I. Мобилизующее начало– подготовительный этап к восприятию новой темы, создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества на уроке, постановка целей урока самими учащимися. (Слайд 1)
II. Актуализация знаний.
1. Фронтальная работа.
- Мы продолжаем разговор о планете Земля.
- Давайте вспомним, какую форму она имеет?
- Как называется уменьшенная модель Земли?
- Как называется воображаемая прямая линия, проходящая через полюса, вокруг которой вращается Земля?
- Как называется воображаемая линия, которая делит земной шар на северное и южное полушария?
- Почему происходит смена дня и ночи?
- Почему происходит смена времён года?
- За какой промежуток времени Земля делает один оборот вокруг своей оси?
-За какой промежуток времени Земля делает один оборот вокруг Солнца?
- Сколько на земном шаре материков?
- Сколько на земном шаре океанов?
(Показ на глобусе и карте параллелей меридианов, полюсов, экватора, материков и океанов)
2. Самостоятельная работа. (Класс делится на 2 группы. Одна группа работает за компьютерами, вторая – по карточкам; затем группы меняются местами)
а). Работа с ЭУП «Природа. Человек. Общество». ООО «DOC», 2004.
Промежуток времени, за который Земля делает один оборот вокруг своей оси
2
Воображаемая линия, которая делит земной шар на восточное и западное полушарие
3
Смена времён года происходит, потому что Земля вращается вокруг
4
Линии на глобусе и карте, сходящиеся на полюсах
5
Материки:
III. Изучение новой темы
- Сегодня мы поговорим о том, какое место земля занимает в Солнечной системе. Любопытный взор человека всегда устремлялся в космическое пространство, видел там множество звёзд. Давайте и мы посмотрим на карту звёздного неба. (Слайд 2)
- Всегда человеку хотелось разобраться в устройстве мира. Так возникла одна из самых древних наук – астрономия. Особо волновала астрономов форма Земли и её место во Вселенной.
1. Работа в парах.
- Давайте мысленно побываем на уроках во времена, когда возрождалась наука астрономия. (Чтение и обсуждение текста на с. 61)
- Каково же мнение учёных древней Греции о форме и движении Земли во времена Пифагора (VIвек до н.э.) и Аристотеля (IVвек до н.э.)?
2. Вывод вносится в таблицу:
Форма Земли
Движение Земли
VIвек до н. э.
Шар
Солнце обращается вокруг Земли
IVвек до н. э.
Шар
Земля неподвижна. Она центр Мира, а Солнце, Луна и небосвод со звёздами обращаются вокруг неё.
- Более 2000 лет назад польский астроном Н.Коперник представил систему мира, в центре которой находилось солнце. Сегодня известно 9 планет, которые движутся вокруг Солнца.
3. Демонстрация. ЭУП «Природа. Человек. Общество». ООО «DOC», 2004. Просмотр анимации «Модель Солнечной системы»
1. Земля – наш общий дом.
1.1. Солнечная система.
Раздел 1. Демонстрации.
- Освоение космического пространства началось 4 октября 1957 года, когда в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. 12 апреля 1961 года первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин облетел Землю на космическом корабле «Восток». (Слайд 3)
4. Просмотр видеозаписи.Старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю. А. Гагариным. Во время старта звучит знаменитая реплика Гагарина «Поехали».
IV. Закрепление.
1. Просмотр презентации «Звездочёт» Виктории Кузнецовой (www.viki.rdf.ru)
2. Выполнение упражнения ЭУП «Природа. Человек. Общество». ООО «DOC», 2004.