Submitted by galina sergeevna vlasova on Fri, 06/11/2009 - 15:26
Тип урока: обобщающий урок
Тема урока: «Биосфера, её структура и функции».
Место урока в системе: Урок проводится по плану в соответствии с тематическим планированием: последний урок по теме: "Биосфера, её строение и функции" которая является первой темой в разделе: "Взаимоотношения организма и среды", после этого урока будет изучаться тема "Жизнь в сообществах. Основы экологии"
Цель урока: Знать особенности биосферы, как особой оболочки земли, уметь характеризовать её свойства и знать, какое влияние на неё оказывает человек.
Задачи урока:
1. Общеобразовательные:
·Закрепить знания обучающихся о биосфере, как особой оболочки земли, населённой живыми организмами.
·Характеризовать структуру биосферы и свойства биомассы
·Контроль качества знаний обучающихся по теме "Биосфера, её структура и функции"
·Подвести обучающихся к пониманию влияния деятельности человека на биосферу.
·Иметь представление о главной функции биосферы – круговороте веществ в природе.
2. Развивающие
·Продолжить формирование умений составлять рассказ, делать выводы, использовать учебник и дополнительную литературу, как источник знаний;
·Развитие памяти учащихся, умения делать отзыв на ответы одноклассников, выделять главное из рассказов и ответов на уроке.
Оборудование: Проекты обучающихся, выполненные на компьютере,
таблицы.
Структура урока
1.Организационный момент. Сообщение темы, целей и задач урока.
2.Программированный опрос по теме.
3.Проверка знаний учащихся по терминологии.
4.Восприятие и осознание учащимися материала, подготовленного в виде проектов по группам.
5.Домашнее задание.
6.Подведение итогов урока, оценка знаний.
Ход урока.
Этап, цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Этап. Орг. момент.
Цель: подготовить учащихся к работе на уроке, организовать их активное включение в урок. Сообщение темы, целей и задач урока
Приветствие учащихся: «Здравствуйте ребята садитесь!» Сегодня у нас на уроке много гостей, которые пришли посмотреть на то, как мы с вами, работаем. Сегодня мы покажем, как работаем на уроке, что у нас получается, а где мы испытываем трудности. Записываем тему сегодняшнего урока. «Биосфера, её структура и функции». Эпиграфом к уроку послужат известные слова академика В.И. Вернадского "На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей, а по этому более могущественной по своим конечным последствиям, чем живые организмы, взятые в целом".
На предыдущих уроках мы вели разговор о биосфере, её структуре, границах, свойствах. Вы заранее получили групповое задание осветить проблемную область в данной теме, опираясь на знания полученные, на уроках, в дополнительной литературе, учебнике, Интернете. Как у вас это получилось мы, и выясним сегодня на уроке.
Взаимное приветствие, учащиеся настраиваются на учебную деятельность, проверяя готовность своего рабочего места, и рядом сидящего.
Все обучающиеся активно записывают в тетрадях тему урока.
2.Программированный опрос по теме.
Цель: проверить знания учащихся по теме: "Биосфера, её структура и функции, установить правильность, осознанность, усвоенных знаний, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях; совершенствовать знания, умения, навыки обучающихся.
Для проверки знаний по теме прошлого урока использую тесты, подготовленные лично по теме. Выхожу на реализацию общеобразовательных задач на закрепление знаний и умений. Класс делится на 2 варианта, каждый работает индивидуально с тестами.
(См. Приложение 1.)
Обучающиеся самостоятельно, работают с тестами за определённый период времени.
3. Этап. Устный контроль обучения по терминологии.
Цель: знать основные термины, используемые в этой теме.
Давайте вспомним с вами основные термины, используемые в этой теме. Для этого открываем стр. 497 и в тетрадях каждому термину в левой колонке подбираем соответствующее определение. Для проверки правильности выполнения к доске пойдёт один обучающийся.
Проверяем правильно или нет. Дополнительные вопросы. (Задают обучающиеся.)
Все обучающиеся работают с учебником, а один для контроля на доске.
Верный ответ:
1 - Д
2 – В
3 – Г
4 – Б
5 - А
4.Этап. Восприятие и осознание учащимися материала, подготовленного в виде проектов по группам.
Цель:
Развитие навыков критического мышления, умения работать в группе и использование ИКТ в биологии.
На предыдущих уроках мы с вами в очередной раз разделились на группы и вам были предложены варианты заданий для выполнения проектных работ. Темы были следующие:
1. Биомасса и её свойства.
2.Круговорот веществ в биосфере и его значение для существования биосферы.
3.Особенности круговорота воды, углерода и азота в биосфере.
4.Экологические проблемы, связанные с круговоротов серы и фосфора.
5.Влияние человеческой деятельности на биосферу.
(См. Приложение 2.)
Проект готовили: Вахрамеева Настя, Максимова Александра, Печенкина Ирина