Обсуждаем Послание Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию
1 ответ
Wed, 18/11/2009 - 15:15
Владимир Глебович Петрович
На сайте с: 14/11/2008
Баллы: 653
Уважаемые коллеги! Начинаем широкое обсуждение Послания Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию, с которым он выступил 12.11.2009 г. Для начала дискуссии публикую основные моменты Послания, касающиеся нас с Вами. Почитайте их. Выскажете своё мнение: что Вас обрадовало в этом послании, все ли моменты модернизации образования были учтены, чтобы Вы хотели услышать в дальнейшем. Из того, что было сказано в Послании об образовании, хотелось бы выделить следующие моменты: 1) «В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей стране. Поэтому нужно создать постоянно действующий механизм их поддержки, привлекать к работе в России наиболее авторитетных российских и зарубежных учёных, а также предпринимателей, имеющих опыт коммерциализации подготовленных разработок… «Мы в них заинтересованы, а не наоборот». Приятно, что наряду с обсуждением шагов по упрощению процедур выдачи грантов, поддержки интересных исследований и проектов Президент отмечает и необходимость государственного и бизнес-заказа на такие проекты. Возможно, что и процесс включения в мировое образовательное и научное пространство России пойдет теперь бодрее. 2) «Уже в 2010 году, а этот год, я напомню, объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введём новые требования к качеству образования, соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый госэкзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание надо уделить старшеклассникам…» Мне не кажется, что в этой фразе содержится негативная оценка и ожидаемый некоторыми крах ЕГЭ. Скорее наоборот, подчеркивается, что государство должно увидеть, каким образом осуществлена образовательная услуга. А то, что любая одномерная система (знаниевая или какая-то другая) не дает всей полноты представления о достижениях ученика – не новость, и хорошо, что об этом тоже говорят на государственном уровне. 3) «Особая задача - создание безбарьерной школьной среды для детей-инвалидов. В 2010 году будет принята пятилетняя государственная программа «Доступная среда», направленная на решение этих проблем». Без комментариев. Просто отличное начинание. Только бы сделано было по уму. 4) «… мы должны … расширить самостоятельность школ, причём как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Со следующего года самостоятельность получат школы, ставшие победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», и школы, преобразованные в автономные учреждения, а обязательная отчётность таких школ будет резко сокращена в обмен на, естественно, открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учётом качества работы, контрактные условия труда.» 5) «Мы законодательно закрепим равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений и предоставим семьям более широкие возможности выбора школы, а ученикам - доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования. Это особенно важно для малокомплектных школ, для удаленных школ, вообще в целом для российской провинции.» Видимо, это как раз то, чего так ждут школы, не дожидающиеся специальных указаний и не боящиеся идти на эксперименты. 6) «… систему педагогического образования также ждёт серьёзная модернизация. Будут внедрены обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ. Средства на повышение квалификации должны предоставляться с возможностью выбора образовательных программ, а педагогические вузы должны быть постепенно преобразованы либо в крупные базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов. Мы начнём привлекать для работы в школах тех, кто способен обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников, включая, кстати, и квалифицированных специалистов, которые не имеют педагогического образования. Те, кто решит работать в школе, смогут пройти краткосрочные специализированные курсы. Одновременно будут введены особая система поощрений и требования к обязательному подтверждению уровня квалификации преподавателей.» Лично для меня это и наиболее любопытный, и наиболее спорный отрывок: уже давно звучали призывы «избавиться от педвузов». Но возможно ли обеспечить специфику преподавания через прохождение краткосрочных курсов и дальнейшее повышение квалификации? Не получится ли, что мы получим в школе отлично знающих специалистов, даже и желающих работать с детьми – но не умеющих это сделать? 7) «… мы обязаны сделать всё от нас зависящее, чтобы помочь созданию необходимой для нормального культурного развития инфраструктурной среды, причём прежде всего в российской провинции. В малые города, посёлки, сёла - туда, где нет современных киноконцертных залов, крупных библиотек, театральных и выставочных центров, - нужно активнее продвигать информационные технологии. Именно они должны стать основой модернизации в сфере культуры. С их помощью откроется доступ к ценностям культуры для миллионов наших сограждан и, что особенно важно, для молодёжи».
Здравствуйте, Владимир Глебович! Хочу поделиться с вами соображениями по поводу ликвидации педвузов. Лично я сама закончила истфак нашего педвуза, образование мне дали не хуже, чем в классическом университете, а может быть даже и лучше. По соображениям этичности не буду называть имя моего коллеги, который закончил в свое время истфак СГУ, так вот он идеально знал историю, но совершенно не мог ее преподавать детям. Так как методику в СГУ не преподавали. Меня так же удивил момент по поводу привлечения в школу непедагогических работников. Что значит окончить кратковременные курсы и отправиться в школу. С таким же успехом я могу закончить кратковременные курсы и полететь в космос (конечно, я утрирую). Хотелось бы сказать господину президенту, пусть каждый занимается своим делом, а государство пусть создаст такие условия, чтобы молодёжь охотно шла в школу и профессия педагога наконец-то стала престижной в нашей стране. В 90-х годах проходила забастовка работников образования, так вот мне до сих пор помнится лозунг, который несла самарская учительница "Сегодня нищий учитель - завтра страна дураков". По-моему, актуально до сих пор.... А вообще я ждала большего, немного разочарована.