Официальный сайт netfuncards 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Трубинова А.С., Соснина Е.Г. Опыт использования здоровьесберегающих технологий в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения в ДОУ комбинированного вида

Выберите действие:

Трубинова Анна Сергеевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

Соснина Елена Геннадьевна, учитель-дефектолог (тифлопедагог)

МДОУ «Детский сад №50» г. Перми

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения

в ДОУ комбинированного вида

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие «здоровьесберегающие технологии»  прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений.

Здоровьесберегающие технологии – система мер по охране, сохранению и укреплению здоровья ребёнка.

В действующем Законе «Об образовании» определены чёткие приоритеты в строительстве образовательного процесса. Первоочередной задачей является «приоритет… здоровья человека… и свободного развития личности» [1].

Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности образовательного учреждения. Именно здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.

В ДОУ комбинированного вида для детей с нарушениями зрения на первый план выходит проблема восстановления здоровья ребёнка. Дети, поступающие в группы компенсирующего обучения уже не здоровы, имеют не только зрительный дефект, но и другие отклонения в состоянии здоровья (в том числе нарушения деятельности нервной и сердечно-сосудистой систем, функциональные желудочно-кишечные расстройства и другие гастроэнтерологические заболевания, отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата)[3].

Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ комбинированного вида осуществляется через использование различных видов здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных и др.).

Коррекционно-образовательный процесс в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения в МДОУ «Детский сад №50» ориентирован на здоровьевосстановление и свободное развитие личности.

«Свободное развитие личности ребёнка возможно только на основе свободы движений и чувственных впечатлений от образов мира в свободном пространстве, а также свободы выражения эмоциональных переживаний в руко- и речетворчестве» [1].

Ребёнок, имеющий нарушения зрения, изначально ограничен в свободе своих движений. Снижение остроты зрения и недостаточность состояния здоровья ведёт к возникновению трудностей накопления чувственно-практического опыта и сложностей ориентировки в окружающем мире. 

Для ребёнка с нарушением зрения свободное развитие личности без специально создаваемого «свободного пространства» невозможно, т.к. у него ограничены чувственные впечатления от образов мира и затруднены движения (как микро-, так и макроуровня) вследствие зрительного дефекта.

На коррекционно-образовательных занятиях мы попытались создать «свободное пространство», используя элементы здоровьесберегающей технологии доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, в основе которой лежит комплексное воздействие на детей через повышение телесно-моторной активности, снятие утомления, использование пения.

1. Режим телесной вертикали

В.Ф.Базарным разработана конторка – особая парта, которая обеспечивает занимающимся за ней так называемый «режим телесной вертикали» (осанки), когда склоняться над тетрадями, книгами и сутулиться нет никакой необходимости. Конторка регулируется по высоте, имеет наклонную столешницу, и к ней прилагается специальный массажный коврик для ног.

К сожалению, оригинальная конторка В.Ф.Базарного не подходит по росту для детей дошкольного возраста. Поэтому в своей работе мы используем модифицированные конторки – приставки к столам с наклонной поверхностью,

    

 

которые были изготовлены с учётом общегигиенических и эргономических требований:

1.         высота конторки должна соответствовать росту ребёнка. Отправным уровнем высоты верхнего края конторки является точка у края грудины в районе «солнечного сплетения». Ребенок, стоящий у края своего стола, сгибает руку таким образом, чтобы большой палец упирался в нижний край грудины, а локтевая часть руки располагалась строго параллельно полу. Измеряется высота от поверхности стола до локтя - этот размер и соответствует высоте нижнего края конторки, устанавливаемой на стол. Если, несмотря на оптимально подобранную высоту, ребенок все еще склоняется в процессе письма, уровень высоты конторки необходимо повышать до тех пор, пока ребенок не будет стоять ровно.

2.         Рабочей поверхности придан оптимальный для зрительного восприятия угол наклона. Среднеоптимальный угол наклона рабочей поверхности конторки – 15-17°.

За конторкой в «режиме телесной вертикали» дети находятся только часть занятия, когда выполняют коррекционно-образовательные задания.

2. Режим динамической смены поз

Перед тем как поставить детей за конторки мы внедрили  режим динамической смены поз в коррекционно-образовательное занятие. У большинства детей отмечался слабый телесно-мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе (так называемые «засиженные» дети) из-за привычной сидячей позы на других занятиях.

Режим смены динамических поз реализуется на занятиях тифлопедагога путём периодического перевода детей из одного положения в другое для решения различных коррекционно-образовательных и коррекционно-развивающих задач.

 

Режим смены динамических поз на занятиях тифлопедагога

Поза СТОЯ

Поза СИДЯ

(на стульях, на ковре)

Поза ЛЁЖА

·     коррекционно-образовательные задания за конторкой;

·     зрительно-координаторные тренажёры;

·     упражнения-ориентировки;

·     упражнения для глаз;

·     упражнения на снятие зрительного утомления;

·     ритмические упражнения;

·     упражнения, развивающие гибкость и подвижность пальцев (пальчиковая гимнастика);

·     упражнения, способствующие снятию общего утомления, моторной напряженности мышц рук (физминутки).

·     упражнения для глаз;

·     ритмические упражнения;

·     упражнения на осязание и др.

·     упражнения, способствующие снятию общего утомления;

·     упражнения на снятие зрительного утомления и др.

 

3.                 Использование тренажёров для развития восприятия и зрительно-моторной координации

На занятиях мы используем модифицированные зрительно-координаторные схемы-тренажёры [4].

                                            "Бабочки и цветочки"                                                                                           "Жучки-паучки" 

                     

                                                                                                                 

"Железная дорога"                                 "Бабочка"

 

Место нанесения схем-тренажеров – стены кабинета.

Упражнения с этими тренажёрами заключается в одновременном слежении глазами и обведении  указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук заданной траектории в положении стоя с одновременным пением.  

Особенности упражнений:

a)      базируются на зрительно-координаторных схемах-тренажёрах;

b)      выполняются в позе свободного стояния;

c)      дети одновременно следят глазами, обводят указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук заданную траекторию и поют;  

d)     максимальная продолжительность таких упражнений 1,5–2 минуты.

Методика:

1.      Освоение техники движений:

a)  слежение глазами по заданной траектории;

b)  слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук траектории движений.

2.      Использование речевого стихотворного сопровождения и пения.

3.      Одновременное слежение глазами, обведение указательным пальцем или одноимёнными указательными пальцами рук траектории движений с пением.

Внедрение здоровьесберегающих технологий системы В.Ф.Базарного в группах компенсирующего обучения для детей с нарушениями зрения в ДОУ комбинированного вида  способствует воспитанию интереса ребенка к процессу обучения, повышает познавательную активность и, самое главное, улучшает психо-эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.          Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005.

2.          Базарный В. Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Академия медицинских наук, Сибирское отделение НИИ медицинских проблем Севера. Научно-внедренческая лаборатория физиолого-здравоохранительных проблем образования Администрации Московской области. Сергиев Посад, 2004.

3.          Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушениями зрения. М.: «Экзамен», 2006.

4.          Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ «Сфера», 2003.

 

 

 

 

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн