I. Теоретическая база опыта.
1. Доклад о состоянии здоровья детей в Российской Федерации (по итогам Всероссийской диспансеризации 2002 г.) // Медицинская газета. 2003. №30. С.15-18.
2. Здоровьесберегающий урок. Автор-составитель И.И. Колисник. - Научный Центр Развитие образовательных инициатив. Саратов.
3. Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2. – с. 58 – 61.
4. Ковалёва Л.М., Тарасенко Н.Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе/ Начальная школа, 1996. - № 7. – с. 17 - 22.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
6. Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2003. - № 9. – с. 88 – 94.
7. Лосев П.Н., Дейс С.В. Психолого-педагогический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе. / Начальная школа, 2005. - № 8. – с. 51 - 55.
8. Мониторинг охраны здоровья школьников. Автор-составитель И.И. Колисник. – Научный Центр Развитие образовательных инициатив. Саратов.
9. Методические рекомендации по интеграции программы «Основы здорового образа жизни» в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения. - Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
10. Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2003 (http://health.best-host.ru)
11. Павлова М.А. Здоровый образ жизни: что такое психическое здоровье.САРАТОВ 2003 (http://health.best-host.ru)
12. Павлова М.А. Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов. САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)
13. Павлова М.А. Социально-психологическая адаптация младшего школьника. САРАТОВ 2003 (http://health.best-host.ru)
14. Приказ Министерства Образования Саратовской области №54 от 03.08.01 "О введении региональной программы "Основы здорового образа жизни"
15. Рагозинская Н.В. К проблеме преемственности начального и основного общего образования / Начальная школа, 2006. - № 6. – Библиотечка учителя. Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
16. Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А. Классы реабилитации здоровья / Начальная школа, 2001. - № 11. – с. 10 – 14.
II. Теоретическое обоснование применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Задачи образовательных учреждений в сфере охраны здоровья учащихся закреплены в ряде законодательных и нормативных документов. Это Закон РФ «Об образовании» (ст.2, ст.51), Закон «О санитарно-эпидемологическом благополучии населения» (ст.28), Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2000 года, 1202-р была одобрена Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года, разработанная Минздравом России и Российской академией медицинских наук с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации было рекомендовано при планировании и осуществлении мероприятий по вопросам сохранения здоровья населения руководствоваться положениями «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации».
В свете этого была разработана Федеральная междисциплинарная программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений (Касаткин В.Н., д.м.н). Программа «Здоровье» одобрена Министерством образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук.
Учитывая региональные тенденции формирования и протекания проблем, связанных со здоровьем населения Саратовской области, была разработана региональная программа «Основы здорового образа жизни».
Цели регионального курса «Основы здорового образа жизни»: формирование личности, способной реализовать себя максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.
В образовательных учреждениях, работающих в режиме пятидневной рабочей недели (к которым относится и МОУ СОШ № 10 пос. Каменский), рекомендуется интеграция программы в предметы естественно - научного и гуманитарного профиля, физическую культуру, а также в систему работы классного руководителя.
В процессе реализации программы должны быть сформированы:
· научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
· отношение к здоровью как к ценности;
· целостное представление о человеке;
· навыки управления своим здоровьем;
· знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;
· навыки оказания первой медицинской помощи;
· культура межличностных отношений;
· навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;
· стратегии и технологии саморазвития.
Основные приоритеты для педагогики оздоровления следующие:
1. Здоровый ребенок - практически достижимая норма детского развития.
2. Оздоровление - не совокупность лечебно-профилактических мер, а форма развития психофизических возможностей детей.
3. Индивидуально - дифференцированный подход - основное средство оздоровительно-развивающей работы с учащимися.
В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания). Только оптимальное сочетание этих методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих технологий обучения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
III. Актуальность применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Актуальность данного опыта обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Одной из приоритетных задач реформирования системы образования становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.
Как известно, в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания. Среди школьников за период обучения в 5 раз возрастает частота нарушений органов зрения, в 3 раза - патология пищеварения и мочеполовой системы, в 5 раз - нарушение осанки, в 4 раза - нервно-психических расстройств. За последние годы в 20 раз увеличилось количество низкорослых детей. Ежегодно более 35% юношей не способны нести воинскую службу по медицинским показателям. Смертность превышает рождаемость.
Состояние здоровья детей и подростков по оценкам отечественных и зарубежных специалистов зависит на 20-40% от состояния окружающей среды, на 15-20% генетических факторов, на 10% от деятельности служб здравоохранения и на 25-50% от образа жизни.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае всё сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малую часть выпускников школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
Следует признать, что современная общеобразовательная школа не улучшает здоровья детей. Результаты научных исследований состояния здоровья школьников свидетельствуют о значительном росте большинства заболеваний и функциональных расстройств именно в период обучения детей в школе. За это время 70 % детей переходит из категории здоровых в группу детей, страдающих различного рода функциональными отклонениями и хроническими заболеваниями.
Ситуация усугубляется тем, что в школу из дошкольного учреждения и семьи приходит не менее 80 % детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья – от функциональных нарушений до хронических заболеваний.
В этих условиях внедрение в практику обучения и воспитания здоровьесберегающих технологий является одним из эффективных средств, с помощью которых можно предотвратить ряд социальных проблем и недостатков в обеспечении уровня здоровья школьников.
IV. Основные вопросы по здоровьесберегающим направлениям, которые изучает учитель:
1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
2. Физкультминутки на уроках в начальной школе.
3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.
4. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.
5. Организация учебно-воспитательного процессав режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
6. Экспресс-диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий.
V. Система работы учителя по использованию здоровьесберегающих технологий.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
В деятельности нашего образовательного учреждения это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни; привитие детям элементарных гигиенических навыков; правильную организацию учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение и анализ урока с позиции здоровьесбережения, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой и т.д.); чередование занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в процессе проведения массовых оздоровительных мероприятий; через обучение педагогического коллектива; в работе с семьёй (родительский лекторий).
Таким образом, в сфере деятельности нашего педагогического коллектива находятся все составляющие образовательных здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогическая, психолого-педагогическая, информационная и физкультурно-оздоровительная.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий. Поэтому первое, на что я обращаю внимание, - это составление расписания уроков. В рационально составленном школьном расписании должны быть учтены сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков использую ранговую шкалу трудности предметов (Сивков, 1988).
Шкала трудности предметов для младших классов.
№ п/п
|
Предмет
|
Балл
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
Математика
Русский (национальный) язык
Природоведение
Русская (национальная) литература
История (4 класс)
Рисование и музыка
Труд
Физкультура
|
8
7
6
5
4
3
2
1
|
Учебные предметы распределяю по трудности в соответствии с недельной динамикой работоспособности школьников. Самые трудные для детей предметы по возможности распределяю по одному на каждый день недели. Четверг обязательно планирую как облегчённый день. При этом пользуюсь «Гигиенически рациональными характеристиками школьного расписания» (По данным В.Р.Кучмы и др., 2000).
Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоко уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающей педагогики:
1. Построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учётом вопросов здоровьесбережения.
2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.
3. Обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей и потребностей.
4. Установление межпредметных связей, осознаваемых учащимися, осуществление связи с ранее изученными знаниями и умениями.
5. Активизация развития всех сфер личности учащихся.
6. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.
7. Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).
8. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
9. Обеспечение вариативного использования правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных условий проведения урока.
10. Формирование умения учиться, заботясь о своём здоровье.
11.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и контроль каждого урока с учётом особенностей развития учащихся.
При подготовке любого урока, а не только «открытого», оцениваю качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. Для этого использую памятку «Анализ урока с позиции здоровьесбережения»,которая была апробированасначала учителями начальных, а затем и средних классов нашей школы. Анализ полученной информации показывает проблемные области конкретного учителя в применении здоровьесберегающих технологий, даёт конкретные направления повышения квалификации по проблеме охраны здоровья школьников.
Функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности во многом зависит и от соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного статического напряжения я провожу физкультминутки (примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса). Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за её соответствие видам работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю, кроме общеразвивающих:
· упражнения для формирования правильной осанки;
· упражнения для укрепления зрения;
· упражнения для укрепления мышц кистей рук;
· упражнения для укрепления «мышечного корсета»;
· релаксационные упражнения для мимики лица (И.В.Чупаха);
· упражнения, направленные на выработку рационального дыхания;
· упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений нехотя, со скучающим видом, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Особое внимание в своей работе уделяю профилактике зрительных функций у младших школьников. Что мы видим, зайдя в любой класс начальной общеобразовательной школы? Многие ребятишки в очках. Близорукость и другие зрительные расстройства стали массовыми. Выход из сложившейся ситуации в следующем: расширять зрительно-пространственную активность в режиме школьного урока. Достичь этой цели можно при помощи приёмов, предложенных доктором медицинских наук В.Ф.Базарным.
Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребёнок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого я использую в 1 классе стандартную разрезную кассу букв и слогов. А во 2-3 классах таблицы из набора «Демонстрационный материал по русскому языку для начальной школы» (Айрис-Дидактика, 2003), которые содержат не только буквы, но и слова, фразы.
В начале учебного года я проверяю рабочую дистанцию каждого ребёнка. С помощью деревянного стандартного метра делаю метки мелом на полу от классной доски до последней парты. Обязательно провожу с детьми беседу о важности такой проверки, о том, что результаты должны быть объективными, не зависящими от желания ребёнка сидеть за какой-либо партой или рядом со своим другом. Ведь речь идёт о здоровье. Сначала ученик встаёт у самой дальней метки и пытается прочитать указанную мной строку в таблице. Если видит плохо – передвигается на 1 м вперёд и т.д. Данные заношу в таблицу. Например, ученик увидел двумя глазами букву размером 1 см с расстояния 6 м. Следовательно, его рабочее место должно находиться на таком же расстоянии от классной доски. В течение года такую проверку лучше всего повторить дважды – в середине и в конце учебного года. Повторно определив зрительную рабочую дистанцию, можно сделать вывод об улучшении или ухудшении зрения у каждого ученика. Если же это расстояние будет составлять менее 4-5 м, то такого ученика необходимо направить к окулисту для детального обследования и наблюдения. Результаты каждой проверки фиксируются и сравниваются с показаниями в начале года. На родительском собрании или в индивидуальных беседах они доводятся до сведения родителей.
Следующий способ расширения зрительно-двигательной активности – проведение физкультминуток для глаз с помощью расположенных в пространстве классной комнаты ориентиров и траекторий, по которым дети «бегают» глазами. На магнитном стенде над классной доской вывешен лист ватмана, на котором изображены цветные фигуры (овалы, прямые линии, «восьмёрка», спираль, зигзаг, волны) с толщиной линии 1 см. С помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнения: вверх – вниз, влево – вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 – коричневый, № 3 – красный, № 4 – голубой, № 5 – зеленый. В середине урока дети встают и по команде учителя (или под ритмичную музыку) начинают пробегать глазами по заданному направлению. Сначала – точно по линиям на ватмане, а потом такие же фигуры мысленно рисуют во всю переднюю (боковую, заднюю) стену класса.
Через какое-то время заменяю тренажёр на новый: лист ватмана расчерчен на крупные клетки (10 на 10 см). Слева на листе цветок, справа – кот. Между ними – бабочка. Задаю траекторию полёта бабочки: 3 клетки вправо, 2 вниз, 1 влево и т.д. Куда села бабочка? Кто сумел проследить за ней взглядом и ни разу не ошибся?
Нравятся детям и такие упражнения для глаз, которые хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Например, игра в «весёлых человечков». Я использую два комплекта: стационарный, в виде ленты, и набор карточек. На карточках схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения (наклоны головы и туловища, отведение рук или ног в сторону, приседания и т.д.). Размер изображения не более 3 см. Дети сначала рассматривают человечка, а потом повторяют его движения. Слежу за тем, чтобы ученики действительно старались разглядеть человечка, а не повторяли движения за одноклассниками. Стационарный комплект представляет собой ленту длиной до 1,5 м и высотой 15 см, вывешенную над доской. На ленту наклеены прямоугольники разных цветов. На каждом прямоугольнике – схематичный рисунок человечка, выполняющего упражнение (высота – 10 см). Дети выполняют упражнения стоя, в двух вариантах: или по порядку следования человечков (первый, второй, третий…), или по названию цвета прямоугольника, который укажет учитель (жёлтый, белый, зелёный…). В этом случае положительный эффект на глаза оказывает смена цвета.
В последние годы, в связи с внедрением информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс начальной школы, появилась возможность использовать электронные физкультминутки для глаз или, как их ещё называют, офтальмотренажёры. Образцы таких физкультминуток я создаю сама с помощью программы PowerPoint или пользуюсь материалами библиотеки Сети творческих учителей (http://www.it-n.ru/ Сообщество «ИКТ в начальной школе»). Замечательные офтальмотренажёры разработаны учителями начальных классов Смирновой Марией Алексеевной (ГОУ ЦО № 293 г. Москва) и Масько Любовью Георгиевной (МОУ СОШ № 14 г. Мончегорск), например: «Золотая осень», «На море», «Городок», «Лови снежинку». Такие физкультминутки могут быть проведены на уроках математики, русского языка, природоведения, чтения, при работе на компьютере всё с той же целью: сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке, повышение работоспособности, настроения.
Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя я считаю работу по формированию здорового образа жизни учащихся, как в рамках содержания предметной области, так и во внеклассной воспитательной работе. Семья может и должна стать объектом влияния школы, реализующей здоровьесберегающее образование, основанном на взаимодействии, использовании воспитательного потенциала самой семьи.При этом посредником между семьей и школой становится ребенок.
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1. Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу жизни
(проведение тематических родительских собраний и конференций,
в том числе и с приглашением специалистов; индивидуальные беседы,
приглашения на открытые уроки и классные часы, инструктажи по
организации закаливания в семье и т.д.).
2. Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния здоровья детей.
3. Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а затем – самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за своим здоровьем.
4. Привлечение родителей к участию в проектной деятельности (проекты «Конструируем ростомер», «Мой паспорт здоровья» и т.д.)
5. Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений, плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор о правильном питании»).
6. Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья, соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего оздоровительного лагеря).
7. Проведение совместных праздников («Папа, мама, я – спортивная семья»).
Главное в формировании здорового образа жизни, это не слова, а практический результат. Поэтому повышение уровня культуры здоровья учащихся и их родителей я вижу в том, чтобы развить у них такие практические умения, как:
1)пользование измерительными приборами (ростомер, весы, тонометр и т.д.);
2)сравнение полученных показаний с нормативными показателями;
3)составление рационального режима дня;
4)организация правильного питания;
5)выполнение в семье утренней зарядки и комплексов упражнений для коррекции осанки, зрения и т.д.;
6)проведение профилактических мероприятий в осеннее - зимний период (витаминизация пищи, закаливание).
Я считаю, что в условиях образовательного учреждения неоправданно формализуется процесс оздоровления детей (взрослый является активным по отношению к здоровью ребёнка), а активность, инициатива ребёнка по отношению к своему собственному здоровью практически остаётся невостребованной, хотя знания о ЗОЖ формируются. Поэтому очень важно предоставить ребёнку возможность широкого практикования самостоятельных действий, в том числе и для сохранения своего собственного здоровья.
Практически это может это может выглядеть таким образом (на примере планирования уроков в 4 классе).
1. Исследования на уроках окружающего мира.
Мини – исследования в разделе «Человек и его строение»: Составление меню ужина, в которое включались бы все необходимые организму вещества. Наблюдение за частотой дыхания до и после физической нагрузки. Определение частоты пульса.
2. Изготовление дидактических пособий и моделей на уроках технологии.
16.
|
Проект «Помоги себе сам». Тренажёр для пальчиков.
|
«Начальная школа»
№ 3, 2007, с. 39
|
17.
|
Проект «Помоги себе сам». Зрительный тренажёр.
|
«Начальная школа»
№ 3, 2007, с. 39
|
18.
|
Проект «Помоги себе сам». Тренажёр для глаз «Верёвочка». Приёмы обработки верёвок, наблюдения, исследования. Скручивание толстой нити.
|
«Начальная школа»
№ 3, 2007, с. 39
|
19,
20.
|
Проект «Помоги себе сам». Мешочек-утяжелитель
для формирования осанки. Сравнение свойств материалов, используемых для вышивания, шитья, вязания и плетения. Виды инструментов, предназначенных для обработки текстильных материалов.
|
«Начальная школа»
№ 3, 2007, с. 39
|
3. Выпуск буклетов о правильном питании на уроках ИКТ
19.
|
Создание печатных публикаций.
|
С. 40 – 41. Иллюстрации в публикациях. Рисунки. Библиотеки рисунков. Фотографии. Библиотека фотографий. Декоративные шрифты.
|
Начало работы над проектом «Разговор о правильном питании»: буклет или задачник о питании
|
20.
|
Создание печатных публикаций.
|
С. 42 – 43. Схемы в публикациях. Схемы отношений: схема состава, схема наследования, схема причин и следствий, пищевая цепь, схема управления.
|
Создание схемы состава для продукта питания, схемы причин и следствий ухудшения здоровья из-за неправильного питания, пищевой цепи
|
21.
|
Создание печатных публикаций.
|
С. 44 – 45. Схемы, отражающие расположение и соединение предметов: планы комнат, схемы конструкций, карты местности, технологические схемы (электрическая схема). Схемы, отражающие изменения, порядок действий: описание последовательности действий, описание изменения состояний.
|
Создание схем с помощью инструмента Автофигуры.
Блок-схема для описания последовательности действий при готовке блюда
|
4. Участие в проектной деятельности во внеурочное время.
Тема классного часа: «Как оценить количество и качество своего здоровья» Проект «Конструируем ростомер». Цель: привлечь внимание ребенка к наблюдению за своим ростом, воспитывать желание заниматься укреплением здоровья. Проект «Мой паспорт здоровья» Цель: приобщить ребенка к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья.
Постепенное увеличение степени проявления детской самостоятельности, инициативы и активности в использовании средств и способов взаимодействия с миром здоровья приведёт к увеличению знаний детей о способах сохранения своего здоровья и здоровья других людей.
Большое внимание в своей работе я уделяю организации учебно-воспитательного процессав режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.
Состояние психического здоровья школьников – важнейшая составная часть их общего здоровья. Что же такое «психическое здоровье»? Термин ЗДОРОВЬЕ, согласно Всемирной организации здравоохранения, определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Психическое здоровье является фундаментом, основой для здоровья психологического. Родиться можно здоровым только психически, а психологическое здоровье приобретается (или не приобретается) в течение жизни, оно является результатом воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, стихийной социализации ребёнка. Психологическое здоровье осознанно и целенаправленно «выращивается» самим человеком, для этого он прилагает определённые усилия, приобщается к накопленному человечеством опыту, к культуре. Поэтому в системе образования более правильным является употребление понятия психологическое здоровье.
Можно выделить основные составляющие, которые характеризуют психическое (и психологическое) здоровье личности:
· самосознание, образ «Я», адекватный полу и возрасту, позитивное самоотношение; самооценка, соответствующая возрасту;
· принятие личной ответственности за свои поступки, здоровье, деятельность, жизнь;
· психическая саморегуляция, самоконтроль, эмоциональное благополучие;
· адекватная ориентировка в настоящем (во времени и месте), осознание своих эмоций, чувств, мыслей;
· способность строить позитивные отношения с людьми, эффективно и конструктивно общаться;
· адекватные возрасту психические процессы и психическая деятельность (воображение, внимание, память, мышление).
Хотя учёными была экспериментально доказана возможность целенаправленного повышения психологической культуры младших школьников в процессе специально организованного психологического образования и, как следствие, улучшение показателей психологического здоровья, до сих пор остаётся нерешённой проблема выделения хотя бы одного часа в неделю на проведение таких уроков. Поэтому основная нагрузка по психологическому образованию ложится на тематические классные часы.
Основная задача этих классных часов состоит в том, чтобы помочь ученикам к окончанию начальной школы повысить коммуникативную компетентность, оптимизировать отношение к себе и другим людям, освоить элементарные навыки саморегуляции, самоконтроля и т.д. Например, в 2008-2009 учебном году мною были запланированы и проведены следующие классные часы на тему«Профилактика и сохранение здоровья младших школьников»:
№ п/п
|
Тема классного часа
|
Литература в помощь учителю
|
Сроки проведения
|
1.
|
Дерево здоровья
|
Журнал «Начальная школа»,
№ 7, 2004, с. 95 - 97
|
сентябрь
|
2.
|
Умственное утомление
|
Журнал «Начальная школа»,
№ 11, 2004, с. 23 - 25
|
октябрь
|
3.
|
Настроение и его влияние на здоровье человека
|
Журнал «Начальная школа»,
№ 7, 2004, с. 97 - 99
|
ноябрь
|
4.
|
Учимся не болеть
|
Журнал «Начальная школа»,
№ 8, 2006, с. 92 - 93
|
декабрь
|
5.
|
Я и мои способности
|
М.Ю. Михайлина, М.В. Лысогорская, М.А. Павлова. Здоровый образ жизни. – КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2006
|
январь
|
6.
|
Учимся управлять эмоциями
|
Журнал «Начальная школа»,
№ 12, 2004, с. 58 - 60
|
март
|
7.
|
Мальчики и девочки
|
Васильева О.В. Классные часы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005
|
апрель
|
Существуют и другие пути организации образовательного пространства в режиме профилактики и охраны психологического здоровья, над которыми я продолжаю работать:
1.Разработка лекций для родителей.
2. Корректировка карты анализа урока с позиций здоровьесбережения.
3. Разработка рекомендаций по улучшению психологического климата в классе и предупреждению конфликтных ситуаций. (Ж. «Начальная школа» № 2, 2007, с.27 - 28)
4. Разработка правил оценочной безопасности. (Ж. «Начальная школа» № 2, 2007, с.27)
5.Внедрение технологий, направленных на сбережение психоэмоционального здоровья учащихся.
6. Реализация диагностических программ (мониторинг здоровья).
VI. Внедрение опыта учителя на уровне школы.
В течение пяти последних лет ШМО учителей начальных классов под руководством Козлицкой И.В. работало над темой «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников».
2004-2005 г.г. – «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников».
2005 – 2006 г.г. - «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников».
2006 – 2007 г.г. – «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики».
2007 – 2008 г.г. – «Преемственность дошкольного и начального образования в условиях здоровьесберегающей педагогики».
2008 - 2009 г.г. - «Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса гуманизации начального образования» (заключительный этап работы МО по изучению здоровьесберегающих технологий).
Нашей целью являлось всестороннее изучение и внедрение в образовательный процесс педагогических здоровьесберегающих технологий: организационно-педагогических, психолого-педагогических, информационных и физкультурно-оздоровительных.
В 2004-2005 и 2005-2006 г. г. мы изучили методические рекомендации по организации мониторинга охраны здоровья школьников, по рациональной организации урока; глубже изучили особенности работы с детьми различных групп здоровья; познакомились с методикой проведения факультативных занятий «Основы здорового образа жизни», собрали библиотечку методической литературы в помощь учителям.
Изучение теоретического материала чередовали с практической работой:
-разработали и утвердили четыре различных комплекса утренней зарядки для учащихся начальных классов (на четыре дня недели – вторник, среда, четверг, пятница);
- ежемесячно проводили Дни здоровья;
- скорректировали тематическое планирование по предметам в первом классе в связи с адаптационным периодом (первые восемь недель);
- провели открытые уроки и внеклассные мероприятия: урок «Окружающего мира» на тему «Береги зрение», классный час «Настроение», урок физкультуры;
- в 2004-2005 учебном году в первых-четвёртых классах проводили факультатив «Основы здорового образа жизни»;
- провели смотр кабинетов с целью проверки светового и теплового режима помещений, соответствия школьной мебели физиологическим особенностям детей;
- каждый учитель пополнил свою индивидуальную методическую копилку памятками «Оценка качества и эффективности здоровьесберегающего урока», «Учёт групп здоровья детей», «Оздоровительные мероприятия в учебном процессе».
Но основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие образовательные технологии, – это регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся.
Поэтому в 2006 – 2007 учебном году МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 10 пос. Каменский работало над темой «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики», одной из задач которой былосоздание методического обеспечения для проведения психолого-педагогической диагностики учащихся и мониторинга здоровья.
Обоснование выбора темы: переход из I ступени во II ступень – это переломный момент в жизни ребёнка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе. Он сопровождается достаточно резкими переменами в жизни школьников, к которым относятся: повышение требований к самостоятельности и ответственности учащихся, возрастающая сложность предметного содержания обучения, новые отношения с учителями – предметниками и, как следствие, - снижение успеваемости и показателей здоровья.
Формулировка проблемы:
· снижение успеваемости у обучающихся при переходе из начальной школы в основную, вследствие рассогласованности образовательного процесса в начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом уровнях;
· длительный срок адаптации учащихся и снижение показателей физического и психологического здоровья.
Решая проблему, работу вели по трём направлениям:
1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей – предметников.
2. Организация диагностики учащихся (социометрия, мотивация, интерес к предмету, мониторинг здоровья).
3. Работа с родителями.
Цели: сделать для учащихся начальных классов менее болезненным переход из начальной школы в среднюю;
способствовать сохранению физического и психического здоровья учащихся 4 – 5 классов, тем самым сократив период адаптации.
Задачи:
1. Помочь учителям начальной школы спланировать и организовать работу по диагностике уровня ЗУН, по психологическому и здоровьесберегающему исследованию учащихся 1 – 4 классов.
2. Совместно с учителями – предметниками выработать единые требования к орфографическому режиму, согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся.
3. Подготовить пакет информационно-диагностических материалов по теме «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики» для методического кабинета школы.
Ожидаемые результаты:
1. Повышение теоретической и практической подготовки учителей к решению проблемы преемственности.
2. Создание методического обеспечения для проведения психолого-педагогической диагностики учащихся и мониторинга здоровья.
3. Повышение уровня успеваемости учащихся 5 классов.
4. Сокращение периода адаптации учащихся без ущерба для их физического и психического здоровья.
План работы МО учителей начальных классов в 2006 – 2007 уч. году.
Время проведения
|
Планирование методической работы
|
Ответственный
|
Август
|
1. Подведение итогов работы по теме «Здоровьесберегающие подходы к обучению младших школьников» в 2004 – 2006 учебных годах.
2. Утверждение плана работы МО на 2006 – 2007 учебный год.
3. Практикум «Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики».
4. Об организации мониторинга здоровья в 1-4 классах (начало сентября).
5. Изучение методических материалов (государственные стандарты). Внесение необходимых изменений в календарно-тематическое планирование.
6. Утверждение календарно-тематического планирования.
|
Козлицкая И.В.
Все учителя.
Все учителя.
Козлицкая И.В.
Строговщикова О.В.
Все учителя.
|
Сентябрь
|
1. Обмен опытом по теории вопроса «Преемственность начального и среднего звена».
Список литературы.
2. Посещение уроков в 5 «а» и 5 «б» классах учителями начальных классов. Оценка уровня знаний по сравнению с 4 классом (русский язык, математика).
3. Апробирование схемы анализа урока с точки зрения его эффективности.
4. Разработка и утверждение единых требований к ведению тетрадей и оформлению письменных работ учащимися начальных классов.
Изучение учителями-предметниками (русский язык, математика, биология, география) программ и учебников для начальной школы (комплект «Классическая начальная школа»).
5. Результаты мониторинга здоровья. Начало оформления портфолио на каждого ученика (1-4 к.)
|
Все учителя.
Козлицкая И.В.
Яковлева Н.А.
Руководители МО
Семинар
Все учителя.
|
Октябрь
|
1. Открытый урок русского языка в 4 классе.
2. Практикум «Анализ урока с позиции здоровьесбережения».
|
Ульман В.Т.
Все учителя.
|
Ноябрь
|
1. Диагностика учебных возможностей детей.
|
Все учителя.
|
Декабрь
|
1. Открытый урок обучения грамоте и письму в 1 классе.
2. Изучение методических материалов.
Особенности психолого-педагогической составляющей концепции УМК «Классическая начальная школа» (музыка, технология).
|
Козлицкая И.В.
Все учителя.
|
Январь
|
1. Посещение уроков в 4 классе учителями-предметниками.
2. Диагностика развития классного коллектива
(4 класс).
|
Ульман В.Т.
|
Февраль-март.
|
1. Открытый урок математики во 2 классе.
2. Практикум «Как самому составить контрольную работу по математике».
3. Приём документов в 1 класс. Собеседование. Анкетирование.
|
Яковлева Н.А.
Ульман В.Т.
|
Апрель
|
1. Открытый урок чтения в 3 классе.
2. Изучение методических материалов. Особенности психолого-педагогической составляющей концепции УМК «Классическая начальная школа» (окружающий мир).
3. Утверждение текстов итоговых контрольных работ за 2006-2007 учебный год.
4. Утверждение списка учебников на 2007-2008 учебный год.
|
Строговщикова О.В.
|
Май
|
1. Мониторинг здоровья (1-4 классы).
2. Диагностика учебных возможностей детей. Пополнение портфолио.
3. Мониторинг успешности внеклассной деятельности (пополнение портфолио).
4. Создание сборника материалов по теме года: «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики».
|
Все учителя.
Руководитель МО.
|
Задачи семинара с участием учителей-предметников.
1. Организовать знакомство учителей – предметников с УМК «Классическая начальная школа» и государственными стандартами образования для начальной школы.
2. Определить соответствие программных требований, предъявляемых к учащимся 4 классов на выходе из начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями средней школы.
3. Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся.
4. Выработать единые требования к орфографическому режиму.
Практические выходы методической работы:
По итогам работы к концу учебного года подготовили сборник материалов для методического кабинета по теме «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики», куда вошли:
а) карта наблюдения за состоянием ребёнка дома;
б) карта наблюдения за состоянием ребёнка в школе;
в) характеристика учащихся по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности;
г) диагностика учебных возможностей школьников;
д) характеристика детей с учётом их психологических особенностей.
Кроме того, каждый учитель собирал информационно-диагностические материалы по учащимся своего класса, где фиксировал уровень здоровья и адаптации в начале и в конце учебного года, уровень работоспособности детей, их воспитанности и т. д.
В течение 2007-2008 г.г. продолжили накопление материалов по диагностике здоровья учащихся, подготовили памятки для учителей по направлениям:
- определение состояния осанки у школьников;
- измерение показателей гибкости позвоночного столба;
- методика определения незначительных отклонений в здоровье ученика;
- определение остроты зрения.
Материалы по психолого-педагогическому мониторингу дополнили опросником определения уровня дезадаптации первоклассников.
Информационно- диагностические материалы сгруппировали по разделам.
1 раздел. Мониторинг здоровья и адаптации учащихся.
1) План проведения мониторинга здоровья и адаптации.
2) Список класса с указанием физкультурной группы и группы здоровья каждого учащегося.
3) Рекомендации по организации индивидуальной работы с учащимися разных групп.
4) Диагностические материалы для организации мониторинга здоровья и адаптации учащихся:
а) карта наблюдения за поведением ребёнка в школе;
б) карта наблюдения за состоянием ребёнка;
в) определение состояния осанки у школьников;
г) определение зрительной рабочей дистанции;
д) определение гибкости позвоночного столба;
е) определение незначительных отклонений в здоровье ученика;
ж) определение уровня дезадаптации школьников.
2 раздел. Рациональная организация учебного процесса.
1) Памятка для оценки качества и эффективности здоровьесберегающего урока «Анализ урока с позиции здоровьесбережения».
2) Примерная схема анализа урока для учителя, посещающего уроки в IV (V) классах.
3) Рекомендации учителю, работающему с пятиклассниками.
4) Карта № 1. Характеристика учащихся по уровню сформированности умений, навыков и способам познавательной деятельности.
5) Памятка «Условия эффективности реализации дифференцированного обучения».
6) Карта № 2. Диагностика учебных возможностей школьников.
3 раздел. Психолого-педагогический мониторинг учащихся.
1) Памятка классному руководителю «С чего начать».
2) План характеристики классного коллектива в помощь учителям V классов.
3) Рекомендации учителю при работе с инертными детьми.
4) Карта № 3. Характеристика детей с учётом их психологических особенностей.
5) Рекомендации учителю (родителям) при работе с детьми со слабой нервной системой.
6) Памятка по организации работы на уроке с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся (аудиалы, визуалы и кинестетики).
Материалы 3 раздела предполагается со временем дополнить диагностиками изучения детского коллектива, исследования личности учащихся, изучения мотивационной сферы учащихся. Модуль предусматривает контроль стресса, уровня тревожности и ряда других психических показателей учащихся для управления их психоэмоциональным состоянием за счёт дозирования умственных и физических нагрузок и тренингов с обучением методикам саморегуляции настроения.
Разработали план проведения мониторинга здоровья, воспитанности, учебных возможностей, адаптации учащихся на все четыре года обучения.
Создали Банк данных по изучению здоровьесберегающих технологий.
Итогом проводимой методическим объединением учителей начальных классов в течение пяти лет работы стали следующие результаты:
- Повышение теоретической и практической подготовки учителей к проведению мониторинга здоровья школьников.
- Создание методического обеспечения для проведения психолого-педагогической диагностики учащихся и мониторинга здоровья.
- Создание базы данных в виде информационно-диагностических материалов по каждому классу начальной школы.
- Повышение заинтересованности родителей учащихся в диагностике состояния школьников.
- Повышение самостоятельности школьников при организации контроля над своим здоровьем.
- Сокращение периода адаптации учащихся 1, 5 классов без ущерба для их физического и психического здоровья.
7. Создание и утверждение на уровне школы программы «Преемственность начального и среднего звена школы в условиях здоровьесберегающей педагогики» как модуля школьной программы «Здоровый образ жизни».
VII. Распространение опыта работы на уровне региона.
В июне 2009 года министерство образования Саратовской области совместно с Саратовским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования провели Интернет-конференцию «Здоровье школы – здоровье нации». Конференция была организована кафедрой психологии Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования при участии Министерства здравоохранения Саратовской области. Одним из участников конференции была Козлицкая И.В.
Цели и задачи конференции:
· Выявление наиболее интересных практик социально-психологического сопровождения и охраны здоровья в школе.
· Формирование регионального банка здоровьесберегающих технологий.
· Формирование банка программ развития здоровья школьников.
· Усиление межведомственного взаимодействия.
Учредители конференции:
· Министерство образования Саратовской области,
· Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России»,
· Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования,
· Министерство здравоохранения Саратовской области.
Научная программа конференции предусматривала секционные заседания. Работа секций проводилась по трем направлениям:
1. Инновационные практики социально-психологического сопровождения и охраны здоровья в школе.
2. Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе.
3. Школа здоровья – региональные модели здоровьесберегающей деятельности ОУ.
На сайте СарИПКРО (http://www.saripkro.ru/konf_psi/p23aa1.html) были размещены статьи участников с результатами собственной исследовательской деятельности.
|
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе
Экспресс-диагностика – основной показатель здоровьесберегающих технологий
И.В. Козлицкая, В.Т.Ульман, МОУ «СОШ №10 посёлка Каменский Красноармейского района Саратовской области»
|
VIII. Реальный результат деятельности учителя по данной проблеме.
Для более глубокого понимания влияния образовательного процесса на показатели здоровья учащихся я изучила данные состояния здоровья школьников своего класса на протяжении последних трёх лет.
В таблице 1. представлены сводные показатели состояния здоровья учеников этого класса.
Таблица 1.
Показатели состояния здоровья учащихся.
№
|
Критерии оценки
|
Классы
|
I
|
II
|
III
|
1
|
Пропуски по болезни (в днях на 1 чел.).
|
3,8
|
5,8
|
3,4
|
2
|
Распределение по группам здоровья:
I группа, %
II группа, %
III группа, %
IV группа, %
|
0
100
0
0
|
0
100
0
0
|
20
80
0
0
|
3
|
Часто и длительно болеющие дети, %
|
20
|
12,5
|
10
|
4
|
Дети с хроническими заболеваниями, %
|
0
|
0
|
0
|
Таблица 2.
Распределение показателей физического развития
№
|
Критерии оценки
|
Классы
|
I
|
II
|
III
|
1
|
Дети, имеющие отклонения антропометрических данных, %
|
0
|
0
|
0
|
2
|
Распределение по физкультурным группам
Основная, %
Подготовительная, %
Специальная, %
Освобождение, %
|
70
30
0
0
|
75
25
0
0
|
80
20
0
0
|
Анализ динамики снижения зрения показал, что показатель зрительной рабочей дистанции в 1 и 2 классах оставался неизменным, а к концу 3-го класса увеличился (рис. 1). При поступлении в 1 класс одной ученице было предписано ношение очков (зрительная дистанция 3-4 м). Несмотря на проводимую работу к концу 3-го класса ещё у одной девочки выявлено снижение показателя зрительной рабочей дистанции до 3-4 м. Ещё у двух детей показатель рабочей дистанции снизился с 6 м до 5-6 м, что указывает на важность продолжения профилактических мероприятий, направленных на укрепление зрительной системы.
Рисунок 1.
Анализ уровня дезадаптации учащихся выявил, что процент детей, не испытывающих какого-либо неблагополучия, снизился во 2 классе более чем на 20 %, а затем стал увеличиваться (рис. 2). Количество детей со средней степенью дезадаптации тоже увеличилось во 2 классе, а затем снизилось. По времени это совпало с введением отметочного обучения во 2 полугодии 2 класса, к чему дети привыкали тяжело. В группе риска находится один мальчик (12,5%), который по результатам обследования ежегодно направляется на консультацию психоневролога и проходит курс лечения.
Рисунок 2.
Анализ карт наблюдения за состоянием ребёнка (заполнялись родителями) показал, что на протяжении 3-х лет обучения состояние детей не вызывало тревоги (рис. 3). Все ученики, по мнению родителей, справлялись с учебной нагрузкой и не испытывали перенапряжения (суммарный балл не превышает 15).
Рисунок 3.
Анализ карт наблюдения за поведением ребёнка в школе (заполнялись учителем) показал, что преобладает суммарный балл до 7, т.е. состояние ребёнка не вызывает тревоги (рис. 4). Количество детей, набравших от 7 до 14 баллов медленно, но верно снижается. С родителями этих учеников проведены инструктажи о соблюдении режима дня, совместно проанализированы проблемы детей и испытываемые трудности.
Рисунок 4.
Таким образом, можно сделать вывод, что экспресс-диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец учебного года) позволяют сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся, вовремя заметить отклонения в показателях здоровья и адаптации учащихся и своевременно предпринять необходимые шаги для их ликвидации или коррекции. Но вместе с тем, существует ряд проблем (снижение зрения, дезадаптация части учащихся), над которыми ещё предстоит работать.
Определяя это направление работы, мы исходим из того, что школа – не медицинское учреждение, и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья конкретных учеников и использовать эту информацию при организации индивидуальной и дифференцированной работы с учащимся.
Заключение.
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Можно с уверенностью утверждать, что здоровьесберегающее обучение
· направлено на обеспечение физического и психического здоровья учащихся;
· опирается на принципы природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации);
· приводит к повышению мотивации учебной деятельности; предотвращению усталости и утомляемости; приросту учебных достижений;
· достигается через учёт особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся.
|