Лисина О.А. Сценарий и презентация к уроку МХК "Благотворительность". 2019 г.
Submitted by ольга лисина on Fri, 28/06/2019 - 16:40
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №40 Г. ТОМСКА
Никитина ул., д. 26, Томск, 634061, тел. (3822) 26-23-90, тел/факс (3822) 44-24-38, e-mail
yandex.ru
ИНН 7017024468, КПП 701701001, БИК 046902001
Урок Мировой художественной культуры
по теме «Благотворительность»
в 8 классе
Автор: Лисина О.А.,
учитель МХК
МАОУ СОШ №40
Г.Томска
2019 год
Урок Мировой художественной культуры
по теме «Благотворительность»
в 8 классе
ФИО: Лисина Ольга Александровна
Название учреждения: МАОУ СОШ №40 г. Томска
Редактор, среда: текстовой редактор MS Word, редактор для создания презентаций Power Point
Медиапродукт: авторская презентация
Тема: Благотворительность
Полное название разработки: урок мировой художественной культуры по теме «Благотворительность» в 8 классе
Область применения: урок Мировой художественной культуры
Номинация: проблемно-эвристический урок
Возрастная группа: 8 класс
Цель: Создать условия для расширения знаний о роли благотворительности в современном обществе и о возможности собственного участия в этой деятельности.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование уважительного и заботливого отношения к тем, кто нуждается в помощи.
Предметные:
Создавать условия для восприятия произведения искусства, выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности;
Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами.
Метапредметные:
Овладение логическими действиями сравнения, анализа и обобщения
Умение осуществлять поиск и обработку информации.
Тип урока: комбинированный урок.
Организация форм деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах
Ведущей деятельностью данного урока является организованная эвристическая беседа, материал изложен с использованием проблемных вопросов и заданий.
Задачи:
Образовательные:
1.Раскрыть понятие «благотворительность», “милосердие”, «меценат».
2. Уметь давать нравственные оценки поступкам людей.
Развивающие:
1. Развивать умения формулировать определения понятий.
2. Развивать умения анализировать и сопоставлять.
Воспитательные:
Сформировать у учащихся собственное отношение к благотворительности.
Вызвать интерес к благотворительной деятельности в Томской области;
На занятии используется медиапродукт в виде наглядной презентации. Это целесообразно, так как одновременное изложение необходимых сведений и показ демонстрационных художественных и музыкальных фрагментов повышает эффективность усвоения учебного материала. Количество предлагаемой информации увеличивается, уменьшается время подготовки материала к подаче, то есть учебно-воспитательный процесс становится более интенсивным. Наглядно-иллюстративный материал медиапродукта развивает наглядно-образное мышление. Повышается уровень культуры восприятия художественных произведений и компетентность учащихся.
По специфике урока физкультминутка как таковая отсутствует, её заменяет динамическая пауза. Это обоснованно тем, чтобы не нарушить целостность и общую интонацию урока. Двигательная активность организована за счёт перемещения по классу для работы в группах.
Урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс:
1 этап – Организационный этап (2 мин) задает общее настроение последующих 45 минут, определяя ключевые действия учащихся на уроке. С этого момента учащиеся включаются в дальнейший процесс.
2 этап - Мотивационно – побудительный (5 мин). Учащимся предлагается познакомиться и проанализировать произведения искусства по теме. Используется жизненный опыт учащихся, их начальные знания по теме урока. Проводится в виде диалога.
3 этап – Актуализация знаний (7 мин). Начинается с постановки проблемной ситуации, вовлечения учащихся к её постановке. Благодаря последовательности вопросов учащиеся приходят к определению темы урока, выявляют свои знания по данной теме.
Динамическая пауза (1 мин). Учащиеся пересаживаются для работы в группах. Смена вида деятельности, снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.
4 этап - Постановка учебной задачи. Восприятие и расширение имеющихся представлений (15 мин). Учащимся предлагается прослушать сообщение учителя по теме, выполнить работы в парах и практическую работу в группах, определить и записать основные понятия из предложенных источников.
5 этап - Первичное закрепление материала (10 мин). Учащиеся представляют итоги работы в группах (запись результатов на доске), отвечают на вопросы по теме, опираясь на знания, полученные на уроке.
6 этап - Заключительный. Рефлексия. Информация о домашнем задании (5 мин). Учащиеся высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального состояния. Даётся информация по домашнему заданию и инструкция по его выполнению.
Сценарий урока
Организационный этап (2 мин)
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшнюю нашу встречу начнём с музыкального произведения. Я желаю всем нам хорошей плодотворной работы.
Мотивационно – побудительный этап (5 мин)
- Послушайте старинный русский романс А.Алябьева. (звучит романс)
Слайд №2
- О чем этот романс? Какие чувства он вызывает?
(Ответ: о певице, которая когда-то была успешной, а теперь стала больной и нищей.)
Слайд №3
- Этот романс называется «Нищая». Проблемный вопрос. А кого называют нищими?
Актуализация знаний (7 мин)
- Тема нищих широко отражена в искусстве. Проанализируйте картины, что общего между ними? (Ответ: мотив просьбы милостыни с протянутой рукой)
Слайд №4-5
- Как вы понимаете слово «милостыня», подберите к нему однокоренные слова.
Слайд №6
Работа в парах
- Как часто мы слышим эти слова? Где вы встречались с ними? Приведите примеры (Ответ: можно услышать в церкви; сёстры милосердия; в строчках стихотворения Пушкина «Памятник»)
Слайд №7
- Что такое милосердие, в каких поступках оно проявляется – это актуальный вопрос. Что значит быть милосердным? (Ответы: забыть о личной выгоде; идти на уступки, забывая причиненные обиды; уметь выслушать; подавить страх (приходя в больницу не думать о том, что можно заразиться болезнью; находить час для чужих проблем (навещать родственников и знакомых – престарелых, инвалидов, сирот); помогать в простых повседневных вопросах (показать адрес, предостеречь об опасности; помочь человеку с ограниченными физическими способностями).
Работа в парах
- Подберите синонимы к слову милосердие (Ответ: сострадание, гуманность, благотворительность)
Слайд №8
- Сегодня мы поговорим о благотворительности (запись темы урока)
Слайд №9
- У французского художника Адольфа Бугро есть картина «Благотворительность». Рассмотрите её внимательно. Какие чувства она у вас вызывает?
Слайд №10
Постановка учебной задачи. Восприятие и расширение имеющихся представлений (15 мин)
- Слово благотворительность произошло от корня «благо». О каком благе говорится в евангельской притче «Лепта вдовицы»?
Работа с текстомв парах («Лепта вдовицы», поиск информации и понимание прочитанного).
Слайд №11
- Что поучительного вы нашли для себя? Какое новое знание получили? (Ответ: значение слова «лепта», фразеологизм «внести свою лепту»)
Слайд №12
- «Лептой вдовицы» называют всякое скромное пожертвование, сделанное от чистого сердца. Выражение «внести свою лепту» означает: сделать свой, пусть небольшой, посильный вклад в общее дело.
- Подумайте, где сегодня можно «внести свою лепту», пожертвовать? Приведите примеры. (Ответ: кружки для пожертвований находятся в храмах, в магазинах и аптеках).
Слайд №13
- Как вы думаете, благотворительность - это современное явление или она появилась давно? (Ответ: появилась давно)
- История хранит яркие примеры благотворительности людей, которые зачастую заботились сначала о духовном благосостоянии народа, а затем о своём материальном достатке.
Динамическая пауза, 1 минута. Учащиеся пересаживаются в группы.
Первичное закрепление материала (10 мин).
Практическая работа в группах
- Сейчас каждая группа изучит информацию в тексте и представит «Портрет благотворителя». Кем он был, и какой вклад внёс в благотворительность?
Работа с текстами в группах.
Выступление групп – защита своих работ (запись результатов на доске):
1 гр. – императрица, знатная, богатая
Слайд №14
2 гр. – меценат - деятель культуры и искусства, патриот
Слайд №15
3 гр. – сёстры милосердия, служители церкви
Слайд №16
Слайд №17
- Благотворительностью могут заниматься ОБЫКНОВЕННЫЕ ЛЮДИ
Слайд №18
- Как мы видим, эти люди очень разные. Но чем же они похожи? (Ответ: желанием помочь ближнему, протянуть руку помощи)
Слайд №19
- В очерке «Добрые люди Древней Руси» русского историка В.Ключевского есть такие строки:
…Когда встречались две древнерусские руки, одна с просьбой Христа ради, другая с подаянием во имя Христа, трудно было сказать. Которая из них больше подавала милостыни другой: нужда одной и помощь другой сливались во взаимодействии братской любви обоих. Вот почему древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную благотворительность, милостыню, подаваемую из руки в руку…
- Кому сегодня нужно протянуть руку помощи? Кто нуждается в ней? (Ответы записываются на доску:
старые люди
больные люди
инвалиды
дети
животные
природа
пострадавшие в катастрофах
- Кто организовывает эту помощь? (Ответ: благотворительные фонды)
Слайд №20
- О каких фондах вы слышали? (Ответ: Благотворительный Фонд имени Алёны Петровой «Обыкновенное чудо», Благовест и др.)
Слайд №21
Слайд №22
- Согласны ли вы с мыслью, что благотворительность должна подкрепляться конкретными делами? Обоснуйте свой ответ, приведите примеры.
- В каких благотворительных акциях вы принимали участие? Какие
благотворительные акции проходят в нашей школе?
Слайд №23
(Обсуждение в парах. Запись ответов)
Слайд №24
Слайд №25
Слайд №26
Чистая тропа – экологическая акция
Дети-детям – помощь онкобольным детям
Подари частичку доброты – помощь больным детям
Подари книгу – помощь библиотек ам
Благотворительные концерты ветеранам
Заключительный этап. Рефлексия. Информация о домашнем задании (5 мин)
- Русская благотворительность всегда основывалась на бескорыстии – "Всякому просящему у тебя, давай, и от взявшего твоё не требуй назад".
Слайд №27
Итог урока
- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? (Ответ: о милосердии и благотворительности). Смогли мы дать определение слову благотворительность? Мы достигли цели? Поднимите руку, кто считает, что достигли?
Оценивание результатов (В том числе и эмоциональная реакция)
Слайд №28
- Поблагодарите друг друга за хорошую работу! И я вас благодарю!
Домашнее задание (дифференцированное, по выбору 1 или 2 задание)
Слайд №29
1. Нарисовать символ благотворительности
2. Составить синквейн по теме урока:
Милосердие
Бескорыстный, добрый
Помогает, спасает, утешает,
Где тяжело, будь там
ответственность
Список литературы:
Библейская энциклопедия. 3-е изд. М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
Вяземский П.А. «Письма русского ветерана». Полное собрание сочинений, т. VI, СПб.,1881, с. 433-434.
Журнал «Вестник благотворительности» №1, 1901 г. изд. Институт проблем гражданского общества, 2000 г.Екатерина Великая как благотворительница // Меценаты – 2003 – № 7.
Курлов М.Г. Исторический очерк деятельности Томской Общины сестер Милосердия, за первое пятнадцатилетие. 1892-1907
Соколовский М. Н. Екатерина Великая как благотворительница /// "Вестник благотворительности" – 1901 – № 1. (Издано Институтом проблем гражданского общества в виде брошюры в 2000г.)