Submitted by Мария Захаровна Королева on Wed, 30/10/2019 - 13:36
Открытый урок по русскому языку в 4 «А» классе
Тема урока: Мягкий знак после шипящих в глаголах.
Цель: создать условия для осмысления и осознания новой информации
(написания ь во всех формах глаголов)
Задачи: активизировать знания о правописании ь после шипящих,
провести наблюдение за написанием ь после шипящих в глаголах,
закрепить навык применения изученного правила;
развивать речь, мышление, умение выражать свои мысли,
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного; воспитывать умение слушать других детей, укреплять интерес к
изучению русского языка
Тип урока: открытие новых знаний
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: таблички – опоры «Глагол», «Начальная форма глагола», карточки со словами (3 вида) , перфокарточки с заданиями, таблички у учащихся и демонстрационная таблица «Мягкий знак после шипящих»
Структура и ход урока:
№
п/п
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
УУД
1
Организа-ционный
Проверили, все ли готово к уроку. Тетради открыты, ручка на середине тетради.
Записать число и классная работа
Проверяют готовность к уроку
Делают записи в тетради
2
Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Фонетическая минутка
(слова на карточках с выделенным ударением)
Ответить на вопрос:
*Что объединяет слова?
- Орфографические минутки
(слова на карточках с окошками – проверяемыми гласными в корне слова)
Раздает перфокарточки.
Ответить на вопросы:
*Какая орфограмма объединяет эти слова? Назвать ее.
*Какое слово «лишнее»? (глагол)
*Как образуется начальная форма глаголов?
- Прочитать слова на доске
Назвать последний звук в них.
*Что их объединяет? Назвать их особенности.
*Что заметили особенного в написании слов?
*От чего зависит написание ь после шипящих?
Читают по рядам с выделением ударного слога
Отвечают на вопрос, что это имена сущ. и доказывают это.
Записывают, проверяют себя и оценивают
свою работу
Затем называют проверочные слова к 3 словам
5 учащихся выполняют задания в перфокарточках
Остальные отвечают на вопросы и поясняют их.
Записывают в тетрадь глагол, указывают его форму, вид
Называют и записывают суффиксы.
Читают
Отвечают на вопросы и поясняют их.
На последний вопрос дают разные ответы
Личностные:
познаватель-ные:
анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для классификации объектов
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Коммуникативные:
умение слушать и понимать речь других;
высказывать свое мнение.
3
Самоопределение к деятельнос-ти. Формулиро-
вание учебной задачи.
Урок 42
*В каком блоке работаем?
*Назвать тему урока.
*Чему будем учиться на уроке?
Открывают учебники и находят урок по номеру. Отвечают на вопросы.
Формулируют учебную задачу.
Регулятивные:
умение формулировать цель урока
4
Поиск решения проблемы - открытие нового
1.Работа по заданию рубрики «Вспомни изученное»
Доп. вопросы:
*В словах каких частей речи
вспоминали написание ь после шипящих?
*Пишется ли ь после шипящих на конце глаголов?
2. Работа по заданию рубрики «Давай подумаем»
Доп. вопрос:
*Чем являются эти предложения?
Предлагает прочитать выделенные слова и определить:
*какой частью речи они являются?
Затем прочитать вывод, который сделала Женя, и ответить на вопрос.
3 Работа с выводом рубрики «Тайны языка»
Предлагает прочитать и сравнить, найти отличие
(во всех глагольных формах)
* Какие глагольные формы знаете?
Учитель записывает в сокращенном виде на доске и говорит об особой форме
(в первой пословице)
Отвечают на вопрос с применением составленной ранее таблички, приводят примеры из таблички (слабоуспев. ученики ) и из слов, записанных на доске
Читают
предложения «цепочкой»
Отвечают на вопросы и обосновывают свои ответы.
Делают вывод
Читают, сравнивают со своим выводом.
Затем выделяют отличие
Называют изученные, приводят примеры из р. «Давай подумаем»
Коммуникативные:
умение слушать и понимать речь других,
использование речевых средств для аргументации своей позиции
Познаватель-ные:
умение выполнять логические операции сравнения, сопоставления
5
Динамичес-кая пауза
«Ветер дует нам в лицо»
«Мелкие шажки»
Дети проводят ее, сопровождая движения словами
6
Первичное закрепление
Работа по учебнику
-№1 Записать слова в 3 столбика.
Обозначить орфограмму
Доп. вопрос:
*Есть ли необходимость при написании ь после шипящих в глаголах определять форму, в
которой стоит глагол?
*Что достаточно сделать?
На доске работают 3 ученика. Проверяют и оценивают сами себя.
Отвечают на вопросы
Познаватель-ные:
анализ объектов с целью выделения признаков;
выбор оснований и критериев для классификации объектов
7
Самостоя-тельная работа
Предлагает на выбор
- № 2 или № 3
Учитель проверяет у отдельных учащихся
Выбирают и выполняют задания.
Проверяют по образцу на карточках(№2) и по учебнику (№3), оценивают свою работу
Регулятивные:
умение сравнивать результат с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона
Личностные:
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
8
Включение в систему знаний и повторение
Работа с загадкой «Найди ошибки»
Пыль с дароги захватил,
А патом, набравшись сил,
Завертелся, зокружился,
И столбом до неба взвился
Дает задание:
- Прочитать (на обратной стороне доски) произведение фольклора и указать его жанр
Назвать отгадку, записать на доске (смерч)
* Кто помогал мне записывать загадку: Знайка или Незнайка?