Рабочая программа по развитию зрительного восприятия
Submitted by Елена Размиковна Колесникова on Tue, 21/04/2020 - 07:21
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений (для детей с нарушением зрения) и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для слабовидящих детей младшего школьного возраста, направлена на обеспечение коррекции недостатков в развитии детей с функциональным нарушением зрения, а также оказание помощи детям данной категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
В программу включены 4 раздела, обеспечивающих общеразвивающую и коррекционную направленность обучения:
- охрана зрения и стабилизация зрительных функций;
- развитие регулирующей и контролирующей роли зрения;
- развитие ориентировочно-поисковой роли зрения;
- развитие информационно-познавательной роли зрения.
Цель: охрана остаточного зрения и развитие зрительного восприятия в единстве с развитием познавательной деятельности в целом.
Задачи:
- стимулировать познавательные действия с целью формирования у обучающихся способов и приемов восприятия объектов;
- развивать зрительную память, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
- развивать элементарные зрительные функции;
- формировать и корректировать опознания основных свойств предметов;
- развивать действия с предметами на основе зрительно-осязательной информации;
Основной организационной формой обучения пространственной ориентировки является коррекционное занятие, проводимое педагогом с подгруппой детей. Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» в 1-м классе рассчитан на 33 часа, соответственно 1 час в неделю, длительность занятий 40 минут.
Структура коррекционного занятия
Каждое занятие включает три части:
-вводная часть (организационный момент)- установление эмоционального контакта с ребенком, организация его внимания на предстоящий вид деятельности;
-основная часть (обучающая) включает в себя основное содержание предстоящего занятия, предусматривающие взаимодействие с ребенком с целью формирования конкретных навыков и умений в ходе различных видов деятельности взрослого и ребенка;
-заключительная часть- анализ и поощрение деятельности ребенка.
Специальные методы и приемы работы
На занятие педагог использует следующие методы: наглядные, словесные, практические.
Методические приемы:
- подражание действиям взрослого;
- действия по показу, по образцу, по словесной инструкции на эмоционально положительном фоне;
- создание условия для проявления речевой активности и выражения в звукоподражаниях игрового опыта;
- проговаривание педагогом осуществляемых им действий;
- организация совместной с ребенком коммуникативной деятельности посредством овладения действиями с предметами, игрушками;
- использование специально создаваемых ситуаций коммуникаций, во время проведения режимных моментов, организованных взрослым действиях и др,
- использование разнообразных видов деятельности с включением двигательного, зрительного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций, голосового модулирования;
- создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание ребенка к изображаемому предмету, явлению;
- словесное оформление результатов обследования, наблюдения.
Формы контроля: задания практического характера, наблюдение, диагностика.
Основное содержание программы
Формирование сенсорных эталонов (9 часов). Поиск, обнаружение, идентификация предметов по цвету. Выделение цвета в окружающей среде, фиксация по насыщенности, выстраивание цветового ряда по убывающей и по возрастающей насыщенности цвета, получение составных цветов.
Поиск, обнаружение, идентификация предметов по форме. Выделение и опознание контура, выделение формы в окружающей среде, умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения, узнавание и называние геометрических форм и тел, локализация фигур разной формы, дифференциация сходных форм. Восприятие параметров величины: размера, длины, высоты, ширины, толщины. Сравнение предметов; упорядочивание; словесное обозначение; выстраивание ряда в порядке возрастании и убывание; развитие глазомера. Развитие зрительно - моторной координации. Формирование графических навыков.
Восприятие целостного предмета (10 часов). Обучение зрительному анализу; выделение информационных признаков; особенности строения с целью узнавания и дифференциации объектов; формирование навыка выделения и опознания контура, как основной формообразующей структуры. Развитие целостности восприятия; умение восстанавливать пространственную структуру предметного изображения. Формирование навыка составления целого изображения из частей. Развитие зрительно - моторной координации. Формирование графических навыков.
Восприятие пространства (7часов). Формирование зрительного восприятия пространственных отношений, направлений, расстояний между объектами. Формирование понимания и восприятия пространственных признаков удаленности. Усвоения понятий: «слева», «справа», впереди», «сзади». Развитие зрительно - моторной координации. Формирование графических навыков.
Восприятие сюжетных изображений (7 часов). Поиск по образцу заданного предмета на картинке и сравнение с нарисованным образцом. Нахождение по словесной инструкции предметы на картинке, последовательно называя основные признаки (цвет, форма, величина).
Учить ребенка:
-выполнять упражнения для глаз;
- ухаживать за оптическими средствами;
- ориентироваться на листе бумаги;
- выполнять простые графические диктанты;
- обводить предметы по внешнему и внутреннему контуру;
- размещать предметы в заданной точке;
- выполнять различные виды штриховок;
- составлять предметы из контуров известных геометрических фигур;
- работать с крупной мозаикой;
- определять на рисунке расположения предметов (ближе-дальше);
- перечислять по памяти предметы, наблюдаемых вблизи и вдали, плоскостные геометрические фигуры, объемные геометрические фигуры;
- сравнивать два предмета по высоте, длине, ширине, толщине;
- находить лишние предметы по силуэту и контуру;
- выделять основные цвета спектра, холодные и теплые цвета;
- описывать по алгоритму предметы;
- сравнивать натуральные и нарисованные изображения.
Целевые ориентиры к концу первого года обучения
Ребёнок может научиться:
- называть цвета и оттенки;
- узнавать предметы по их силуэту и контуру;
- различать простые геометрические фигуры, находить одинаковые по цвету и величине, но разные по форме геометрические фигуры, находить предметы такой же формы, как предъявляемые фигуры, группировать фигуры двух видов;
- составлять простейшую фигуру из мозаики ;
- определять местоположение заявленных предметов на графическом изображении (ближе, дальше, справа, слева);
- выполнять гигиенические требования к оптическим средствам;
- дифференцировать предметы одной формы, но разных размеров, находить самый малый, раскладывать предметы по порядку от большого к малому;
- проводить прямые линии без отрыва от заданного начала к заданному концу, не выводить свою линию за ограничительные линии.
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные
- формирование самооценки с осознанием своих возможностей на занятиях, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха;
- умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
- формирование и развитие мотивации в самостоятельности, любознательности и интереса ;
- формирование умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
- воспитание умению общаться и формирование навыков коммуникации;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
-формирование установки на поддержание здоровье сбережения, на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
- умение самостоятельно и осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы в построении маршрутов различной сложности;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные
- умение использовать полученную информацию;
- формирование и развитие сенсорных понятий и представлений об окружающей среде;
- развитие навыков тонкой зрительной дифференцировки (тренировка в различении точки и фигуры);
- получение первичных представлений о построении геометрических фигур и выполнении графических заданий;
- развитие зрительного анализа и синтеза при запоминании и воспроизведении изображения;
-изучение алгоритма выполнения графических диктантов.
В рамках коррекционного курса «Развитие зрительного восприятия» формируются следующие универсальные учебные действия.
Регулятивные
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий.
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя..
Коммуникативные
-донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-слушать и понимать речь других.
Личностные
- положительно относиться к учению, к познавательной деятельности
-иметь желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
А) Литература используемая в работе над программой:
1. Программа «Развитие зрительного восприятия» О.Б.Синчук. Программы для младших школьников с сочетанными дефектами развития СКОУ III-IV вида, Челябинск, 2008 г
2. Коррекционный курс «Развитие зрительного восприятия» Л.П.Григорьева. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV в. Часть 2. / под ред. Л.И.Плаксиной/ Москва, 1999 г., рекомендованной к использованию Министерством общего и профессионального образования РФ.
Б) Техническое обеспечение образовательного процесса: