Submitted by Эльвира Равилевна Габидуллина on Tue, 27/10/2009 - 16:26
Урок по теме :"Мощность"
Цель:
Образовательная:Ввести понятие мощности как характеристику скорости выполнения работы.
Развивающая:Развивать память, воображение, догадку и сообразительность, логическое и творческое мышление.
Воспитательная:Воспитание трудолюбия, любознательности, любви к родному краю, чувства ответственности.
Форма:Беседа, обмен мнениями, игровая, фронтальная, индивидуальная, работа в крупах (самоконтроль).
Методы:объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный, использование мультимедийных технологий.
Подготовительная работа:
1.Подготовка букв («Мощность»)
2.Подбор слайдов о мощности.
3.Распечатка формул.
План урока:
№
Содержание
Форма
1
Вводная часть
Знакомство с классом.
Решение проблемы.
Знакомство.
Беседа учителя с классом.
2
Основная часть
Объявление темы урока.
Формирование представлений о мощности.
Беседа учителя с классом.
Наблюдение слайдов.
3
Закрепление
Закрепление и выявление усвоения материала.
Демонстрация опыта по определению мощности.
Наблюдение слайдов.
Диалог.
4
Заключительная часть
Подведение итога.
Решение двух заданий.
Диалог.
Оборудование:
На доске написано название урока. Мультимедийный проект, плакаты с формулами, буквы, 2 молотка – большой и маленький, 2 гвоздя, 2 бруска.
I.Вступительное слово учителя.
Учитель:Здравствуйте! Давайте познакомимся. Я, Габидуллина Эльвира Равилевна, учитель физики школы № 8. К вам я пришла не одна, а со своим лучшим другом и помощником Мистером Всезнайкой, который будет помогать мне на уроке. /Показ слайда № 1/
Мистер Всезнайка:Здравствуйте. Я рад с вами познакомиться. Физика – моя стихия. Вы познакомились с наукой физикой только в этом году. Вам она нравится? /ответы учащихся/
Мистер Всезнайка:Эта наука объясняет, что все происходящее в жизни, связано с физическими законами. Проверим ваше знание законов по теме «Механическая работа».
II. Работа с тестом.
Учащимся предлагается тест по теме «Механическая работа».
/появляются слайды № 2-9 с вопросом и четырьмя вариантами ответов/
Мистер Всезнайка:
1.Что называют механической работой?
А) произведение силы на скорость тела;
Б) произведение силы на путь, пройденный по направлению силы;
В) отношение пути ко времени, за которое этот путь пройден;
Г) произведение скорости тела на время его движения.
2.К неподвижному массивному телу массой 100кг приложена сила 200Н. При этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
А) 20000Дж; Б)200Дж; В) 0Дж; Г) 20Дж;
3.Тело под действием силы 20Н переместилось на 40см. Чему равна работа?
А) 8Дж; Б)800Дж; В) 80Дж; Г) 0,8Дж.
4.По какой формуле вычисляется сила тяжести?
А)FT=mg; Б)FT=2mg;В)FT=m-g; Г)FT=m+g;
Мистер Всезнайка:Да. Вы усвоили тему «Механическая работа».
/Показ слайда № 10/
III. Изучение нового материала.
Учитель:Ребята, на каждой парте имеется конверт с буквами. Внимание! Задание. По сигналу вы одновременно откроете пакеты и составите одно слово из предложенных букв. Кто выполнит, пусть поднимет руку. /Сигнал/
Учитель:Какое слово у вас получилось?
Ответ учащихся:Мощность.
Учитель:Итак, тема нашего урока «Мощность». Записываем дату и тему урока. Это § 54 на странице 132. /Показ слайда № 11//открывается доска/
Учитель:Задание, которое вы выполнили, показало, что каждый из вас потратил определенное время для угадывания данного слова. А как вы думаете, почему одна и та же работа совершена за разное время?
/ответы учащихся/
Учитель:Скорость выполнения работы характеризуют мощностью. Рассмотрим еще одну задачу.
Мистер Всезнайка:Человек для переноски груза массой 200кг на расстояние 1км затратит 2ч, а грузовой автомобиль выполнит это за 1мин. Ребята, у какого тела наибольшая мощность?/Показ слайда № 12/
Ответы учащихся:Автомобиля.
Учитель:Запишем в тетрадь определение. Чем больше скорость выполнения работы, тем большей мощностью обладает тело.
Учитель:Мощность показывает, какая работа совершается за единицу времени.
Если за 4с была совершена работа в 100Дж, то за 1с будет совершена работа в 4 раза меньше, то есть:
/Показ слайда № 13/
Таким образом, для определения мощности, нужно совершенную работу разделить на время выполнения работы.
(1) /Показ слайда № 14/
Обозначим мощность буквойN, тогда:
(2) /Показ слайда № 15-16/
гдеA– работа;
t– время выполнения работы.
Учитель:Запишем первую и вторую формулы в тетрадь.
/Показ слайда № 17/
Единицей мощности в системе СИ является ватт – в честь Джеймса Уатта, который построил первую паровую машину. /Показ слайда № 18/
Учитель:Информацию о Джеймсе Ватте прочитает …
Учитель:Если в каждой семье развито уважение к труду, культ учебы, то в такой семье дети добиваются многого.
Учитель:Внесистемной единицей мощности является также лошадиная сила:
1л.с. = 736Вт /Показ слайда № 19/
Поскольку мощностьN= 1Вт достаточно мала, часто применяют кратные единицы мощности. Какие это величины, найдем в учебнике на странице 133.
Мистер Всезнайка:Мощность является очень важной характеристикой машин и механизмов. Она может иметь самые различные значения. Например, мощность человеческого сердца равна 2,2Вт, а двигатели машин могут достигать сотни киловатт. /Показ слайда № 20/
Учитель:А какие машины, выпускаемые в нашей республике, с мощным двигателем вы знаете? Подсказка: эти машины участвуют в международных соревнованиях Ралли – Дакар. /Ответы учащихся. Показ слайда № 21/
Учитель:Правильно. Мощность двигателя автомобиля КАМАЗ равна 220кВт. Помимо этих машин выпускаются автобусы и автомобили Ока.
Учитель:Зная мощность и время выполнения работы, можно рассчитать работу:
Например, при массе ученика 50кг и времени подъема 10с на высоту 3м, мощность будет равна: /Показ слайда № 22/
Физкультминутка. /музыка из мультфильма «Простоквашино»/
IV. Закрепление пройденного материала. Решение задачи.
Учитель: Ребята, сейчас вы самостоятельно решите задачу, используя эти формулы. Кот Матроскин и Шарикбуксировали автомобиль дяди Федора до Простоквашино в течение 10мин, действуя с силой 120Н. Расстояние до Простоквашино 1км. Чему равна мощность? Решите задачу в тетради. Кто выполнит задание, поднимите руку. /Показ слайда № 23/
/Проверка задания. Решение на слайде № 24. Выставление оценок/
Мистер Всезнайка: И наконец, вам последняя заморочка. Приглашается самый смелый ученик. /Приглашается ученик. Показ слайда № 25/
Мистер Всезнайка: Два одинаковых гвоздя надо забить в деревянную дощечку. В первом случае маленьким молоточком, во втором – большим.
Учитель:Ребята, посмотрите, какой он молодец. Будущий семьянин.
Учитель:Что мы увидели с вами? /ответы учащихся/
Учитель:Почему большим молотком гвоздь забивается в дощечку быстрее? /ответы учащихся/
V. Итог урока.
Учитель:Ребята, для того, чтобы завершить урок, мы должны с вами выполнить два задания. И если вы справитесь, я буду уверена, что вы усвоили урок. /Показ слайда № 26-27/
1 задание: Составьте предложение. (Чем, скорость, больше, работа, тем, больше, выполнение, мощность, тело, обладает.)
2 задание:Найдите ошибку, допущенную в формуле.(N = F/ t)
Учитель:Молодцы.
Мистер Всезнайка:Домашнее задание:§ 54; вопросы к параграфу, зад. № 707, 710 (Лукашик) /Показ слайда № 28/
Учитель:Наш урок подошел к концу. Мы рады были с вами познакомиться. Спасибо за интересный урок. До свидания.
Приложение 1
Самоанализ урока
Предлагаемый урок по теме «Мощность» входит в раздел темы «Работа и мощность. Энергия», на которую отводится в программе 13 часов. Тип данного урока – комбинированный (изучение нового материала, формирование и совершенствование навыков и умений).
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения физики в школе является – представление о физических законах природы, формирование физических взглядов и принципов, а задачи следующие:
1.Формирование научных физических знаний.
2. Формирование специальных и общеучебных умений.
3. Создание интереса учащихся к предмету физики.
Обучение должно способствовать воспитанию самостоятельности, критичности мышления, трудолюбия.
Основные цели данного урока.
Образовательная:Ввести понятие мощности как характеристику скорости выполнения работы.
Развивающая:Развивать память, воображение, догадку и сообразительность, логическое и творческое мышление.
Воспитательная:Воспитание трудолюбия, любознательности, любви к родному краю, чувства ответственности.
В основу построения данного урока был положен объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный метод обучения, так как я считаю, что именно эти методы наилучшим образом способствуют реализации главных целей урока.
Решению поставленных задач способствовали организационные формы обучения с использованием информационных технологий: беседа, обмен мнениями, игровая, фронтальная, индивидуальная, работа в группах (самоконтроль). Оптимальность содержания урока достаточная. Мне удалось на уроке уделить должное внимание формированию логических умений анализировать, обобщать, делать выводы (работа с анаграммой, текстом учебника, дополнительной литературой). На уроке использовались общеучебные умения работать с текстом и внетекстовыми компонентами.
Выбранная мною комбинированная форма урока дала мне возможность донести до учеников материал данного урока.
На уроке использовались «тактика сотрудничества» ученик-учитель-ученик. Что бы вовлечь всех ребят в работу на уроке за основу я взяла развитие познавательного интереса учащихся, через восприятия музыки, и мультимедийного оборудования. Кроме того, при планировании урока я старалась больше внимания уделять организации работы детей на уроке, предлагая смену деятельности учащихся, но при этом четко распределяя время на каждый вид деятельности. Полученные теоретические знания успешно применили в практической деятельности при решении задачи и выполнений заданий.
Использование мультимедийного оборудования явилось средством, помогающим сделать урок наиболее продуктивным. На уроке использовались различные виды работ: работа с учебником, самостоятельная работа.
Использованная презентация является некоторым эстетическим, наглядным и информационным фоном урока, сопровождающим его от начала и до конца. Домашнее задание носит, творческий характер. Был дан инструктаж по домашнему заданию.
Поставленные задачи были выполнены, реальный результат совпал с прогнозируемым мною.
Приложение 2
Джеймс Ватт
(1736-1819)
Джеймс Ваттродился в Гриноке. Отец его был механик, строивший и починявший разнообразные инструменты и машины от музыкальных (органы) до кранов, служивших для подымания тяжестей. Ватт с детства был окружен инструментами, любил в них всматриваться, делал для себя игрушки, а потом различные модели. Родители его, принимая во внимание слабое здоровье маленького Джеймса, не принуждали его учиться и предоставляли ему много свободы в выборе занятий. Математические занятия в школе и примеры отца не остались без влияния на развитие в юном Джеймсе склонности к механике. У дяди, университетского профессора, познакомился со многими учеными и образованными людьми. Он никогда не проходил никаких специальных курсов, но много читал, размышлял и сам образовал себя и сделался многосторонне знающим человеком.