Линейка учебников истории России А.А. Данилова
в образовательном процессе.
Перед учителем нередко стоит проблема: какой учебник выбрать?
В большинстве школ Красноярского края используется допущенная министерством образования и науки Российской Федерации линейка учебников истории России Данилова Александра Анатольевича. С точки зрения образовательного процесса данные учебники наиболее органично вливаются не только в традиционный урок, но и в игровой урок, урок-семинар ит.д. Для организации занятия в учебники предусмотрены многие моменты: приведены исторические документы, статистические диаграммы, предусмотрена работа с новыми понятиями ( это момент многие авторы учебников упускают, что добавляет определенные сложности). Образовательный процесс становится полным, так как учебник является не только источником информации, но и удачным подспорьем учителя.
По принципу построения учебники линейки устроены классически: разделение на главы, текст параграфа, закрепляющие вопросы. Материал параграфов изложен доступным языком для восприятия средним учеником школы. Не перегружен лишней информацией.
Есть и новшества, делающие учебник действительно у-чеб-ни-ком, а не книгой с информацией по тем. В конце каждого параграфа имеются не только вопросы на закрепление, но и вопросы на понимание материала школьником: какую роль играли монополии в экономике России? Чем различаются позиции революционных и либеральных сил? В линейке учебников продуман так же и раздел «Задание». Данный раздел может быть использован как для организации индивидуальной или групповой работы, так и как основа для исследовательской работы школьников. Например, «Составьте таблицу «Развитие революции в 1905 году» или «Многие современники и истории были убеждены в том, что неудачи в войне стали одной из важнейших причин надвигавшейся революции. Поддержите или опровергните эту мысль. Помните, что ваши рассуждения должны опираться на факты». Так же авторы линейки продумали очень важную часть для любого учебника – отдельные разделы после параграфа «Дата» и «Расширяем словарный запас». Эти разделы позволяют систематизировать знания учащихся и актуализировать внимания на данных моментах при подготовке домашнего задания.
Данилов продолжает уже сложившеюся традицию построения учебника – это работа с лицами. Данный раздел выделен в учебнике голубым фоном, и довольно полно, но не перегружено, подобран материал статьи. Данный пункт содержания параграфа может быть проработан и на уроке (так как материал не объемный) и самостоятельно (так как материал изложен доступным языком).
Для организации самостоятельной работы учащихся с учебником по определенной теме, авторами предусмотрены вопросы и задания (в том числе и работа с картой) в самом тексте параграфа. Что позволяет учащемуся отрабатывать полученную информацию в процессе ее изучения. Помимо этого после каждого раздела имеются обобщающие выводы по изученному материалу. Но не предусмотрены вопросы и задания обобщающего характера по разделу.
В общем можно говорить, что учебник соответствует требования организации учебного процесса в среднем звене школы.
|
На: Линейка учебников..." Иванова О.И.
Ольга Ивановна, спасибо, за интересную презентацию учебника!
С уважением, Антонина Александровна
На: Линейка учебников..." Иванова О.И.
Думаю, такие презентации помогли бы многим учителям при выборе учебника
На: Линейка учебников..." Иванова О.И.
Спасибо уважаемая Ольга Ивановна за содержательную презенацию учебника. Одно только огорчает, что не всегда учитель волен выбрать понравившийся учебник. На курсах повышения квалификации я рассматривал учебники по истории и других авторов, в них также есть много ценных нововведений, нужных для обучения но не используемых Даниловым А.А..
На: Линейка учебников..." Иванова О.И.
Мы не выбираем отдельно взятый учебник, а работаем с так называемой линией учебников одного автора. Мне также нравятся учебники Данилова и Косулиной. С каждым годом они становятся, на мой взгляд, еще лучше и по содержанию, и по оформлению.
С уважением Боровкова Татьяна Геннадьевна, учитель истории и обществознания г. Балаково