Мастер-класс для педагогов "Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей у детей»
Submitted by Гузаля Калимулловна Ибатуллина on Fri, 06/03/2020 - 09:16
Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в развитии коммуникативных способностей у детей» Свое выступление я хочу начать с притчи. «Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил: - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: - Все в твоих руках». Пожалуй, каждому из нас необходимо четко понимать, что в наших руках находится самое ценное в жизни человека – ребенок, и от того как мы сможем сохранить его уникальность, зависит его будущее. Наблюдая за детьми, мы все чаще отмечаем, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения; умение решать конфликтные ситуации. Дети с низким уровнем коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем – в категорию «предпочитаемых». Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Лучшим периодом для развития эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка является детство, ведь отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются еще в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Как же можно развивать основные умения общаться? Одной из эффективных форм взаимодействия детей является игровая деятельность. Несмотря на то, что основным видом деятельности у детей начальной школы является учение, общение в младшем школьном возрасте часто связано с игрой. Именно в игровой деятельности дети ярко проявляют личностные качества, умения и навыки общения. Участие младших школьников в играх способствует их самоутверждению, развивает в них настойчивость и стремление к успеху. И поэтому игра является одним из наиболее эффективных и доступных способов формирования коммуникативных способностей младших школьников. И сегодня я расскажу об использовании игровых технологий, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей. Клюева Н.В. и Касаткина Ю.В. предлагают ряд специальных игр и упражнений. Эти упражнения делятся на 6 групп: 1. «Я и мое тело» Эти упражнения направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение. Это важно, т.к. только физически свободно чувствующий себя ребенок спокоен и психологически защищен. (Сюда же входят ролевые игры. Двигательное изображение какой либо роли: «походи как …) 2. «Я и мой язык» Игры и упражнения, направленные на развитие языка жестов, мимики и пантомимики, на понимание того, что кроме речевых существуют и другие средства общения. («Испорченный телефон», «Расскажи стихи без слов», «Через стекло») 3. «Я и мои эмоции» Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознание своих эмоций, а также на распознание эмоциональных реакций других людей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. («Рисуем эмоции пальцами», «Дневник настроений», беседы об эмоциях) 4. «Я и Я» Развитие внимания ребенка к самому себе, своим чувствам, переживаниям. («За что меня можно любить?», «За что меня можно ругать?», «Кто я?») 5. «Я и моя семья» Осознание отношений внутри семьи, формирование теплого отношения к ее членам, осознание себя как полноправного, принимаемого и любимого другими члена семьи. (Беседа «Что значит любить родителей?», рисунок «Семья», разыгрывание ситуаций) 6. «Я и другие» Игры, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг другу. (Беседы «Кого мы называем добрым, честным, вежливым и т.п.?) Уважаемые коллеги! Предлагаю Вам на короткое время побыть в роли детей и поиграть в эти игры. Каждому человеку приятно услышать комплименты, и, наверное, никому не хочется слышать грубые и оскорбительные слова в свой адрес. К сожалению, в жизни, особенно в подростковой среде, грубые слова можно услышать. В общении друг с другом учащиеся затрудняются использовать похвалу, а зачастую просто этого не умеют делать. Игра «Комплимент по кругу» Участники встают в круг берутся за руки, глядя в глаза соседу, поочереди представляют человека, стоящего справа от себя. Называют его имя и прилагательное, начинающееся на первую букву имени, характеризующего представляемого с положительной стороны. Например, «Это …! Она …! Принимающий комплимент должен кивнуть головой и поблагодарить. Затем он дарит комплимент своему соседу и так далее по кругу. (Обсуждение: Что чувствовали участники игры, понравилось ли говорить комплименты?) Упражнение «Десять секунд» Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания и выполнять их в кратчайший срок – в течение 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас цветом волос. Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные! Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем. Распределиться на группы: По наличию часов на руках; По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье; По цвету глаз; По настроению, которое Вы сейчас испытываете. Игра «Пирамида любви» Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем любовь. Давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит, и класть поверх моей свою руку. Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? У нас получилась высокая пирамида, потому что мы умеем любить. Игра «Волшебные конфеты» Участникам показать красивую закрытую коробочку. Потрясти ее, педагоги должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле… И тогда все люди будут СЧАСТЛИВЫ!!! А теперь хотелось бы подвести итог вышесказанному и завершить свое выступление. Для детей младшего школьного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Необходимо целенаправленно вести работу по формированию у детей коммуникативных навыков. Совместная с педагогом деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения. Спасибо за внимание.