Официальный сайт yerka 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Работа над этюдами в старших классах.

Фото пользователя Елена Владимировна Блинова
Submitted by Елена Владимировна Блинова on вс, 25/10/2009 - 08:26
Данные об авторе
Автор(ы): 
Блинова Елена Владимировна
Место работы, должность: 

преподаватель фортепиано ДШИ№1 (г.Энгельс), ДШИ№18 (г.Саратов)

Регион: 
Саратовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
дополнительное образование детей
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Музыка
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Ресурс для профильной школы: 
Ресурс для профильной школы
Тип ресурса: 
методическая разработка
Краткое описание ресурса: 
<p> Основные подходы в работе над фортепианной техникой.</p>

Виды фортепианной техники.

Традиционно техника подразделяется на мелкую (пальцевую) и крупную. Мелкая – это гаммы, гаммаобразные пассажи, двойные ноты, трель, украшения (мелизмы), пальцевые репетиции. К крупной технике относится: тремоло, октавы, аккорды, скачки. Однако, как правило, в мелкую технику постоянно включаются и приёмы крупной техники. Поэтому указанное подразделение надо понимать условно. Мелкая техника это не только умение быстро и чисто играть гаммаобразные и арпеджийные пассажи без учёта её выразительных качеств. Пальцевая техника весьма разнообразна по характеру звука и тембра и подразделяется на несколько видов:

 - технику martellato,

- жемчужную (jeu perle),

- leggiero, - мелодическую,

- пальвое glissando.

Об аппликатуре

Как в художественной, так и в технической работе большое значение имеет правильный подбор аппликатуры. В практике пианиста существуют известные «аппликатурные формулы». Такие формулы учащиеся осваивают в гаммах, арпеджио, вырабатывая определённые навыки.  Однако, не следует стремиться во всех случаях придерживаться только традиционных правил аппликатуры. Как писал Г.Г. Нейгауз: «Наилучшая аппликатура это та, которая позволяет наиболее верно передать данную музыку и наиболее точно согласуется с её смыслом». Во многих случаях исполнительская практика подсказывает необходимость изменить традиционную аппликатуру на более целесообразную с художественных позиций. Среди множества вариантов аппликатуры можно выделить определённые сочетания и последовательности пальцев. Тренировка таких сочетаний подготавливает ученика к овладению аппликатурой, наиболее часто встречающейся в репертуаре пианиста. Одним из подобных сочетаний является «пятипальцевая позиция», аппликатура с переменой позиций, связанная с подкладыванием первого пальца. Наиболее сложным в аппликатуре является перекладывание пальцев: третий через четвёртый, третий через второй и т.д. В исполнении двойных нот, в полифонии такая аппликатура встречается довольно часто. Пианистами часто используется скольжение пальцев с чёрной клавиши на белую и чередование разных пальцев на одной ноте (репетиции, подмена пальцев и т.д.). Большое значение имеет использование индивидуальных особенностей каждого пальца. Первый палец наиболее сильный лучше применять в тех случаях, когда требуется «плотная» весомая звучность. В результате выработки двигательного динамического стереотипа появляется автоматизация движений. Неправильно выученная аппликатура может помешать выполнению движения, появляясь неожиданно для самого исполнителя и создать в игре срывы. Поэтому следует тщательным образом анализировать аппликатуру, указанную композитором и редактором.

О технической тренировке

Техническая тренировка направлена на удобство и свободу движений двигательного аппарата. Задавая ученику этюды, педагог должен стремиться не только к тому, чтобы они отвечали намеченной на данном этапе цели развития ученика, но и представляли собой известную художественную ценность, воспитывали вкус, будили воображение. Для планомерного и успешного воспитания техники пианиста необходимо, чтобы за время обучения в его репертуаре были этюды и пьесы, включающие разные виды техники, различную фактуру, требующие разнообразных вариантов движений как правой, так и левой руки. Для этого следует разучивать много этюдов на разные виды техники. Одни нужно доводить до возможного совершенства, играя на память, с оттенками, другие проходить попутно, для более широкого ознакомления с различной фактурой, многими вариантами и сочетаниями видов движений и приёмов. Не следует забывать этюды для левой руки. Одним из наиболее распространённых способов тренировки является «метод вариантов», которыми пользуются фактически все пианисты. Анализируя метод вариантов, следует отметить, что не все варианты являются полезными. Пианисты часто пользуются методом вычленения, разучиванием в отдельности более трудных пассажей или тактов из произведения. Повторение не должно быть механическим. Главное в этой работе, чтобы это было повторение с улучшением, стремление добиться лучшего качества исполнения. Очень популярным и полезным упражнением являются акценты через ноту, на триоли, квартоли и т.д., которые помогают выравнить пассажи. Таким методом пользовались такие корифеи своего дела как Лист, Есипова, Крейцер и другие. При такой работе следует добиваться ровности звука и ритма, строго следя за тем, чтобы ноты с акцентами, взятые разными пальцами, звучали совершенно одинаково. Переход от медленного темпа к быстрому должен быть постепенным, чтобы не разрушить приобретённые навыки. Для выработки беглости полезен метод накопления. Т.е. соединить в быстром темпе вначале две-три ноты с постепенным прибавлением последующих. Когда накапливается группа с большим количеством нот, то во избежание «забалтывания» время исполнения группы следует несколько увеличить или разделить пассаж на две-три меньшие группы. Между группами должен быть перерыв для мысленной подготовки. При переходе к быстрому темпу следует обратить внимание на то, чтобы на последней ноте пассажа руки обязательно освобождались. В преодолении любого вида трудностей существенное значение имеет предусмотрительность, умение предвидеть предстоящие трудности, вовремя приготовиться к ним. Трудные места (скачки) нужно учить не только руками, но и надо ясно представлять их себе в уме. (Г.Г. Нейгауз). Следить за скачками в быстром темпе особенно в двух руках зрительно просто невозможно, поэтому их выполнение строится в основном на мышечном чувстве.

Ошибки в технической тренировке

1. Высоко поднятые пальцы от клавиш во время увеличения силы звука создают перенапряжение и мешают свободе движений.

2. Неправильная опора на пястную часть руки при усилении звука, создающая скованность. Целесообразно применять приём размаха или толчка путём переноса динамической нагрузки от верхних частей пианистического аппарата на крепко поставленные пальцы, с последующим освобождением.

3. Прогибание пальцев в концевом суставе. Обычно это связано с излишним давлением на пассивно неопёртые пальцы.

4. Несвоевременное снятие пальцев с клавиш, что приводит к «вязкости» и нечёткости в технике.

5. Отсутствие плавности, слитности в исполнении эпизодов мелодической техники. Причины: слишком близкая игра к краю клавиш, плохо поставленный первый палец.

Работа над этюдами

Систематическая работа над этюдами, гаммами и арпеджио, упражнениями является обязательной стороной комплексного развития техники. В зависимости от степени податливости пианистического аппарата количество и характер подбираемых этюдов могут быть неодинаковыми для разных учащихся. Для детей, обладающих средними музыкально-пианистическими возможностями, работа над этюдами восполняет проблемы в текущей технической подготовке. Исполнительски же перспективные учащиеся приобретают навыки владения виртуозностью, необходимые для его будущего профессионального пианистического развития. Овладение двигательными и звуковыми качествами техники можно достигнуть путём применения различных приёмов временного видоизменения как фактурных, так и интерпретационных средств. Среди них темповые, динамические, ритмические, артикуляционные варианты. Чаще всего проработка неудающихся технических эпизодов проходит путём раздельного (на non legato) прикосновения каждого пальца к клавиатуре. Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу важно обратить внимание не только на технические задачи, но и на возможно более тщательную отделку. Надо помнить, что работа над качеством звучания, фразировкой, даже в самых элементарных технических фигурах, способствует преодолению технических трудностей. При знакомстве с этюдом, помимо разбора нотного текста, полезно проделать разбор техничного места – выяснить особенности фактуры. В работе следует использовать всевозможные приёмы: проигрывание в различных темпах, вычленения, ритмические варианты, транспонирование всего этюда или отдельных построений, специальные упражнения. Нет нужды в каждом этюде использовать все способы. Надо выбрать те, которые наиболее полезны в том или ином случае и быстрее идут к осуществлению цели.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн