Метод активного слушания при написании изложения в начальной школе
Submitted by Ирина Владимировна Козлицкая (Редихина) on Sat, 14/11/2009 - 19:44
ХОД УРОКА.
1.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
2.РАБОТА НАД ТЕКСТОМ.
А) Знакомство с содержанием текста. Определение его темы, основной мысли. Составление плана.
МОРЖ.
МОРЖ ТОЛСТЫЙ, ТЯЖЁЛЫЙ. ПОХОЖ ОН НА ГРОМАДНЫЙ КОЖАНЫЙ МЕШОК С ЖИРОМ.
ДВА ЗДОРОВЕННЫХ БЕЛЫХ КЛЫКА ТОРЧАТ У НЕГО ИЗ ЩЕТИНИСТЫХ УСОВ.
ВМЕСТО НОГ У МОРЖА ЛАСТЫ. ИМИ ОН, КАК ВЁСЛАМИ, ВОДУ ЗАГРЕБАЕТ.
НЫРНЁТ ОН ГЛУБОКО ПОД ВОДУ И ПАСЁТСЯ НА МОРСКОМ ДНЕ, КАК КОРОВА НА ЛУГУ.
ВОДОРОСЛИ ЖУЁТ, РАКУШЕК ИЩЕТ.
НАЕСТСЯ МОРЖ ВДОВОЛЬ, ВЫЛЕЗЕТ НА БЕРЕГ, ЛЯЖЕТ НА КАМНИ И ОТДЫХАЕТ.
(ПО Е.ЧАРУШИНУ.)
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Учительчитает текст первый раз.
Детислушают.
На черновике составляют приблизительный план.
Учительзадаёт вопросы:
-какой это текст: повествование, описание или рассуждение?
-кого описывает автор? (тема текста).
-с чего начинается текст?
-о чём идёт речь дальше?
Детиотвечают на вопросы:
-это текст описание, потому что к нему можно задать общий вопрос - «какой».
-автор описывает моржа.
-текст начинается с описания внешнего вида моржа.
-во второй части говорится о поведении животного.
Учительпроверяет умение детей
самостоятельно составлять примерный план текста,
помогает выбрать заголовок с опорой на тему и основную мысль каждой части текста.
Детичитают наброски своих планов.
Коллективно обсуждают выбор заголовка для каждой части.
Записывают откорректированный план в тетрадь по развитию речи.
План.
1. Внешний вид моржа.
2. Поведение животного.
Б) Лексико – орфографическая подготовка к написанию изложения.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Учительдаёт детям установку:
- слушая каждое предложение, выбрать и записать в черновик словосочетания с прилагательными, так как это текст-описание;
- во второй части необходимо будет выписать глаголы, потому что описывается поведение моржа;
-во время слушания можно делать зарисовки.
Учительчитает текст во второй раз.
Детислушают, размечают лист черновика для восьми предложений.
1.________________________________
__________________________________
2. ________________________________
__________________________________
3. ________________________________
__________________________________
( и так далее)
На первых строчках черновика (с номерами 1-8) дети карандашом записывают отдельные слова и словосочетания, делают зарисовки (например, рисуют мешок, клыки, ласты, водоросли, ракушки вместо записи этих слов).
Учительзадаёт вопросы:
-с чем автор сравнивает моржа?
-какие прилагательные (эпитеты)
употребляет?
-каким словом можно заменить «здоровенных»?
-как понимаете выражение «щетинистых усов»?
-какие глаголы употребил автор, описывая поведение моржа?
-как избежать повторения слова «морж»?
Детиотвечают на вопросы, используя записи на черновике: