«Ставропольский колледж связи им. Героя Советского Союза В.А. Петрова»
(г. Ставрополь, Россия)
Федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования предполагают, в частности, увеличение объема роли самостоятельной работы студентов, широкое применение активных методов обучения, широкий спектр оценочных средств [4].
Лекция-визуализация является одним из активных методов обучения.
Активные методы обучения(АМО) - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты [3].
Современные АМО – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебного процесса, и позволяющие:
активизировать и развивать познавательную и творческую деятельность обучаемых;
повышать результативность учебного процесса;
формировать и оценивать профессиональные компетенции, особенно в части организации и выполнения коллективной работы.[4]
Существенный вклад в развитие теории и практики АМО внесли: М. М. Бирштейн, Т. П. Тимофеевский, Р. Ф. Жуков, И. Г. Абрамова, Ю. С. Арутюнов, Б. Н. Герасимов, В. Ф. Комаров, А. Л. Лифшиц, А. П. Панфилова, В. Я. Платов, Ю. М. Порховник, В. И. Рыбальский, А. М. Смолкин, И. М. Сыроежин, А. В. Хуторской и др.
Рассмотрим классификацию методов активного обучения, предложенную Смолкиным А.М. [3]. Он различает имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным - это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.
Лекция-визуализация является результатом нового использования принципа наглядности, содержание которого меняется под влиянием данных психолого-педагогической науки, форм и методов активного обучения [1].
Психологические и педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет активизировать умственную деятельность, глубже проникать в сущность изучаемы явлений (Р. Арнхейм, Е.Ю. Артьемьева, В.И. Якиманская и другие), показывает его связь с творческими процессами принятия решений, подтверждает регулирующую роль образа в деятельности человека.
Лекция-визуализация учит студентов преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму, что формирует у них профессиональное мышление за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов содержания обучения.[1]
Процесс визуализации является свертыванием мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ; будучи воспринят, этот образ может быть развернут и служить опорой для мыслительных и практических действий.
Любая форма наглядной информации содержит элементы проблемности. Поэтому лекция-визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, то есть с включением активной мыслительной деятельности.
Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента.
Подготовка лекции преподавателем состоит в том, чтобы изменить, переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления студентам через технические средства обучения или вручную (схемы, рисунки, чертежи и тому подобное) [1].
К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения.
Чтение лекции сводится к связному, развернутому комментированию преподавателем подготовленных наглядных материалов, полностью раскрывающему тему данной лекции.
Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний, создание проблемных ситуаций и возможности их разрешения; демонстрировать разные способы наглядности, что является важным в познавательной и профессиональной деятельности. [2]
Лучше всего использовать разные виды визуализации:
натуральные,
изобразительные,
символические,
каждый из которых или их сочетание выбирается в зависимости от содержания учебного материала.
При переходе от текста к зрительной форме или от одного вида наглядности к другому может теряться некоторое количество информации. Но это является преимуществом, так как позволяет сконцентрировать внимание на наиболее важных аспектах и особенностях содержания лекции, способствовать его пониманию и усвоению.
В лекции-визуализации важна определенная наглядная логика и ритм подачи учебного материала.
Для этого можно использовать комплекс технических средств обучения, рисунок, в том числе с использованием гротескных форм, а также цвет, графику, сочетание словесной и наглядной информации.
Важны дозировка использования материала, мастерство и стиль общения преподавателя со студентами [1].
Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину. Возникающая при этом проблемная ситуация создает психологическую установку на изучение материала, развитие навыков наглядной информации в других видах обучения.
Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности, дидактически обоснованной подготовке процесса ее чтения с учетом психофизиологических особенностей студентов и уровня их знаний.
Эффективность воздействия учебного материала на студенческую аудиторию во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения.
Одним из таких приемов, широко используемых в настоящее время для устных выступлений, являются компьютерные презентации, позволяющие акцентировать внимание аудитории на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, графических композиций и т. п.
Следует подчеркнуть важный объективный фактор для широкого внедрения компьютерных презентаций в учебный процесс, а именно: наличие программного средства, позволяющего непрофессионалам в области информатики быстро и просто создавать серию насыщенных информацией слайдов, оформленных в единый слайд-фильм с мультимедийными эффектами. Таким программным средством является Microsoft PowerPoint.
Под презентацией обычно понимают наглядное пособие по представлению части теоретического материала, выполненное в программе Power Point. Чего обычно ждут от применения новых информационных технологий в учебном процессе? Во-первых, повышения эффективности учебного процесса. Во-вторых, улучшение качества знаний студентов, как результата. Под эффективностью я понимаю: скорость передачи и усвоения информации (V); наглядность (Visual), достигаемую визуализацией теоретического материала; объем информации (Volume). Получились три VVV - залог успешного обучения. Все три категории эффективности тесно взаимосвязаны между собой.
Слайды, подготовленные средствами пакета Microsoft Office, объектов OLE-приложений в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления информации. Звуковое сопровождение, возможность разработки в PowerPoint сюжетов игры и занимательности оказывает огромное воздействие на эмоциональное восприятие учащихся, способствуя более глубокому усвоению учебного материала. Вставка видеофрагментов осуществляет межпредметные связи. Структурная компоновка презентации, с применением гипертекстовых ссылок как внутри документа, так и с выходом в Internet развивает системное, аналитическое мышление.
Презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока [6]:
Образовательный аспект: восприятие учащимися учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.
Развивающий аспект: развитие познавательного интереса у студентов, умения обобщать, анализировать, сравнивать. Способствование формированию ключевых компетенций, а также активизация творческой деятельности студентов.
Воспитательный аспект:
воспитание научного мировоззрения;
воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу;
воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Подготовка к уроку
При подготовке к уроку необходимо выделить основные методы изложения материала.
Основные принципы отбора методов:
Соответствие принципам обучения.
Соответствие учебному содержанию.
Соответствие триединой дидактической цели урока и задачам этапа.
Учет реальных возможностей студентов.
Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.
Соответствие уровню методической подготовки учителей.
Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.
Использование принципов обучения присущих активным методам обучения.
1. Принцип равновесия между содержанием и методом обучения с учетом подготовленности студентов и темой занятия.
2. Принцип моделирования. Необходимо преподавателю смоделировать конечный результат, то есть описать «модель студента», завершившего обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен быть подготовлен, в каких конкретно форма должна проявляться его образованность.
3. Принцип входного контроля. Предусматривает подготовку учебного процесса согласно реальному уровню подготовленности студентов, выявления их интересов, установления наличия или потребности в повышении знаний. Входной контроль дает возможность с максимальной эффективностью уточнить содержание учебного курса, пересмотреть выбранные методы обучения, определить характер и объем индивидуальной работы студентов, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.
4. Принцип соответствия содержания и методов целям обучения. Для эффективного достижения учебной цели преподавателю необходимо выбирать такие виды учебной деятельности студентов, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи.
5. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.
6. Принцип непрерывного обновления. Одним из источников познавательной активности студентов является новизна учебного материала, конкретной темы и метода проведения занятия. Информативность учебного процесса, то есть насыщенность новым, неизвестным, привлекает и обостряет внимание студентов, побуждает к изучению темы, овладению новыми способами и приемами учебной деятельности [1].
Темы «Работа с графикой в языке С» или «Виды циклов в языке С» дисциплины «Основы программирования» позволяют использовать различные формы объяснения нового материала, так как изобилует большим количеством геометрических объектов и блок-схем, которые можно наглядно продемонстрировать.
Подготовка презентации – основного элемента лекции-визуализации – необходимо начинать с составления четкой последовательности слайдов и выбора основных вопросов темы. Следует отметить, что важно соблюдать баланс между содержанием и средствами его представления: слишком большое количество текста, обилие анимации воспринимается с экрана также плохо, как и вывод нескольких рисунков в качестве сопровождения полуторачасовой лекции.
Опыт применения компьютерных слайдовых презентаций в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства [5] этого вида обучения:
интеграция гипертекста и мультимедиа (объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов) в единую презентацию позволяет сделать изложение учебного материала ярким и убедительным;
сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание студентов на особо значимых (важных) моментах учебного материала;
использование технологии компьютерной блиц-подготовки студентов к компьютерному тестированию, контрольным работам и другим видам оперативного контроля знаний, позволяет интенсифицировать и персонифицировать процесс повторения заданного материала студентом и ускорить адаптацию к виртуальной среде в случае последующего компьютерного тестирования;
установка учебного материала (лекций, интерактивных справочных материалов) в виде презентационных программ в компьютерных классах позволяет студентам использовать их для дополнительных занятий в часы, отведенные для самостоятельной работы;
компьютерные презентационные слайд-фильмы удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для студентов.
Однако удобство использования представленной системы отнюдь не ограничивается только повышением качества учебного материала и облегчением процесса его изложения. Среди несомненных достоинств данного метода хотелось бы отметить также следующие:
Исключительную простоту и самые широкие возможности редактирования, что позволяет легко изменять дизайн, структуру и содержание презентации вплоть до полной замены всего содержания, - это позволяет использовать готовую презентацию одного курса как основу для быстрого создания презентаций по любому предмету.
Большие возможности в области Интернет-технологий, позволяющие, сохранив презентацию учебного курса как веб-страницу или веб-архив, опубликовать ее в Интернете, сделав доступной для других заинтересованных пользователей как для индивидуальной, так и для совместной работы (либо в режиме веб-обсуждения, либо в режиме реального времени в собраниях по сети). Здесь же необходимо отметить и уникальную возможность проводить учебные занятия (осуществлять вещание презентации) через Интернет. Это позволяет проводить учебные занятия, даже когда студенты находятся в разных местах; также можно записать и сохранить сеанс вещания (урок) для последующего просмотра (повторения, анализа).
Стимулирование активной деятельности студентов не только на уроке (чему способствует более привлекательная форма построения урока как презентации), но и на этапе подготовки учебного материала. Это может быть реализовано при выполнении заданий по поиску в Интернете исходных материалов (текстовой информации, фото-аудио-видео фрагментов) по конкретной изучаемой теме, созданию оригинального проекта их использования, реализации проекта в форме презентации и собственно презентации проекта. При выполнении подобных заданий, требующих участия нескольких учеников, выполняющих каждый свою часть задания эффективно реализуются новые технологии обучения, - в частности, технология "Обучение в сотрудничестве", предполагающая умение работать в команде, распределять роли.
Выводы
Помимо бесспорных достоинств использование компьютерных презентаций в учебном процессе, сопровождается и рядом сдерживающих объективных и субъективных факторов: отсутствие готовых учебных презентаций, ориентированных на конкретные предметы, недостаточно высокая информационная подготовка преподавателей-предметников, не позволяющая им самостоятельно разработать или адаптировать презентацию к своим лекционным или практическим занятиям.
Достоинства метода использования Microsoft PowerPoint в учебном процессе в качестве основного носителя учебной информации и основного средства ее представления наверняка не исчерпываются вышеприведенными фактами, которые являются скорее первыми впечатлениями от пока еще небольшого (в силу причин недостаточной технической оснащенности) опыта применения данной системы. Несомненно, при его дальнейшем использовании возможности применения данного метода в учебном процессе будут еще больше расширяться, но даже беглый анализ первого опыта говорит о его перспективности.
Список используемых источников
Погребная Е. Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения. – URL https://lektsii.org/8-47520.html
Беленкова И.В. Дистанционные образовательные технологии как один из основных видов современной образовательной технологии // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 20 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2015г. - Том I. 355с.
Смолкин А. М. Методы активного обучения. – М.: Высшая школа, 1991. – 176 с.
Зарукина Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
Черткова Е. А. Использование компьютерных презентаций в учебном процессе. – URL http://www.ito.su/1998-99/g/chertkova.html, Московский банковский институт
Губина Т. Н. Мультимедиа презентации как метод обучения // Молодой ученый. — 2012. — №3. — С. 345-347. — URL https://moluch.ru/archive/38/4465/