Издавна на Руси было развито деревянное зодчество. Необыкновенные деревянные здания строили искусные мастера. Крестьянские избы, княжеские хоромы, боярские терема строились из дерева. Для Русского деревянного зодчества, имевшего свои традиции, характерны были многоярусные постройки с теремами, башенками. Всё это украшала затейливая резьба по дереву.
После принятия христианства в конце X века на Руси начинается каменное строительство. Приезжие из Византии каменных дел мастера начинают строить первые храмы. В Киеве князь Владимир закладывает Десятинную церковь, посвящённую Успению Богородицы. Первые русские храмы строятся в строгом соответствии с византийскими культурными традициями. Но русские мастера быстро перенимают опыт строительства. В Киеве Софийский собор, построенный при Ярославе мудром, уже сочетает славянские и византийские традиции. Однокупольный византийский храм окружают размещённые чуть ниже четыре средних купола, за которыми стояли еще восемь куполов. Вся постройка раскрывала многокупольную пирамиду, традиционную для русского зодчества. Постройки украшались в стиле русского искусства. Стены украшались яркими фресками с хорошо подобранными тонами. За счёт того, что писались фрески по сырой штукатурке, краски глубоко впитывались, и такое произведение хранилось очень долго, при этом краски не тускнели. Мозаика, иконы, богатое убранство храмов на Руси несли в себе сосредоточение нескольких видов искусства.
В XI – XII веках строятся храмы во многих русских княжествах. Князья, пытаясь поразить современников красотою и величием построек, приглашают лучших русских мастеров. Таким образом, строятся храмы в Чернигове, Новгороде, Полоцке и других городах. Но местный колорит накладывает на строительство храмов свой неповторимый оттенок. В северных княжествах храмы строятся в сдержанном стиле, у них более строгие и величественные формы. Убранство храмов менее богато, неярких красок фрески написаны в суровых и спокойных тонах. Примером может служить Софийский собор в Великом Новгороде.
Таким образом, переняв мастерство строительства из камня от византийских мастеров и многократно его приумножив, русские зодчие, вплетая славянские мотивы деревянного зодчества в каменное строительство, нашли свой неповторимый стиль. Не только каменные, но и деревянные постройки старых мастеров поражают своим величием и великолепием. Никого не оставляет равнодушным посещение Кижи, где сосредоточены одни из самых величественных построек в традициях русского деревянного зодчества. До сих пор не утеряна традиция украшения различных деревянных построек, и в наше время можно встретить дома, украшенные затейливой резьбой по дереву, которая радует глаз и оставляет чувство гордости за неповторимое славянское деревянное кружево.
К самому концу Х века относится первая крупная постройка - дубовая церковь Софии «о тринадцати верхах», срубленная в 989 году присланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие города Древней Руси, Новгород даже в эпоху своего расцвета был городом по преимуществу деревянным. Частные и общественные здания, торговые и производственные сооружения возводились почти исключительно из дерева. Обусловленная огромными лесными массивами края дешевизна строительного материала и удобство его доставки по многочисленным водным артериям способствовали развитию плотничьего дела. Не случайно киевляне еще в 1016 году презрительно называли новгородцев плотниками "А вы плотницы суще, а приставим вы хором рубити наших". О многочисленных деревянных постройках - крепостных стенах, мостах, церквах и хоромах знати неоднократно повествуют уже в древнейший период новгородские летописи.
С 1044 года началось строительство каменных стен Кремля, который в древнем Новгороде обычно называли Детинцем или каменным городом. С 1045 по 1050 год по повелению сына Ярослава - новгородского князя Владимира в центре детинца возводится каменный собор Софии. Новгородская София - один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющий мировое значение.
Зодчество в картинках
|
На: История Русского зодчества
Русское зодчество ХI – ХVII вв.
Русское зодчество ведет свое начало от далекого прошлого. Так, вблизи села Триполье Киевской области было обнаружено поселение с несколькими десятками домов площадью до 140 м2, построенных в IV тысячелетии до н. э. в продуманном порядке.
