Официальный сайт aktuell 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Современная русская пунктуация

Фото пользователя Анастасия Владимировна Перфильева
Submitted by Анастасия Владимировна Перфильева on Wed, 02/12/2009 - 12:22
Данные об авторе
Автор(ы): 
Анастасия Владимировна Перфильева
Место работы, должность: 
Муниципальное образовательное учреждение дополнитеьного образования детей "Центр детского творчества" г. Ачинска, педагог дополнительного образования; преподаватель русского языка КГБОУ СПО "Ачинский педагогический колледж"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Расширить знания учащихся по теоретическим основам современной русской пунктуации
Учащихся в классе (аудитории): 
15
Используемые учебники и учебные пособия: 

Хрестоматия по истории русского языка. Авт.-сост. Иванов В.В., Сумникова Т.А., Панкратова Н.П. М.: Просвещение, 1990; Повесть о Куликовской битве. Текст и миниатюры лицевого свода XVI века.  Научный редактор Д.С. Лихачев. Ленинград: Аврора, 1984). Книги для выставки: Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры… М.: Просвещение, 1987; Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. М., 1983; Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 класс. М., 2000; Правила русской орфографии и пунктуации М., 1956; Былинский, Никольский. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1957;  Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1985.

Используемое оборудование: 

Портрет М.В. Ломоносова;

 Диски “1С: Репетитор. Русский язык”, “1С: Репетитор. Диктант”, “1С: Тесты по пунктуации”;

карточки с заданиями;

Используемые ЦОР: 

Презентация "Занимательная пунктуация"

Краткое описание: 
Это урок русского языка, материлы которого можно использовать в работе педагога доплнительного образования. В 2002 г. уок был прдставлен на международном фестиале "Учитель русской словесности" (МГПУ), фрагмент был проведён автором в МГПУ. Автор нараждён дипломом финалиста.

Ход урока:

 

I.                   Организационный момент.

II.                Сообщение темы, цели и задач урока.

III.             Актуализация знаний.

Что такое пунктуация?

Ответы детей.

IV.     Эвристическая беседа.

Для того чтобы ответить на этот вопрос грамотно и точно, давайте выполним задание 1.

Задание 1. Сравните толкование термина пунктуация в разных книгах. Какое вам представляется более точным и полным?

 

1)     Знаки препинания, пунктуация, - знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут  быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т. д.).

(Д. Э. Розенталь)

2)     Термин пунктуация (лат. punctum  – точка) означает, во-первых, совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, во-вторых, собрание правил их расстановки (в последнем смысле точнее говорить о правилах пунктуации).

              (Н.С. Валгина)

3)     Пунктуация (от лат. punctum  – точка) – 1) собрание правил постановки знаков препинания; 2) расстановка знаков препинания в тексте; 3) то же, что знаки препинания.

(Русский язык. Энциклопедия)

Вывод.  Пунктуация –  это  (1) система внеалфавитных знаков; (2)  это правила употребления знаков препинания, зафиксированные в официальном своде (см.: Правила русской пунктуации и орфографии. – М.,  1956;  Розенталь Д.Э. Пунктуация и управление в русском языке: Справочник для работников печати. – М.,  1988; Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. – М., 1994 и др. изд.); (3)  это раздел языкознания, занимающийся изучением закономерностей современного правописания (в синтаксически-пунктуационном аспекте).

Ребята, как вы думаете, всегда ли существовала пунктуация?

Ответы детей.

Давайте с вами обратимся к одному из древнейших памятников письменности “Повести о Куликовской битве”. Эта книга издана  по рукописи XVI века, хранящейся в Библиотеке Академии наук СССР (Лицевой летописный свод, Остермановский том II, л.  3 – 126 об.). Какие знаки препинания вы здесь видите? Что необычного в написании текстов?

Посмотрите некоторые тексты, помещенные в «Хрестоматии  по истории русского языка». Обратите внимание на название памятника письменности, время его написания. Какие знаки препинания вы здесь видите? Что необычного в их постановке вы заметили?

Ответы детей.

Вывод: В рукописных памятниках древнейшего периода не было деления текста на слова. Так писались книги до конца XV века, до появления  книгопечатания. Знаки препинания ставились нерегулярно, правил их постановки еще не было.

Ребята, как вы думаете,  почему не было необходимости в членении текста рукописных книг и почему оно появилось после изобретения книгопечатания?

Ответы детей.

А.Б. Шапиро так объясняет появление знаков препинания: “Пока тот или иной документ (закон, воззвание и т. п.) или сочинение (историческая хроника, описание путешествия, художественное произведение и т. п.) переписывались от руки профессионалами-писцами и читались большей частью специалистами-чтецами, достаточно было того, что на письме передавались при помощи знаков лишь звуковая  или <>непосредственно смысловая  сторона высказывания. Чтец, в силу профессиональной опытности, справлялся более или менее удовлетворительно с любым текстом <>

Изобретение книгопечатания <>способствовало значительному увеличению числа грамотных людей. Чтение книг <>делалось доступным все более широким слоям населения. К печатному тексту предъявлялись требования большей четкости и понятности, нежели в свое время к тексту рукописному”    (Шапиро А.Б. Русское правописание. Изд. 2. М., 1961. С, 156 – 157).

Сколько знаков препинания в современном русском письме? На этот вопрос  немногие ответят сразу, по памяти. Знание количества букв и цифр распространено гораздо шире. Но и обдуманные ответы и подсчеты знаков препинания оказываются разными: обычно называют десять знаков, но находят и больше – до 15 – 16. Давайте вместе разберемся в этом вопросе. Итак, какие  знаки препинания можно назвать?

Десять знаков препинания – это следующие: точка, запятая,  двоеточие,  многоточие, точка с запятой,  тире, вопросительный знак,  восклицательный знак, скобки, кавычки. (Эти знаки называют ребята). К ним добавляют  одиночную скобку (используется при цифровой или буквенной нумерации пунктов перечисления); знак сноски, обычно в виде звездочки (*) (этот знак называют еще астериск, от греч. аster – “звезда”); двойное тире и двойные запятые как знаки обособления, подобные скобкам, тоже двойным или парным; к знакам препинания многие причисляют также абзац, точнее – выделение абзаца как части текста отступом. Вслед за абзацем к знакам препинания иногда причисляются и другие знаки членения текста: знак параграфа (§), главы, разного рода пробелы и т. п., но это не находит пока широкого признания.

Отдельно надо сказать о дефисе. Прежде всего, его надо строго отличать от тире: они различаются по начертанию (дефис в 2 – 3 раза короче тире) и функционально: тире исключительно пунктуационный знак, а  дефис может выполнять несколько функций.

Давайте попробуем определить функции дефиса.

Дети: 1) основная функция – орфографическая: он оформляет полуслитные написания некоторых слов (частей слов): по-новому, по-нашему, кое-кто, во-вторых

и т. п.;

2) в пределах орфографии дефис используется как знак  переноса частей слов из одной строки в другую: се-стра или сес-тра, сест-ра;

3) дефис может быть и пунктуационным знаком – стоять между определяемыми существительным и одиночным приложением: Аника-воин, Маша-резвушка, весна-красавица и т. п.

Иногда в научных текстах употребляется одиночная наклонная линия – дробная черта в значении союза или. Дробная черта в этом ее значении – тоже знак препинания.

Александр Иванович Моисеев в книге “Звуки и буквы, буквы и цифры…”  приводит пунктуационный “алфавит” из 17 знаков препинания. Внимательно посмотрите на него и попробуйте ответить на вопрос, какие знаки препинания и почему  не стоит выделять как отдельный член “алфавита”?

1)     точка (.);

2)     двоеточие (:);

3)     многоточие (…);

4)     точка с запятой (;);

5)     запятая (,);

6)     запятые (,  ,);

7)     кавычки: а) лапки ("");

                     б) елочки (“”);

8)     вопросительный знак (?);

9)     восклицательный знак (!);

10)дефис, или черточка (в пунктуационной роли) (-);

11)тире (—);

12)двойное тире (—  —);

13)дробная черта (/);

14)скобка ());

15)скобки: ();

16)сноска (*);

17)абзац, или абзацный отступ.

Ответы детей.

Итак, в нашем пунктуационном «алфавите» осталось 11 знаков препинания

(. , ? ! … ; :  - ( ) «» и абзац).

Но это современная пунктуация, а что вы знаете об  истории знаков препинания?

Ответы детей (рассказывают о происхождении названий знаков препинания).

Хорошо. Но вы  остановились в основном на истории названий знаков препинания. Давайте обратимся к истории их появления и употребления.

Точка -  один из самых древних знаков препинания. В русских рукописных памятниках древнейшего периода точка иногда употреблялась для отделения слов или более крупных отрезков текста друг от друга. Точка ставилась не там,  где ставится сейчас. Она появлялась у основания буквы или на уровне ее середины. Иногда писец, прерывая работу, мог поставить точку даже в середине слова.

