конспект НОД "Деление бруска на четыре равные части"
Submitted by Ирина Анатольевна Светлова on пн, 30/09/2019 - 14:07
Тема: «Деление предмета на 4 равные части с помощью условной мерки»
Цель: формирование умения деления предмета на 4 равные части с помощью условной мерки, формирование умения самостоятельного изготовления условной мерки.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного приложения;
Закрепить представления об измерении длины с помощью условной мерки;
Познакомить со способом деления предметов на 4 равные части с помощью условной мерки;
Познакомить со способом изготовления условной мерки.
Развивающие:
Содействовать
развитию психических процессов (логическое мышление, память, речь)
развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение)
развитию мелкой моторики
Создать условия для формирования предпосылок УУД
Личностные УУД:
формирование познавательной и социальной мотивации;
формирование адекватной самооценки;
формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
формирование способности учитывать чужую точку зрения.
Регулятивные УУД:
умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
умение сохранять заданную цель;
умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
умение контролировать свою деятельность по результату;
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.
умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, условная мерка) – сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД:
навыки сформированности сенсорных эталонов;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
умение производить анализ и синтез объектов;
умение применять правила и пользоваться инструкциями;
Коммуникативные УУД :
умение слушать собеседника.
умение ставить вопросы; обращаться за помощью;
предлагать помощь и сотрудничество;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
строить понятные для партнёра высказывания.
Воспитательные:
Содействовать формированию у детей
навыков сотрудничества, взаимодействия в парах и группах;
дружеских взаимоотношений друг с другом;
умения быть доброжелательными, самостоятельными, инициативными, ответственными, организованными, целеустремленными.
Предварительная работа:
В процессе НОД по ФЭМП, по аппликации и лепке
знакомство со способом деления на 2 и 4 равные части бумажной полоски
использование условной мерки в качестве измерения длины и ширины предметов
разучивание физкультминутки
Развивающая среда:
Демонстрационный материал:
маленький игрушечный деревянный стол
маленькая куколка (пупсик)
плакат с алгоритмом деления предмета на 4 равные части с использованием условной мерки
пенопластовый брусок
аудиозапись со звуками рабочих столярных инструментов (пила, дрель, молоток и др.)
ширма с вывеской «Мастерская»
Раздаточный материал:
доски для лепки, стеки, пластилин по количеству детей;
карточки с геометрическими фигурами по количеству детей;
заготовки столешниц для столов;
«Бруски» из пенопласта для ножек столов;
бумажные полоски, ножницы по количеству детей;
цифровые карточки.
Ход: - Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь с гостями. Подойдите, познакомьтесь, назовите свое имя, расскажите, чем вы любите заниматься.
Дети подходят, называют своё имя.
Воспитатель собирает детей около себя.
Входит воспитатель ясельной группы, обращается к детям с просьбой
- Здравствуйте! Вы из какой группы? (из подготовительной). Очень хорошо. Я как раз вас ищу. Я пришла попросить вас о помощи! Нашим малышам купили новых маленьких куколок (показывает одну), они очень любят играть с ними, одевать, укладывать спать в кроватки, кормить из маленькой посудки. Да вот беда, столик у нас всего один, а куколок много, дети из-за этого ссорятся и плачут. Помогите нам! Ведь вы в детском саду самые старшие!
- Дети, вы хотите помочь малышам? (Да, хотим)
- Вы сможете им помочь? (Да)
- Почему вы так думаете? (Мы любим помогать, мы дружные, мы все умеем)
- Как мы сможем им помочь? Стол всего один, а кукол много. Где взять столы сейчас? Какие есть мысли (догадки)?
Дети выдвигают ГИПОТЕЗЫ:
(Аня предложила купить столики. Вы согласны? (У нас нет денег. Нет времени идти в магазин). Алиса предложила отдать им свои столы. Вы согласны? (у нас в группе нет столько столов). Сережа предложил попросить сделать стол папу или дедушку. Вы согласны? ( Это долго, а нам надо сейчас) Егор предложил сделать стол самим. Вы согласны?
- Отличная идея!
- Вы знаете, где делают столы? (на фабрике, в мастерской)
- Я предлагаю вам взять с собой столик и отправиться в мастерскую, чтобы сделать маленькие столы для малышей.
Дети с воспитателем идут по залу, звучит аудиозапись со звуками работы инструментов, подходят к ширме с вывеской «Мастерская».
- Вот мы и пришли в мастерскую. Встаньте удобно, чтобы всем было видно.
- Давайте, как следует, рассмотрим этот игрушечный столик. Из каких частей он состоит? (из 4 ножек и столешницы)
- Посмотрите, какой столик устойчивый, не качается, стоит ровно. Проверьте! (дети пробуют его покачать)
- Почему стол не качается, а стоит ровно? (ножки равные по высоте)
- Какие у стола ножки по высоте? (одинаковые)
- Вы уверены, что ножки одинаковые по высоте? (Да, Нет)
- Надо проверить. А как? (Измерить)
- Чем мы можем измерить? (Линейкой, веревочкой, лентой, меркой)
- Будем измерять меркой ножки стола.
Дети измеряют с помощью мерки и делают вывод, что ножки равные, одинаковые по высоте.
- В мастерской уже сделали столешницы и привезли бруски для ножек, а вот распилить бруски на 4 равные части не успели.
- Мы сейчас сами распилим бруски и сделаем ножки. Проходите к рабочим столам.
Дети садятся за столы, на которых приготовлены для каждого бруски пластилина, стеки, влажные салфетки и доска для лепки, столешницы из картона.
- Представьте что брусок пластилина – это брусок дерева, а стека – это пила. Вам необходимо распилить брусок на 4 равные части. Ножки должны быть равные по высоте!
- Как распилить брусок на 4 равные части? Какие есть предложения?
ГИПОТЕЗЫ: (Надо распилить сначала пополам, а потом еще пополам). (Надо распиливать сразу на 4 части) (Надо согнуть брусок пополам, а потом распилить) и т.д.
Дети выполняют задание, воспитатель наблюдает.
- Проверим, одинаковые ли ножки стола у вас получились?
- Как можно проверить? (измерить, приложить друг к другу)
- Проверяйте! У кого получились все ножки одинаковые?
Воспитатель спрашивает поочередно у каждого ребенка, как делили на части брусок. (проверка ГИПОТЕЗ)
Проблемная ситуация №6
(Дать задание сходное с предыдущим. Доказать, что задание не выполнено.)
- Что вы хотели сделать? (разделить брусок на 4 равные части)
- Какие знания вы применили? (мы умеем делить полоску, умеем делить на части)
- Задание выполнено? (нет)
- Почему? (Мы не умеем делить брусок на равные части)
- Чем мы будем сейчас заниматься? (учиться делить на равные части)
- Подходите ко мне, присаживайтесь на стулья. Сейчас я вам покажу, как делить брусок на 4 равные части. Смотрите внимательно и запоминайте.
Воспитатель демонстрирует деление предмета на 4 равные части (зеркально)
- Если предмет твердый и его невозможно согнуть, как полоску бумаги, чтобы разделить на части. Его можно разделить с помощью мерки. Эту мерку надо изготовить. Для этого берем бумажную полоску, прикладываем ее к бруску, проверяем, совпали ли края бруска и полоски, ставим отметку на полоске, отстригаем лишнее. Теперь делим полоску на 4 равные части путем сгибания. Напомните, как это делать? (сгибаем полоску пополам, затем еще раз пополам) Теперь у меня получилась мерка. Берем брусок, прикладываем мерку, делаем первую отметку, прикладываем мерку к отметке, делаем вторую отметку, прикладываем мерку ко второй отметке, делаем третью отметку. Сейчас я «распилю» брусок на 4 равные части. У меня получились ножки для стола. Проверяем, одинаковые ли по высоте они получились?
Воспитатель приглашает одного ребенка для проверки (проверка условной меркой или способом приложения)
- Вы узнали, как делить брусок на 4 равные части? (Да)
- Сможете сами сделать ножки для стола? (Да, сможем)
- Чтобы вы все правильно сделали и не ошиблись, я приготовила схему деления бруска на 4 равные части.
Воспитатель вывешивает алгоритм на мольберт перед детьми.
- С чего начнем работу? (сделаем мерку) - Что будем делать дальше? (будем прикладывать мерку и делать отметки на бруске) - А потом? (распилим на 4 равные части)
- Я вам предлагаю работать в парах, чтобы сделать столы быстрей. Каждый возьмет карточку с геометрической фигурой, и найдет себе друга с такой же геометрической фигурой на карточке.
Дети разбиваются на пары.
- Проходите, за столы для выполнения работы. Каждая пара возьмет поднос с заготовками для стола. Обратите внимание, что столешницы на подносах разной геометрической формы. Выберите себе ту заготовку, которая соответствует вашей паре по геометрической форме.
Дети выбирают заготовки столешниц в соответствии с их карточками (с круглой, квадратной, трапециевидной, овальной).
- Договоритесь между собой в парах, кто какую работу будет выполнять и приступайте.
Дети работают в парах, воспитатель наблюдает, направляет и оказывает необходимую помощь.
- Я вижу, что вы уже закончили разметку. Я сейчас отнесу бруски плотнику, чтобы он распилил их на части.
Воспитатель уносит за ширму подносы с заготовками. (Звучит фонограмма со звуками работающей пилы).
Дети выполняют физкультминутку.
Воспитатель выносит подносы с распиленными заготовками.
- Ребята, сейчас мы можем сделать столы для маленьких куколок. Измерьте ножки столиков, проверьте, равные ли они по высоте получились, и прикрепляйте столешницу.
(дети прикрепляют ножки к столешнице на двусторонний скотч)
- Получилось сделать столики? (Да)
-Теперь мы можем отправляться в детский сад со столиками для кукол.
- Вот мы вернулись в детский сад.
- Вы смогли выполнить просьбу малышей? (Да, смогли)
- Как вы думаете, понравятся столики ребятам? (Понравятся)
- Почему вы так думаете? (Столики получились красивые, ножки ровные, столы не качаются)
- Как вам удалось сделать такие замечательные столы? (Мы ходили в мастерскую и там научились)
- Что нового вы сегодня узнали? (Мы научились делить брусок на 4 равные части, научились делать мерку, научились делать столы)
- Вы хотите сами отнести эти столы малышам? (Да)
- Попрощайтесь с гостями.
Дети с воспитателем относят столы в младшую группу.