Submitted by Ирина Волкова on вс, 26/01/2020 - 15:15
Волкова И.А. Урок музыки в 8 классе. Критская.
«Классика и современность»
Многообразие интонационно-образных построений.
В музыкальном театре. Балет(СЛ1)
Цели урока: закрепить представление об особенностях построения балетного спектакля и взаимосвязи музыки и литературы через участие в игре.
Вид урока: урок- игра.
Задачи урока:
Образовательная:
- напомнить особенности балетного жанра, возникающего на основе литературного произведения как источника либретто, с разновидностями инструментальных жанров и форм внутри балета, с исполнителями;
- закрепить у учащихся знания о средствах выразительности в музыке, определять их роль в создании произведений искусства;
Развивающая:
- развивать интерес к предмету, характеризовать музыкальные образы.
- развивать самостоятельное творческое мышление;
- формировать художественно – эстетический вкус;
- активизировать фантазию и воображение.
- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки самооценки и рефлексии.
Воспитательная:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки;
- развивать интерес к хореографическому искусству;
- пробуждать интерес к богатейшим возможностям музыкального языка.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
- познавательные УУД:
Умение анализировать, сравнивать музыку
Умение воспринимать музыку на слух, соотносить с наглядным образом
-регулятивные УУД:
Умение определить цели учебной деятельности
Умение планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата
Собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень)
-коммуникативные УУД:
Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя
Умение слушать и понимать других
Участвовать в коллективном обсуждении
Умение работать в группе (команде)
-личностные УУД:
Умение чувствовать красоту музыки, выражая свои чувства
Умение оценивать свои возможности
СОДЕРЖАНИЕ урока:
Играем в «РЕНДЗЮ». Целью традиционной китайской игры «Рэндзю» является составление из пяти белых либо черных шаров прямой линии любого типа.
На пересечениях пустой игровой доски, которая состоит из 15 горизонтальных и 15 вертикальных линий игроки должны выстроить 5 фишек в ряд. Первый ход всегда делают Черные в центр доски. Второй ход делают Белые только вплотную к первой фишке Чёрных.
Класс делится на 2 команды, определяются цвета команд. Игра начинается. За каждый правильный ответ команда получает возможность поставить фишку на поле. Неверный ответ права на выставление новой фишки не даёт.
ВОПРОСЫ для команд:
1. Что мы знаем про БАЛЕТ:
В музыкальном театре. Балет
ПОНЯТИЕ
музыкально-драматическое произведение, действие в котором передаётся средствами хореографии (танца и пантомимы)
КОГДА и ГДЕ сформировался как искусство?
начал формироваться в Европе в XVI в. из танцевальных сценок
ВИДЫ балетных спектаклей?
СЮЖЕТНЫЙ (классический, драматический)
БЕССЮЖЕТНЫЙ (балет-симфония, миниатюра)
ПРИМЕРЫ сюжетных балетов?
«Щелкунчик» П. Чайковский,
«Спящая красавица» П. Чайковский»
«Золушка» С. Прокофьев
«Ромео и Джульетта» С. Прокофьев
ТИПЫ танца в балетном спектакле?
КЛАССИЧЕСКИЙ танец
ХАРАКТЕРНЫЙ танец
КОГДА и ГДЕ начал развиваться современный балет?
«балет в стиле модерн» начал развиваться в США на начале 20 века
2. Балетные термины:вставь цифры, соответствующие балетному термину
6
режиссёр балетного спектакля, ставит хореографические сцены (танцы), создаёт систему движений в пространстве сцены, определяет грим и костюмы персонажей, выбирает декорации и освещение
4
исполнитель танца, как вида сценического искусства
1
медленный лирический танец главных героев
7
изложение сюжета балета в программе спектакля, которая помогает зрителю понять происходящее на сцене действие.
3
основная часть балетной труппы, артисты, исполняющие массовые танцевальные номера и сцены
2
большой танец героев, сложная музыкально-хореографическая форма в балетах классического наследия
6. Балетмейстер 7. Либретто 8. Па 9. Пуанты 10. Кода
3. КОМПОЗИОРЫ балетов: Узнай композитора:
ОТВЕТЫ:
1. Сергей Прокофьев
2. Родион Щедрин
3. Игорь Стравинский
4. Борис Тищенко
5. Пётр Чайковский
6. Валерий Гаврилин
1.
4.
2.
5.
3.
6.
4. Известные БАЛЕТЫ:
1. Р. К. Щедрин
5. «Кармен- сюита»
2. 1967 год
6. Майя Плисецкая
3. Альберто Алонсо
7. Борис Мессерер
4. Проспер Мериме
8. XX век
Вставь пропущенные слова: Премьера одноактного балета на музыку Ж. Бизе в аранжировке (1)____________состоялась 20 апреля (2)_____ года. Либретто и хореография балета принадлежат испанскому хореографу (3)____________.
Сюжет новеллы (4)_________ идеально подходил для балета. Не случайно в 1846 году, уже через год после появления новеллы в печати и почти за 30 лет до премьеры оперы Бизе, Мариус Петипа поставил в Мадриде одноактный балет «Кармен и тореадор», имевший огромный успех.
Идея постановки (5)______________ в Большом театре принадлежит (6)______________, мечтавшей о роли Кармен. Образ Кармен принадлежит к числу лучших её ролей. Здесь наиболее ярко проявились грани таланта выдающейся артистки, вызывая восторг зрителей и театральных критиков.
Свой весомый вклад в успех спектакля внес художник (7)______________. Он превратил сценическое пространство в своего рода полукруглый дощатый загон, обозначавший и цирковую площадку — место боя быков, и обобщенно-метафорическую арену жизни, на которой разыгрывается трагический спектакль человеческого бытия.
Яркая музыка балета, интересная хореографическая концепция, рожденная под влиянием неповторимой личности примы-балерины жены композитора, пополнили балетный репертуар (8) _____________века.
1. Тищенко
5. 1974 год
2. «Ярославна»
6. Олег Виноградов
3. «Слово о полку Игореве»
7. Юрий Любимов
4. Александра Порфирьевича Бородина
8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Вставь пропущенные слова: Одно из наиболее значительных сочинений ленинградского композитора (1)________________— балет (2)___________, написанный по мотивам великого литературного памятника России XII века (3)______________. С момента своего возрождения в начале XIX века это произведение неизменно привлекает внимание художников, работающих в самых разных видах искусства. Нельзя не упомянуть в этой связи, несмотря на общеизвестность этого факта, что это произведение легло в основу одной из величайших русских опер — «Князя Игоря» (4)_________________.
Премьера балета на сцене Ленинградского Академического Малого театра оперы и балета состоялась 30 июня (5)___________года. Автором либретто был главный балетмейстер театра (6)____________, осуществивший постановку не только как хореограф, но и как художник. Режиссерское решение спектакля принадлежало одному из крупнейших мастеров советского театра шестидесятых — восьмидесятых (7)____________, основателю и руководителю легендарного Театра на Таганке.
Нельзя не привести оценку, принадлежащую (8)__________: «Балет мне удалось посмотреть трижды, и всякий раз я был захвачен выразительностью этой русской по духу музыки».