Зодчество Древней Руси, развиваясь в особых исторических, природных и духовно-идеологических условиях, значительно отличалось от современной ему архитектуры стран Запада и Ближнего Востока. В условиях окружения селений могучими лесными массивами в раннесредневековый период жилища и церкви строились на Руси преимущественно из дерева. Русские зодчие создали особые исключительно рациональные конструктивно-тектонические системы жилых домов, отличающиеся красотой пропорций и декоративным убранством. Дома, или избы, они строили чаще всего с выпусками концов бревен наружу, что обеспечивало срубам большую прочность и долговечность. Из-за обилия снега и дождей особое внимание уделялось конструированию крыш над жилищами. Крутые высокие крыши с большим выносом надежно защищают стены от осадков и придают постройкам с их простыми, четкими формами красивый облик.
Формы первых деревянных церквей на Руси были общими с жилыми домами. Клетские деревянные церкви получили название от рубленых домов-клетей. Над крышами размещались небольшие главки в виде луковиц. Деревянные соборы строили с восьмигранными шатровыми крышами и главками. Основой шатрового собора служил четырехстенный сруб, на который на определенной высоте укладывались бревна в виде более устойчивого восьмигранника. Высота некоторых шаговых церквей превышала 40 м.
Дерево вплоть до конца XVII в. оставалось на Руси основным строительным материалом. Вместе с тем начиная с конца X в., со времени принятия Древней Русью христианства, укрепившего связь ее с Византией, в культовом зодчестве начали строить каменные здания. Приезжавшие из Византии зодчие ввели приемы кирпичной кладки из широкого плоского кирпича-плинфы на цемяночном растворе. С их участием было построено несколько храмов в Киеве.
Наряду с применением византийской техники кладки и системы внутренних опор-столбов для завершения этих храмов по типу деревянных русских использовались многочисленные купола, нарастающие к центру.
К древним памятникам русской архитектуры относят сохранившиеся каменные культовые здания, сооруженные в XI—XVI вв. в Киевской Руси, во Владимиро-Суздальском княжестве, в Новгороде и Пскове. Значительную художественную ценность представляют также культовые и оборонные сооружения Москвы, Ярославля, Ростова Великого, Углича, Нижнего Новгорода и других городов, построенные в XIV—XVII вв.
Древнейшим памятником каменного русского зодчества является собор Софии в Киеве с его 13 куполами и богатым внутренним убранством (мозаичные панно). Стены здания сложены из шганфы на известковом растворе. Оштукатурили их при восстановлении собора. Внешний вид киевского собора, построенного к 1037 г. при великом князе Ярославе Мудром с помощью византийских мастеров, теперь сильно изменен.
В начале XII в. стены киевского собора были укреплены контрфорсами с восточной стороны, а в XVII в. вместо параболических (шлемовидных) куполов были поставлены купола в стиле барокко. Этот собор считают вторым каменным сооружением Киевской Руси после Десятинной церкви, построенной ранее. Важно и то, что 13-главое завершение собора Софии было сделано по образцу ранних новгородских деревянных церквей.
Выдающимся архитектурным памятником является собор св. Софии в Новгороде, построенный в 1045—1052 гг. Собор Св. Софии в Новгороде.
Собор представляет собой пятизальное крестовокупольное здание, залы которого разделены продольными рядами колонн. Собор вначале завершался пятиглавием; большой цельностью и монументальностью отличается его внешний объем. Стены собора выложены из крупного камня с применением кирпича для арок сводов, обрамлений порталов и оконных проемов. Стены и своды были покрыты фресковой росписью.
В XII в. с установлением в Новгороде вечевого управления в нем строились каменные приходские храмы, небольшие по размеру, как правило, кубовидной формы. Стеновым материалом являлся тесаный местный камень-плитняк, укладывавшийся на известковом растворе.
Церковь Спаса Нередицы.
К новгородским одноглавым храмам относится церковь Спаса Нередицы (1198), разрушенная в период немецко-фашистской оккупации и ныне восстановленная.Кубический объем церкви увенчан одним крупным куполом, опирающимся на цилиндрический барабан. Внутреннее членение, в котором центральный зал больше боковых, отвечает трехчастному делению фасадов. Как и большинство древнерусских сооружений, этот храм отличается простотой и четкостью членений, красотой пропорций. Церковь Спаса является одним из выдающихся памятников новгородского зодчества.
Ирина Киричек