Вопросительный знак встречается в рукописях и книгах первой половины XVI века. Окончательно вопросительный знак для выражения вопроса закреплен “Российской грамматикой” М.В. Ломоносова (написана в 1755 г., опубликована в 1757 г.).

Восклицательный знак под названием “удивная” упоминается в грамматике Мелетия Смотрицкого (1619 г.). В “Российской грамматике” М.В. Ломоносова определяются правила постановки “удивительного знака”.

Тире появилось в русской печати, по-видимому,  в 60-х годах XVIII века. В “Российской грамматике” М.В. Ломоносова оно еще не указано. Впервые тире отмечено в “Российской грамматике” А.Н. Барсова под названием “молчалка” (или “черта”) в 1797 году. Существует три версии о том, кто ввел тире  в употребление: 1) Е. Филомафитский (1822 г.) считал, что изобрел тире Мармонтель, известный французский писатель; 2) А.Б. Шапиро писал: “Так, достоверно известно, что знак тире (или “черта”) первым начал употреблять Карамзин” (Шапиро А.Б. Основы русской пунктуации. М., 1953. С. 17.); 3) В.Ф. Иванова считает, что “оно собственно русский знак препинания, возникло из коротеньких черточек” (Иванова В.Ф. О первоначальном употреблении тире в русской печати // Современная русская пунктуация. М., 1979. С. 253).

Со второй половины XVIII века коротенькие черточки употреблялись в текстах при эмоциональных восклицаниях, “при таких перерывах речи, когда автор хотел подчеркнуть особую взволнованность своего героя” (Иванова В.Ф. Указ. соч. С.248.).

Двоеточие отмечается в памятниках русской письменности древнейшего периода. Причем это могла быть комбинация как из двух, так и из нескольких точек. Эти знаки первоначально употреблялись для отделения слов или более крупных отрезков текста друг от друга. В грамматике Зизания (1596 г.) есть знак “двосрочие” (:), по смыслу близкий к современной точке с запятой. М. Смотрицкий называет этот знак “двоточие”. М.В. Ломоносов в “Российской грамматике” сформулировал правило употребления двоеточия, близкое к современному.

Многоточие впервые указано в грамматике А.Х. Востокова (1831 г.) под названием “знак пресекательный”.

Скобки редко и непоследовательно употребляются еще в XVI веке. Скобки имели различную форму: закругленные, прямые или фигурные. Правила их употребления сформулировал М.В. Ломоносов в “Российской грамматике”.

Кавычки вошли в употребление в конце XVIII века.

Вывод. Система знаков препинания окончательно сложилась в XVIII XIX вв., а правила, обеспечивающие культуру письменной речи, письменного общения, изложены в системе значительно позднее, в 1956 г., в “Правилах русской  орфографии и пунктуации”.

Мы выяснили, какие знаки препинания составляют современную пунктуацию, познакомились с историей их возникновения и названия, а сейчас давайте вспомним, 

какие функции выполняют знаки препинания в современном письме?

Дети:  Знаки препинания выполняют две функции:

1)                               отделения – одиночные знаки препинания (точка, точка с запятой,  восклицательный знак вопросительный знак, многоточие);

2)                               выделения – двойные знаки препинания (скобки, кавычки).

Кроме того, в современной русской пунктуации имеются еще и многофункциональные знаки препинания: запятая и тире. Они выполняют и отделяющую, и выделяющую функцию.

Все знаки препинания выполняют смыслоразличительную функцию.)

Хорошо. Неслучайно эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку я взяла строки

К.Г. Паустовского. Образная характеристика знаков препинания как нотных знаков очень точно передает роль пунктуации для “вычитывания” в тексте, воспринимаемом зрительно, тона, мелодики, ритмики высказывания. Выполнив следующее задание, вы увидите, как знаки препинания помогают выявить интонацию текста.

Задание 2. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Для этого определите тему и основную мысль высказывания А.М. Горького – это поможет вам выбрать нужный (доверительный) тон чтения. Рассмотрите графические обозначения некоторых элементов интонации (/// - самые длительные паузы, // - менее длительные, / - короткие;        - повышение голоса,         - понижение голоса; — - логическое ударение).

Родной  язык надо любить, как мать, как  музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы … передать свою мысль другому человеку ясно и просто.

Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо.

Почему этот текст расчленен на абзацы? О каких двух сторонах языкового общения людей говорится в каждом из них? Запишите текст, соблюдая красную строку.

