«Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки».
Submitted by Валентина Евгеньевна Митрофанова on Tue, 04/02/2020 - 21:58
Урок №5«Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки».
Урок подготовлен в технологии развития критического мышления.
Цель: научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы «Углеводы и липиды, их роль в жизнедеятельности клетки
Задачи:
обучающая – познакомить учащихся с классификацией углеводов, с особенностями их строения, со свойствами углеводов, с биологической ролью и применением углеводов;
развивающая – продолжить развитие умений выявлять связь между составом и строением веществ, их свойствами и функциями; работать с литературой, составлять опорные плакаты, сводные таблицы; использовать полученные знания для доказательства материального единства живой и неживой природы; развитие умения оценивать и систематизировать информацию, задавать вопросы; умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
воспитывающая – продолжить воспитание ответственного отношения к учебе, стремления к творческой, познавательной деятельности. развитие навыков работы в группе.
На столе у учителя сахар, глюкоза, крахмал, растительное масло, сало, воск, рыбий жир.
Учитель. Что объединяет все эти объекты? По каким признакам можно их классифицировать? (версии учеников)
3.Осмысление. ( Тему урока запиши в тетрадь). Но прежде я предлагаю вам выполнить задание: заполнить таблицу ЗХУ . Шаблон таблиц раздается перед началом урока каждому ученику или можно начертить таблицу в рабочей тетради.
Учитель: Ваша задача – записать в первую часть таблицы, что Вам известно
Знаю
Хочу узнать
узнал
Ученики записывают найденные ответы, а также новую информацию в графу «узнал» таблицы. Учащиеся обмениваются полученными знаниями в группе. Учитель просит отдельных ребят из группы озвучить свои ответы (оформляется третья колонка таблицы на доске). Ответы школьников можно сопровождать компьютерной презентацией1. Познакомься с содержанием параграфа № 9 учебника А. А. Каменского, Е. А.Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».
Начни более подробное знакомство с углеводами. Углеводы получили свое название из-за строения: в состав их молекулы входят атомы углерода, водорода и кислорода, причем атомы водорода и кислорода соединяются как в молекуле воды.
Общая формула углеводов выглядит так: Сх (Н2О)у
Вспомни о том, что углеводы являются продуктами фотосинтеза и это поможеттебе ответить на вопросы:
?В какой клетке животной или растительной углеводов больше?
?Почему?
Изучи классификацию углеводов и свойства углеводов в параграфе п.9 «Углеводы и их классификация» на стр.34 и представь полученную информацию в виде схемы в тетради:
Далее вам надо будет заполнить концептуальную таблицу «Основные классы углеводов». Для заполнения таблицы каждому надо будет работать индивидуально.
Сравниваемые признаки:
Моносахариды
Дисахариды
Полисахариды
Свойства
(цвет, растворимость, вкус)
Примеры, значение
?Какие моносахариды по цвету, растворимости и вкусу?
?Какие полисахариды по цвету, растворимости и вкусу?
Сравни свойства моно- и полисахаридов.
?От чего у полисахаридов растворимость уменьшается, а сладкий вкус исчезает?
Познакомься с функциями углеводов и перечисли их в тетради. Работай с п.2 на стр. 35-36 учебника
Познакомься с содержанием параграфа № 10 учебника А. А. Каменского, Е. А.Криксунова, В. В. Пасечника «Общая биология».
Знакомство с липидами начни с определения:
?Какие вещества называют липидами?
?Из чего образуются липиды? (см рис.11 на стр.38)
?Какими свойствами они обладают?
?В каких клетках содержатся липиды в наибольшем количестве?
8. Выбери информацию о классификации липидов по химическому строению из параграфа на стр.38 Далее вам надо будет заполнить концептуальную таблицу
Классификация липидов.
Группа липидов
Состав
Местонахождение и значение
Воск
Жирные кислоты и многоатомные спирты
Поверхность кожи, шерсть, перья животных, поверхность стеблей, листьев, плодов растений. Смягчение и защита от воды.
Познакомься с функциями липидов и перечисли их в тетради. Работай с п.2 на стр. 39
Рефлексия 10мин. Составление кластера по теме урока. Учитель вызывает одного из учеников показать кластер на доске, остальные следят за его работой, предлагают свои варианты.
Учитель: Давайте сейчас вернемся к нашей таблице «Знаю – хочу узнать – узнал». Прочитайте слова второго столбика таблицы. Назовите, о чем вы хотели узнать на этом уроке. Узнали ли вы об этом. Заполните III столбец таблицы краткими тезисами, отражающими ключевые понятия темы.
Домашнее задание: ученики возвращаются к списку вопросов, записанных ими в начале урока в таблице ЗХУ и выбирают в качестве ДЗ вопросы, оставшиеся без ответа, проработав §9 -10
Знаю
Хочу узнать
узнал
Изучи классификацию углеводов Изучи свойства углеводов:
Далее вам надо будет заполнить концептуальную таблицу «Основные классы углеводов».
Сравниваемые признаки:
Моносахариды
Дисахариды
Полисахариды
Свойства
(цвет,
растворимость,
вкус)
Примеры, значение
Классификация липидов.
Группа липидов
Состав
Местонахождение и значение
1.воск
Тест "Углеводы и липиды"
Вариант 1
Выберите один правильный ответ
1. Какие вещества образуют основу клеточных мембран?
1. Жиры 2. Фосфолипиды 3. Воски 4. Липиды
2. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы ДНК?
1. Рибозы 2. Дезоксирибозы 3. Глюкозы 4. Фруктозы
3. Остатки какого моносахарида входят в состав молекулы РНК?
1. Рибозы 2. Дезоксирибозы 3. Глюкозы 4. Фруктозы
4. В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?