Лаборатория среды и средовых исследований в образовании ГОУ ДПО НИРО при поддержке кафедры информационных технологий
приглашает Вас к участию в ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ "ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ" ПОНЯТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ"
Педагогика как наука не только исследует закономерности управления процессом становления человеческой личности, но и в качестве управленческой дисциплины формирует образовательную практику, вбирая в себя все то, что помогает ей справиться со своими задачами. Это не недостаток, а имманентно присущее свойство – интегрировать в свое лоно открытия, касающиеся механизмов влияния на человека. В силу этого педагогика являет особого рода теорию, в которой нет и вряд ли возможно появление строгой номенклатуры понятий, определяющих ее содержание. На протяжении десятилетий в ней накапливались не только мыслеобразы, культурные метафоры, которые заменяли отсутствующее на тот момент научное знание, но и понятия, характерные для различных мировоззренческих парадигм. Поэтому на неспециалиста педагогические тексты с их набором разнородных принципов, правил и понятий производят странное впечатление и порождают вопрос: а наука ли вообще эта педагогика? Удручает также то, что лишить ее этого звания вовсе не прочь и некоторые «образованцы». Однако опыт все же убеждает, что педагогика – это наука, хотя и необычная. Подлинный статус педагогики, долгое время считавшейся прикладной философией, быть мега наукой, приспосабливающей к себе данные из разных научных областей относительно человека и управления развитием и формированием его личности. Становление педагогики (продолжающееся по сей день) проходило не в стерильных условиях, не в рафинированной среде, поэтому выращиваемые в ней кристаллы не безупречны, а содержат различного рода примеси. Если обратиться к языку теоретической педагогики, то можно обнаружить слова, которые связаны с различными пространственными характеристиками бытия человека? И эти слова, вошедшие в смысловое пространство педагогики, удобно и справедливо называть «топологическими понятиями», от слова топос (греч.) – место. Топологические понятия связаны с местностью, с пространственными образованиями, их расположением и отношением друг к другу. В контексте педагогики они порождают новую языковую реальность, нередко загадочную, не всегда адекватную действительности, но привлекающую новизной и перспективой. Так появились: воспитательное пространство, средовой подход, образовательный ландшафт и др. Речь, конечно же, идет только о мыслительных конструкциях, а не ноуменах. Расширение педагогического словаря нередко связано с практикой переноса слов и их комбинациями с другими словами. Некоторые из них закрепляются в понятия, иногда правильные и нужные. Смотреть на педагогическую реальность сквозь призму ущербных или ложных понятий – значит искажать ее. Фантомы сознания - это плод ситуативного подхода к производству значений, отчасти связанного с распространением многообещающего дискурса и его постулатов: «корректность или некорректность использования зависит, в конечном итоге не от того, насколько адекватно термин характеризует некоторую реальность, а от того, насколько точно он соответствует определенному дискурсу». Хотелось бы, чтобы нас не покидали чувство реальности и здравый смысл. Можно, конечно же, «в угоду» дискурсу огурцы причислять к помидорам (все же овощи), но путаться в названиях данных культур при посадке семян и уходе за растениями, означало бы рисковать урожаем. Для практики важно «адекватное отражение объекта понятием» и «непротиворечивость языка предмета теоретического описания» (Г.Ю. Беляев). Необоснованные, неточные, неполные, а то и ошибочные определения ведут к путанице и дезориентируют исследователей. К примеру, кто-то полагает, что изучает образовательную среду, тогда как на деле анализирует образовательное пространство, и вместо того, чтобы делать обобщения, касающиеся пространства, он ошибочно их распространяет на среду. Причина видится в недостаточной разработанности понятий. Данной теме посвящена наша статья, размещенная на этом же сайте. Ситуация может повториться и в отношении других понятий. Например, какая разница между выражениями «сфера деятельности», «область деятельности», «поле деятельности» и т.д.?
В ходе нашей интернет-конференции мы хотели бы решить две задачи. (Слишком амбициозно и самонадеянно надеяться на их решение!)
Первая. Добиться понятийной определенности, то есть найти пределы значений и смыслов рассматриваемых слов, вскрыть их потенциал и установить роль, а также место стоящей за ними реальности в педагогическом процессе. В противном случае, невозможно будет справиться с дилеммами типа «среда или пространство – определяющий фактор развития»?
Вторая. Понять, так сказать, архитектонику понятий и их связи. Как они соотносятся, чему подчиняются, в чем совпадают, что дополняют и как оттеняют друг друга, где пересекаются, когда противостоят и на что указывают?
Итак, предметом обсуждения могут быть следующие «топологические понятия» и их комбинации: пространство, сфера, среда, ниша, поле, территория, район, место, область, мир, площадка, полигон, зона, ландшафт, ареал, парк, круг, окружение, путь. Не исключаются и другие лексемы и выражения, имеющие хождение в педагогике.