блюд в меню европейцев.
Первые серебряные ложки на Руси были сдела­ны в 998 году для варяжской дружины князя Владимира Святославовича.
 
 
3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)
 
4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)
         Историческая справка.
,
В 17 веке начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и при­обрела ту форму, которую она имеет и по сей день - с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил зак­ругленный конец.
 
5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от            нее. Бумажные ставят в специальный стакан. (Салфетка.)
         Историческая справка (слово предоставляется юному архивариусу).
Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гос­тям меняли после каждого блюда. Их украшали художественной вышив­кой из серебряных и золотых нитей.          
По вертикали:
2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные ткани. (Скатерть.)
 
Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, сал­фетки, приборы, посуда и цветы.           
 Стол рекомендуется застелить цветной скатертью.
Все на столе должно размещаться таким образом, чтобы можно было, не задевая других предметов, взять то, что вам нужно. На столе не должно быть лишних предметов.
На скатерть кладут льняные или хлопчатобумажные салфетки. Салфетка обязательный предмет. Она предназначена для индивидуального пользования, ее в развернутом виде кладут на колени, чтобы предохранить оде­жду от случайного попадания пищи. Вытирать губы полотняной салфеткой за столом не положено, можно лишь приложить салфет­ку к губам до и после питья, после каждого блюда, однако лучше для этой цели использовать бумажные салфетки, которые ставят на стол в специальной подставке.
          По окончании еды салфеткой слегка касаются губ и кладут справа от тарелки.
На салфетку ставят закусочную та­релку. Справа и слева от закусочной тарелки размещают закусочные приборы. Вилку располагают слева от тарелки зубцами вверх, нож - справа лезвием к тарелке, чайную ложку можно положить справа у ножа или перед тарелкой.
Справа перед кончиком ножа ставят чашку с блюдцем для горячего напитка, причем ручка ее должна быть повернута к пра­вому плечу сидящего.
Сваренное яйцо подают в специальной посуде и ставят спра­ва от закусочной тарелки или на нее. Общее блюдо с гастрономи­ческими продуктами - в центре стола вместе с прибором для рас­кладывания, каждый берет что хочет из общего блюда и кладет себе на тарелку.
На стол необходимо поставить масленку и положить нож, ко­торым каждый отрезает кусочек масла, кладет себе на тарелку, а затем намазывает на хлеб своим ножом, лежащим справа от тарел­ки. Сахарницу и вазочку с медом ставят на середину вместе с ло­жечками для раскладывания. Чай и кофе подают без сахара: каж­дый добавляет его по вкусу.
Приступают к еде тогда, когда начинают есть хозяйка или хозяин. Обычно кушанье из общего блюда берут, пользуясь вилкой, лож­кой, лопаточкой или щипцами, но некоторые продукты берут ру­ками. Это хлеб, печенье, фрукты и цитрусовые - их не нужно де­лить ножом, они не пачкают рук, и вы касаетесь только одного куска, который затем кладете себе на тарелку.
Если необходимо взять фужер или хлеб, вилку и нож кладут на тарелку крест-накрест: вилку выпуклой частью вверх, нож острием влево.
Если на столе находится праздничный прибор из пяти или шести предметов, сначала используют прибор, находящийся даль­ше от тарелки, затем - следующий за ним и так далее.
По окончании еды тарелку не отодвигают от себя, на нее кладут приборы параллельно друг другу ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.
Во время еды пользуются вилкой и ножом, нож держат в правой руке, а вилку - в левой. Если едят только вилкой, то ее бе­рут в правую руку. Не берут нож, вилку, ложку близко к основа­нию, нельзя есть ложкой, то, что положено есть вилкой. Брать на вилку надо столько, чтобы с нее не падало. Если едят вилкой и но­жом, то ножом подправляют пищу, которую берут вилкой. Этикет надо соблюдать не только в гостях, но и дома, за семейным столом.
 
          V. Практическая работа. (Закрепление изученного мате­риала)
Учащиеся выполняют практическую работу «Сервировка стола к завтраку», учатся расставлять приборы, необходимые к зав­траку.
      Контролируя работу учащихся, провожу текущий инструктаж.
VI. Оценка урока.
 Анализируем допущенные учащимися ошибки, делаем необходимые замечания, оцениваем практическую работу уча­щихся и устные ответы.
        Домашнее задание: учебник, § 47-48; ответить на вопросы после параграфов.
 
Прикрепленный файл Size
Презентация1.ppt 1.78 MB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн