Официальный сайт bok-o-bok 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Рабочая программа по развитию зрительного восприятия

Submitted by Елена Размиковна Колесникова on Tue, 21/04/2020 - 07:21
Данные об авторе
Автор(ы): 
Колесникова Елена Размиковна
Регион: 
Камчатская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
специальное (коррекционное) образование
Класс(ы): 
2 класс
Предмет(ы): 
Другое
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Родитель
Тип ресурса: 
образовательная программа
Краткое описание ресурса: 
<p><strong>Рабочая программа по развитию зрительного восприятия для слабовидящих обучающихся 2 класса (вариант 4.2)</strong></p> <p>&nbsp;</p>

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  (для детей с нарушением зрения) и   примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся.

      Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для слабовидящих детей младшего школьного возраста, направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с функциональным нарушением зрения, а также оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования. 

В программу включены 4 раздела, обеспечивающих общеразвивающую и коррекционную направленность  обучения:

- охрана зрения и стабилизация зрительных функций;

- развитие регулирующей и контролирующей роли зрения;

- развитие ориентировочно-поисковой роли зрения;

- развитие информационно-познавательной роли зрения.

Цель: охрана остаточного зрения и развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.

Задачи:

- стимулировать познавательные действия с целью формирования у обучающихся способов и приемов восприятия объектов;

- развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

- развивать элементарные зрительные функции;

- формировать и корректировать опознания основных свойств предметов;

- развивать действия с предметами на основе зрительно-осязательной информации;

- развивать восприятия простых изображений элементарных предметов, количественных и пространственных соотношений.

Организация работы по программе

Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое педагогом с подгруппой детей. Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» в 1-м классе рассчитан на 33 часа, соответственно 1 час в неделю, длительность занятий 40 минут.

Структура коррекционного занятия

Каждое занятие включает три части:

-вводная часть (организационный момент)- установление эмоционального контакта с ребенком, организация его внимания на предстоящий вид деятельности;

-основная часть (обучающая) включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающие взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка;

-заключительная часть- анализ и поощрение деятельности ребенка.

Специальные методы и приемы работы

На занятие педагог использует следующие методы: наглядные, словесные, практические.

Методические приемы:

- подражание действиям взрослого;

- действия по показу, по образцу, по словесной инструкции на эмоционально положительном фоне;

- создание условия для проявления речевой активности и выражения в звукоподражаниях игрового опыта;

  - проговаривание педагогом осуществляемых им действий;

  - организация совместной с ребенком коммуникативной деятельности посредством овладения действиями с предметами, игрушками;

      - использование специально создаваемых ситуаций коммуникаций,  во время проведения режимных моментов, организованных взрослым действиях и др,   

     - использование разнообразных  видов  деятельности с включением двигательного, зрительного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций, голосового модулирования;

   - создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание ребенка к изображаемому предмету, явлению;

- словесное оформление результатов обследования, наблюдения.

Формы контроля: задания практического характера, наблюдение, диагностика.

Основное содержание программы

Формирование сенсорных эталонов (9 часов). Поиск, обнаружение, идентификация предметов по цвету. Выделение цвета в окружающей среде, фиксация по насыщенности, выстраивание цветового ряда по убывающей и по возрастающей насыщенности цвета, получение составных цветов.

Поиск, обнаружение, идентификация предметов по форме. Выделение и опознание контура, выделение формы в окружающей среде, умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения, узнавание и называние геометрических форм и тел, локализация фигур разной формы, дифференциация сходных форм. Восприятие параметров величины: размера, длины, высоты, ширины, толщины. Сравнение предметов; упорядочивание; словесное обозначение; выстраивание ряда в порядке возрастании и убывание; развитие глазомера. Развитие зрительно - моторной координации. Формирование графических навыков.

Восприятие целостного предмета (10 часов). Обучение зрительному анализу; выделение информационных признаков; особенности строения с целью узнавания и дифференциации объектов; формирование навыка выделения и опознания контура, как основной формообразующей структуры. Развитие целостности восприятия; умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения. Формирование навыка составления целого изображения из частей. Развитие зрительно - моторной координации. Формирование графических навыков.

Восприятие пространства (7часов). Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений, расстояний между объектами. Формирование понимания и восприятия пространственных признаков удаленности. Усвоения понятий: «слева», «справа», впереди», «сзади». Развитие зрительно - моторной координации. Формирование графических навыков.

Восприятие сюжетных изображений (7 часов). Поиск по образцу заданного предмета на картинке и сравнение с нарисованным образцом. Нахождение по словесной инструкции предметы на картинке, последовательно называя основные признаки (цвет, форма, величина).

Учить ребенка:

-выполнять упражнения для глаз;

- ухаживать за оптическими средствами;

- ориентироваться на листе  бумаги;

- выполнять простые графические диктанты;

- обводить предметы по внешнему и внутреннему контуру;

- размещать предметы в заданной точке;

- выполнять различные виды штриховок;

- составлять предметы из контуров известных геометрических фигур;

- работать с крупной мозаикой;

- определять на рисунке расположения предметов (ближе-дальше);

- перечислять по памяти предметы, наблюдаемых вблизи и вдали, плоскостные геометрические фигуры, объемные геометрические фигуры;

-  сравнивать два предмета по высоте, длине, ширине, толщине;

- находить лишние предметы по силуэту и контуру;

- выделять основные цвета спектра,  холодные и теплые цвета;

- описывать по алгоритму предметы;

-  сравнивать натуральные и нарисованные изображения.

Целевые ориентиры к концу первого года обучения

Ребёнок  может научиться:

- называть цвета и оттенки;

- узнавать предметы по их силуэту и контуру;

- различать простые геометрические фигуры, находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;

- составлять простейшую фигуру из мозаики ;

- определять местоположение заявленных предметов на графическом изображении (ближе, дальше, справа, слева);

- выполнять гигиенические требования к оптическим средствам;

- дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;

- проводить прямые линии без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии.

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные

- формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;

- умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;

- формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса ;

- формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;

- воспитание умению общаться и формирование навыков коммуникации;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;

-формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

- умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;

- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;

- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные

- умение использовать полученную информацию;

- формирование и развитие сенсорных понятий и представлений об окружающей среде;

- развитие навыков тонкой зрительной дифференцировки (тренировка в различении точки и фигуры);

- получение первичных представлений о построении геометрических фигур и выполнении графических заданий;

- развитие зрительного анализа и синтеза при запоминании и воспроизведении изображения;

 -изучение алгоритма выполнения графических диктантов.

В рамках коррекционного курса  «Развитие зрительного восприятия» формируются следующие универсальные учебные действия.

Регулятивные

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий.

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Познавательные

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя..

Коммуникативные

-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-слушать и понимать речь других.

Личностные

- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности

  -иметь  желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса

А)  Литература  используемая  в работе над программой:

      1.  Программа «Развитие зрительного восприятия» О.Б.Синчук. Программы для младших школьников с сочетанными дефектами развития СКОУ III-IV вида, Челябинск, 2008 г

     2. Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» Л.П.Григорьева. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV в. Часть 2. / под ред. Л.И.Плаксиной/ Москва, 1999 г., рекомендованной к использованию Министерством общего и профессионального образования РФ.

Б) Техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Орг техника (компьютер)

В) Материалы учебно- методического комплекта:

  1. Методические пособия.
  2. Диагностические задания.
  3. Методическая литература.
  4. Раздаточный материал.
  5. Развивающие игры.
  6. Наглядные пособия.
  7. Конструкторы.
  8. Увеличительные лупы.

 

 

 

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн