Submitted by Наталья Владимировна Моисеева on чт, 18/07/2019 - 13:14
Урок русского языка, 2 класс
Раздел. Морфология
Урок в разделе по счету - первый
Тип урока: «открытие» нового знания
Тема урока: Глагол как часть речи
Цель/задачи урока(результаты):
Предметные результаты
ученик научится:
- с учетом выявленных существенных признаков находить новую группу слов среди других частей речи;
- давать определение новой части речи; приводить свои примеры;
Ученик получит возможность научиться:
- научиться задавать вопросы к формам глагола
- объяснять правописание слов с орфограммами;
Метапредметные результаты:
Формируются умения:
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы;
- классифицировать слова в группы по самостоятельно выбранному критерию;
- подводить под понятие через доказательство;
- находить в тексте необходимую информацию, заданную в явном виде, применяя выборочное поисковое чтение материалов доступных источников (текст карточек, учебник, словарь…) и представлять её в виде схемы (кластера);
- понимать скрытый смысл пословиц;
- сравнивать текс правила данного в учебнике с самостоятельно составленной опорой;
- участвовать в процессе целеполагания, контроля собственной деятельности на уроке
Личностные результаты:
- самоопределение при выборе домашнего задания;
- сотрудничество при взаимодействие; понимание личной ответственности при коллективной работе
- опыт самооценки собственных учебных действий;
Результаты коррекционной работы:
(использование алгоритма-помощника при опознании глагола как часть речи; работа по образцу)
(Слайд с черным фоном – для выполнения требований СанПиН по общем временным рамкам использования мультимедийного оборудования на уроке)
УРОК
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Ребята, вы знаете, сегодня в Якутии температура воздуха 51 градус мороза! Представляете, какой холод! А школьники не сидят дома, а идут в школу учиться. А вы бы так смогли?
- Ну, с первым заданием, которое я вам приготовила, вы точно справитесь.
Будут играть, будут петь, будут зимовать, слетятся, завертят
Мое решение
___________________________________
____________________________________
____________________________________
Мое решение
___________________________________
____________________________________
____________________________________
Общее решение:
____________________________________
____________________________________
Общее решение:
____________________________________
____________________________________
Коррекционная работа: использование алгоритма-помощника
1. Задай вопрос к каждому слову;
2. Запиши вопрос в карточку.
3. Сверь свой ответ с соседом.
4. Если нужно – исправь.
Проверка: (4 группы слов на слайде)
- К какому решению пришли? (Слова обозначают действие предмета).
СЛАЙД
- Обратите внимание на слова всех 4х вариантов. Что заметили? (слова похожи)
- На какие вопросы отвечают? (Называют вопросы, учитель на доску в кластер вносит карточки с вопросами: Что делать? Что сделать? Что делал(а)? Что сделал(а)? что будет делать? Что сделает?
- Мы с вами говорили, что слова похожи. Тогда почему разные вопросы?
(Слова похожие, вопросы разные --- формы слов)
Вывод: Итак, что теперь знаем о новой части речи? Какое знание открыли? Что помогло? (слаженная работа). Приведите свои примеры.
- Но одно поле в схеме осталось не заполненным. Название группы слов. Какое бы вы предложили название? (Если кто-то из детей называет верный ответ, то говорим: Давайте проверим…)
- А какое название дали ученые? Где можем узнать? Быстро? (учебник - в содержании) Найдите.
- А кто знает, почему эта часть речи получила такое название? Ваши предположения?
- А хотите узнать истину? Узнаем из текста.
- Возьмите в конверте карточку №2. Прочитайте текст. Поставьте (+) напротив того, что вам уже известно. Поставьте (-) напротив того, что вам не известно. Поставьте (?) напротив того, о чём хотели бы спросить.
Карточка 2
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?
Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.
Проверка
- Что было известно?
- Какое знание открыли?
Заполняется последнее поле в кластере.
Значит тема нашего урока какова? (Глагол – как часть речи)
-Что теперь знаем? (… опора на часть кластера)
- Сверим с правилом в учебнике.
- Можем себя похвалить? За что?
- Значит теперь все знаем и умеем?
- Цель урока? (учимся находить глаголы по его признакам среди других частей речи)
- Кто помнит, какое слово у нас вызвало затруднение? Докажите, что это глагол
Вывод: Что же такое глагол?
6 . Этап первичного закрепления. Физминутка
Попробуем применить знания на практике. Играем в Молчанку. Я называю предмет (имя существительное), а вы показываете его действие (ГЛАГОЛ).
Заяц (прыгает)
Медведь (топает)
Птицы (летают)
Рыбы (плавают)
Скороход (бежит)
Лягушка (скачет или квакает)
Гармонист (играет на гармошке)
Пианист (играет на пианино, рояле)
Скрипач (играет на скрипке)
Лентяй (потягиваются).
- Молодцы! Надеюсь, среди вас лодырей нет. Тогда за работу
- Какие глаголы запомнили? Назовите глагол и задайте к нему вопрос.
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
- Давайте потренируемся в нахождении глаголов среди других частей речи. Я буду показывать группу слов, а вы должны будете найти и записать только глаголы. (Пишем в строчку.)
СЛАЙД
- Пурга, пуржит
- Холод, холодный, холодает.
- Свист, свистит, свистун.
- Корм, кормит, кормушки.
- Заморозки, морозно, морозный
Коррекционная работа: использование алгоритма-помощника
Карточка - помощник
Помни!
Глагол
- обозначает действие;
- вопросы: что делать? что сделать?
что делает?
СЛАЙД
Контроль. Эталон на слайде
- Какие орфограммы встретились в словах? Кто может их объяснить?
Самооценка. Как оценим работу? По каким критериям? (правильность; грамотность)
-А что общего в этих группах слов? Докажите. (Однокоренные)
8. Этап включения в систему знаний и повторения
Списать предложение. Указать знакомые части речи.
Б_р_ги нос в б_льшой м_ро_.
(предупреждение ошибок – выделенные буквы)
Коррекционная работа: использование алгоритма-помощника
Карточка - помощник
Помни!
Глагол Существительное Прилагательное
- действие; кто? какой?
- что делать? что? какая?
- что сделать? какое?
- что делает? какие?
Проверка. (фронтально): орфограммы, существительные, прилагательное, глагол (может вызвать затруднение – ставим вопрос, определяем, что это действие); предлог.
-Какие пословице о зиме вы знаете? (Назвать, найти глагол)
СЛАЙД.
Иллюстрация к пословице Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Работа над смыслом пословицы, значением слова проворный
- А что говорит нам токовый словарь?
(после ответа детей один ученик читает значение слова по толковому словарю)
- Какие части речи встретились в пословице?
ВНИМАНИЕ на слова ЛЕНИВОГО, ПРОВОРНОГО (сущ) – загадки русского языка.
-Слова, которые могут быть двумя частями речи? Например, и существительным и глаголом, сущ и прилагательным? Узнаем на следующем уроке.
9. Этап рефлексии учебной деятельности
- Какую цель ставили? Достигли?
-Назовите наши действия на уроке.(…) Какие слова использовали?
- Что теперь знаем о глаголе? Что нам поможет легко восстановить весь материал? (Опора – краткая запись в схеме)
- Чему учились?
- Что помогло открыть новое знание?
- Кто может себя сегодня похвалить? За что?
- А кого из одноклассников похвалите? Почему?
- Все ли теперь знаем о глаголе? (все знать невозможно)
- Ребята, а как думаете, могла бы наша речь обойтись без глаголов? Почему? Значит, для чего в русском языке нужна эта часть речи?
10. Определение домашнего задания.
- Какое бы ДЗ можете предложить? (…)
Задание на выбор.
1. Найти и написать 8 глаголов.
2. Карточка 3. В тексте найти и подчеркнуть глаголы.
3. Карточка 3. Придумать и записать 3 предложения, подчеркнуть глаголы.
4*. Найти слова, которые могут быть разной частью речи
КАРТОЧКА №3
Зимний лес
Ночью выпал снег. Деревья укутались в снежные перины. Кусты превратились в огромные сугробы. Все тропинки занесло пушистым снегом.
На поляну выскочил заяц. Он давно сменил серый наряд на новую белую шубу. Заяц оглянулся вокруг, вытянул свои длинные ушки и прислушался. Послышался тихий шелест. Это ком снега упал с высокой ветки. Заяц испугался и убежал.
- У детской писательницы Татьяны Рик есть серия замечательных книг о частях речи. И одна из них называется «Здравствуй, дядюшка Глагол». Как думаете, почему она, оформляя свою книгу придумала именно такой образ дядюшки Глагола?