Проследите, как другие знаки препинания помогли определить интонацию чтения текста. Найдите  случай, когда пауза соблюдается при отсутствии знака препинания.

Вывод (делают ребята). Только на основании пауз, интонации знаки препинания ставить нельзя. Нужно учитывать смысл, структуру и интонацию в совокупности.

Вы  проанализировали пунктуационное оформление текста, написанного мастером слова. Знаки препинания в этом тексте были поставлены согласно общепринятым нормам. А сейчас попробуйте выполнить более сложное задание.

Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания.

Едва ли можно назвать хоть одно произведение Бунина которое бы вызвало сразу столь редкое и единодушное признание читателей и критики как знаменитый «Господин из Сан-Франциско»  создание которого относится к осени 1915 года.

Рассказ этот можно назвать «конспектом романа» настолько тесно уложены в нем явления и факты жизни.  Бунин рассказывает о жизни людей  которым деньги казалось бы дали все существующие в мире радости и блага Иронически называя среди «благ» «объявление войны» «благосостояние отелей» и «фасон  смокингов» Бунин произносил суровый приговор вершителям судеб мира Ведь для миллионеров аристократов и прочих сильных мира сего элегантный костюм прибыли от войн или же от эксплуатации отелей   явления одного рода обеспечивающие им красивую и сытную жизнь за счет тех кто должен трудиться на них и умирать для того чтобы им сладко жилось.

В рассказе сразу выступает основной мотив что это за жизнь «сильных» и богатых мира сего ради которой приносятся в жертву интересы остального человечества?

(А. Волков)

(Это задание позволяет провести межпредметные связи: на уроках литературы класс изучает творчество И.А. Бунина.)

Вывод (делают ребята). Отсутствие знаков препинания не лишает, конечно, текст синтаксических связей и смысловой наполненности, так как все это выражается словами, их порядком и соотношением, но читать и понимать текст без знаков препинания очень трудно.

Ваши письменные работы я возьму на проверку, и позже мы к ним еще вернемся. А сейчас я предлагаю каждому из вас поработать над какой-то пунктуационной темой (по вашему выбору) и выявить пробелы в своих знаниях. Для этого мы с вами поработаем  следующим образом. С учебными программами  «1 С: Репетитор. Русский язык» и «1 С: Тесты по пунктуации» вы поработаете в парах, а с программой «1 С: Репетитор. Диктант» - индивидуально. На работу 15 – 17 минут. После этого обсудим результаты.

V. Работа с компьютером.

1)     “1 С: Репетитор. Русский язык”. При работе с этой учебной  программой учащиеся имеют возможность обратиться к теории, могут получить подсказку компьютера,  прочитать правильный ответ во время выполнения задания. Задания разного уровня сложности. Некоторые из них направлены на проверку теоретических знаний, другие  проверяют практическую пунктуационную грамотность. На уроке учащиеся выполняют задания и первого и второго вида.  Большее внимание уделяется последним.

2)     “1 С: Репетитор. Диктант”. Учащиеся по своему усмотрению выбирают текст  одного из трех предложенных уровней сложности. Пишут его под диктовку. К следующему занятию делают работу над ошибками, которая предусмотрена этой программой как обязательный этап  учебной деятельности.

3)     “1 С: Тесты по пунктуации”. Выбрав одну из пунктуационных тем, учащиеся проходят тестирование, включающее четыре этапа. Задания ориентированы на проверку  как  теоретических сведений и умения применять их на практике. По окончании работы программа предлагает  общую оценку; рекомендации, содержащие указание тех тем, которые нужно повторить; анализ работы.

Обсуждение результатов работы. Какие темы выбрали? Какие пробелы выявили? Над чем нужно поработать?

VI. Итог урока.

Пунктуация – не просто перечень правил. Это элемент истории русского языка, культуры русского народа.  Сравнительно молодое учение (напр. С морфологией),  пунктуация вызывает у нас  немало затруднений. Для того чтобы верно ставить знаки препинания, нужно хорошо знать, что хочешь сказать, какие чувства и отношения  высказать. На постановку знаков препинания влияет структура, смысл предложения и интонация. Пунктуационные ошибки более распространены, чем орфографические. Над пунктуационной грамотностью надо работать.

VII. Домашнее задание.

Написать монолог Точки, первого знака пунктуационного алфавита.

 

 

 

Задание 1. Сравните толкование термина пунктуация в разных книгах. Какое вам представляется более точным и полным?

 

4)     Знаки препинания, пунктуация, - знаки, образующие особую часть общей графической системы данного языка и обслуживающие те стороны письменной речи, которые не могут  быть выражены буквами и другими письменными обозначениями (цифрами, знаком равенства, знаком подобия и т. д.).

(Д. Э. Розенталь)

 

5)     Термин пунктуация (лат. punctum  – точка) означает, во-первых, совокупность знаков препинания, используемых в письменной речи, во-вторых, собрание правил их расстановки (в последнем смысле точнее говорить о правилах пунктуации).

              (Н.С. Валгина)

 

6)     Пунктуация (от лат. punctum  – точка) – 1) собрание правил постановки знаков препинания; 2) расстановка знаков препинания в тексте; 3) то же, что знаки препинания.

(Русский язык. Энциклопедия)

 

Задание 2. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Для этого определите тему и основную мысль высказывания А.М. Горького – это поможет вам выбрать нужный (доверительный) тон чтения. Рассмотрите графические обозначения некоторых элементов интонации (/// - самые длительные паузы, // - менее длительные, / - короткие;        - повышение голоса,         - понижение голоса; — - логическое ударение).

 

Родной  язык надо любить, как мать, как  музыку, и надо уметь хорошо говорить, чтобы … передать свою мысль другому человеку ясно и просто.

Будешь понимать людей и их мысли – легче будет жить, и умнее станешь, да и тебя все сразу будут понимать, а это – хорошо.

 

Почему этот текст расчленен на абзацы? О каких двух сторонах языкового общения людей говорится в каждом из них? Запишите текст, соблюдая красную строку.

Проследите, как другие знаки препинания помогли определить интонацию чтения текста. Найдите  случай, когда пауза соблюдается при отсутствии знака препинания.

 

 

 

 

 

Задание 3.Представьте себе: ваш одноклассник, читая приведенный ниже отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,  сделал паузы в выделенных шрифтом строках так, как это отмечено в тексте вертикальными черточками. Что нарушено таким чтением? Что чтец не принял во внимание?

 

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла,/ рассыпалась; клоками /

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

 

Что помогает подготовиться к выразительному чтению текста в соответствии с замыслом автора? Подтвердите свой вывод чтением отрывка вслух..

 

Задание 4. Вслушайтесь, всмотритесь в пейзажную зарисовку М.М. Пришвина. А потом понаблюдайте: каких предложений в ней больше – простых или сложных, осложненных или неосложненных, с союзами или без них, с сочинительными или подчинительными союзами?

 

Разговор деревьев.

Почки раскрылись, шоколадные, с зелеными хвостиками, а на каждом зеленом клювике висит большая прозрачная капля.

Возьмешь одну почку, разотрешь между пальцами, и потом долго все пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или черемухи.

Вечер теплый, и такая тишина,  словно должно что-то в такой тишине  случиться. И вот начинают шептаться между собой деревья: береза белая с другой березой белой издали перекликаются; осинка молодая вышла на поляну, как зеленая свечка, и зовет к себе такую же зеленую свечку-осинку, помахивая веточкой; черемуха черемухе подает ветку с раскрытыми почками.

Если с нами сравнить – мы звуками перекликаемся, а у них – аромат.

 

Что в оформлении текста помогло вам выполнить задания?

 

 

 

 

 

Задание 5. Расставьте недостающие знаки препинания.

 

Едва ли можно назвать хоть одно произведение Бунина которое бы вызвало сразу столь редкое и единодушное признание читателей и критики как знаменитый «Господин из Сан-Франциско»  создание которого относится к осени 1915 года.

Рассказ этот можно назвать «конспектом романа» настолько тесно уложены в нем явления и факты жизни.  Бунин рассказывает о жизни людей  которым деньги казалось бы дали все существующие в мире радости и блага Иронически называя среди «благ» «объявление войны» «благосостояние отелей» и «фасон  смокингов» Бунин произносил суровый приговор вершителям судеб мира Ведь для миллионеров аристократов и прочих сильных мира сего элегантный костюм прибыли от войн или же от эксплуатации отелей   явления одного рода обеспечивающие им красивую и сытную жизнь за счет тех кто должен трудиться на них и умирать для того чтобы им сладко жилось.

В рассказе сразу выступает основной мотив что это за жизнь «сильных» и богатых мира сего ради которой приносятся в жертву интересы остального человечества?

(А. Волков)

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикрепленный файл Size
лицей пунктуация.ppt 369 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн