Цель: Создать условия для изготовления дымковской игрушки.
Задачи:1. Слепить и расписать дымковскую игрушку. Барышню.
2. Учить планировать работу и зафиксировать результаты исследования (тех. карты)
3. Формировать умения и навыки работы с глиной (пластилином)
4. Учить составлять орнаменты, украшающие женскую фигурку и расписывать.
5. Формировать нравственно – эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни.
5.Развивать творческую активность учащихся.
Оборудование: технологические карты, схемы, образцы дымковских игрушек, презентация к уроку
Материал: глина (пластилин), стеки, дощечки, салфетки, баночка с водой.
Ход урока.
1.Эвристическая беседа.
-На столе стоят игрушки.
Рассмотрите игрушки.
Отгадайте ребус. Слайд 3
- Отгадав ребус, вы сможете сказать, откуда родом эти игрушки. (Дымковская игрушка)
-Чем отличается дымковская игрушка от других глиняных игрушек?
( Дымковская игрушка очень выразительная. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен.)
-Для чего была нужна эта игрушка?
1.Украшение в доме.
2.Игрушка для детей.
3.Свистульки – зазывалки на ярмарке.
Глиняная игрушка – особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры, а служит для украшения быта. Образы игрушек очень просты, выразительны.
Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет скучно мастеру делать горшки, возьмет да и слепит что – нибудь эдакое. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины, чтобы позабавить детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом.
В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным.
Сегодня мы отправимся в мастерскую глиняной игрушки в Дымковскую слободу. И раскроем секрет изготовления барыни.
-Что вы узнали о слободе Дымково?
Рассказы детей: Слайды 5, 6
1.Этот промысел возник в слободе Дымково, что возле города Вятки. Там отличные глины и речной песок, пригодные для керамического промысла.
2.Издавна живут в слободе мастера, которые, кроме полезных в хозяйстве крынок и горшков, делают себе на потеху, да и детям на забаву веселые яркие игрушки. Игрушку эту лепили и раскрашивали только женщины и дети.
3.Зимой, когда работы в поле и в огороде не было, курился дымок из печи в каждой избе. Там мастерицы лепили и обжигали в русской печи эти знаменитые игрушки.
4.К весне кого только не увидишь на полках и подоконниках, на лавках и столешницах. В пестрых юбках барыни, бравые кавалеры, важные петухи и индюки, кони, коровы, птички и водоноски, кормилицы, няни, женихи и невесты…
5.Мастерицы лепят игрушки из красной глины, белят её мёдом, разведённым на молоке, и расписывают красками, замешанными на яйце, уксусе или квасе.
6.Весной проводились в Дымковской слободе гуляния – праздник, который назывался когда – то Свистопляской, а позже Свистуньей. На нём народ плясал и свистел в разные свистульки, изготовленные из дерева, глины, жести. Свист этот был главной особенностью, главным развлечением этого праздника. Взрослые и дети свистели в глиняные свистульки. Когда же праздник кончался, глиняные, расписные игрушки ставили в окна, между рамами.
Молодцы, вы много узнали о слободе Дымково, о народном промысле.
Вятка впервые упоминается в летописных источниках в 1374 году это 14 век. На высоком берегу реки Вытки появился Кремль – крепость Хлынов. В конце 15 века в начале 16 население Хлынова стало пополняться людьми из Великого Устюга, Северной Двины. Они и основали на низком правом берегу Вятки – Дымковскую слободу.
Итак, мы отправляемся в мастерскую глиняной игрушки и научимся лепить дымковскую барыню.
-Из какого материала вылеплена игрушка? (из глины)
-Каким материалом мы заменим, чтобы вылепить игрушку? Почему заменили этим материалом? (одинаковые свойства: пластичность)
2.Анализ образца изделия:Слайд 7
Посмотрите на игрушку, из каких частей она состоит?
Заготовкой является – цилиндр.
Юбка – конус.
Шар – голова.
Руки – колбаски.
3. Работа в парах.
Спланируйте свою работу и расскажите, в какой последовательности вы будете лепить барышню? (рассказы детей)
4.Знакомство с технологической картой. Практическая работа.
-Положите перед собой технологическую карту. Рассмотрите её, если будут вопросы, то задайте их.
-Самостоятельное выполнение игрушки.
(Оказание помощи учителем)
(ЗВУЧИТ МУЗЫКА.)
4.Анализ работ:
-Разбор каждой работы.
-Выбор удачных работ.
-Указание на типичные ошибки.
5.Итог урока:Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15
-Как называется игрушка, которую мы с вами вылепили?
-Для чего нужны игрушки?
-А сейчас разучим народную потешку «Едет дедушка Егор» и поможем рассадить всю семью.
Из – за леса, из - за гор
Едет дедушка Егор.
Сам на лошадке,
Жена на коровке,
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
6.Д/з: Слайд 16
Рассмотреть, как расписаны дымковские игрушки?
Обратить внимание на орнаменты, украшающие женскую фигурку.