Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Самоанализ интегрированного урока алгебры и информатики по теме: «Вычисление значений функции по формуле»

Submitted by Елена Владимировна Шмакова on Fri, 21/06/2019 - 02:09

Самоанализ интегрированного урока алгебры и информатики по теме: «Вычисление значений функции по формуле» в 7 «А» классе учителей математики и информатики основной школы № 4 имени Ю.А.Гагарина учителя математики Шмаковой Е. В. и учителя информатики Худяковой Л.М. Наше педагогическое общество находится в настоящее время в условиях внедрения современного образовательного стандарта, одним из основополагающих аспектов которого является метапредметный подход в обучении. Причиной актуальности этого вопроса является тот факт, что на выходе из школы выпускники не всегда могут применить свои знания и умения по одним предметам на других или в реальных жизненных ситуациях, то есть их знания не складываются в единую систему. Считаем, что сегодня необходимо развивать у учащихся способность решать возникающие в жизни проблемы на основе имеющихся знаний и умений. Эту задачу как раз и решает реализация метапредметного подхода в обучении. Самым «метапредметным» из всех школьных предметов является информатика благодаря универсальности её содержания и результатов обучения. Умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики, являются инструментом в процессе познания и самореализации на других школьных предметах. Понятие метапредметности прямо связано с понятиями межпредметности и интеграции. Мы решили проследить эту связь на примере использования метапредметных возможностей информатики в преподавании алгебры. На своем уроке мы использовали несколько вариантов продуктов реализации интегрированных проектов по математике и информатике. • Наглядные иллюстрации, таблицы, формулы, оформленные в WORDе для демонстрации прикладной направленности математики. • Авторская презентация для закрепления и обобщения учебного материала по теме «Вычисление значений функции по формуле» и для демонстрации прикладного характера предмета. • Вычисление значений функции по формуле с использованием электронной таблицы EXCEL. Возможностей использовать информационные технологии в математике больше, чем в других дисциплинах. Когда школьники изучают соответствующий учебный материал на уроках информатики, им приходится создавать соответствующие ресурсы на основе полученных на уроках знаний и умений. Для их закрепления как раз и служат интегрированные уроки совместно с информатикой. Это позволяет ученикам оценить интеллектуальную ценность и универсальность информационных технологий. На своем уроке мы использовали следующие информационные принципы: - принцип информационного моделирования; - принцип информационного управления; - принцип нелокальности информационных взаимодействий; - принцип универсальности. При выборе формы урока мы руководствовались тем, что информатика при «метапредметной» трактовке сыграет фундаментальную роль в интеграции алгебры, т.к. направлена на формирование метапредметных и личностных результатов. Метапредметный урок позволяет многогранно рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью. Пояснительная записка к авторской презентации Данный материал представляет собой интегрированный урок по алгебре и информатике в 7 классе по теме: «Вычисление значений функции по формуле», с сопровождением в виде презентации. Цель презентации – помочь учителю в организации актуализации знаний, самостоятельной работы учащихся, проведение текущего и тематического контроля. Материал соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта. Работа предназначена для корректирования и контроля знания учащихся по изучаемой теме. Предлагаются задания для отработки вычислительных навыков. В мультимедийной презентации представлены задания для повторения теоретического материала, устного счета, самостоятельной (проверочной) работы, а также их решения, позволяющие сразу проанализировать результаты. Следующий слайд содержит ключ к ответам, его учитель открывает после того, как учащиеся обменялись в парах тетрадями, или произвели самопроверку, чтобы проверить правильность решения. Возможно применение заданий в форме устной или парной работы на обобщающем уроке по теме. Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний (алгебра) и открытия новых знаний (информатика). Цели • Повторить: определения функции, области определения функции, области значений функции. • Вырабатывать умения находить значения функции по формуле и находить область определения функции. Задачи: Образовательные: • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах; • сформировать навыки самостоятельной работы; • систематизация полученных знаний. Развивающие: • развитие аналитико-синтезирующего мышления, формирование умений наблюдать, делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели. Воспитательные: • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к алгебре и информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры; • вырабатывание желания к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания. Планируемы результаты: I. Предметные: - научить находить значения функции по формуле и находить область определения функции. II. Метапредметные: 1. Познавательные УУД: - формировать умение представлять информацию в виде таблицы и алгоритма; - формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии и делать выводы. 2. Регулятивные УУД: - формировать умение концентрировать внимание; - закреплять умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенное задание. 3. Коммуникативные УУД: - формировать умение работать в группе, в паре; - учить приёмам представлять результат своей деятельности и результат деятельности класса. III. Личностные результаты: - формировать положительную мотивацию к обучению; - пробудить интерес учащихся к алгебре и информатике. Оборудование урока: индивидуальные карточки с заданиями; рабочие тетради и учебник; алгоритм выполнения задания; карточки с домашним заданием по информатике; анкета самооценки деятельности на уроке; классная доска; компьютеры; мультимедийный проектор, экран. Характеристика класса: В 7 классе 22 человека, на уроке присутствовало 16 человек. Класс биполярный, есть как «слабые», так и с уровнем успеваемости «выше среднего». Условно мы оцениваем класс, как «средний» по результатам проведенных тестов, контрольных работ и по текущему мониторингу. Данный класс не отстает от предусмотренного ранее темпа продвижения в рамках программы. Место урока в изучаемой теме Данный урок является третьим по теме алгебры «Вычисление значения функции по формуле» и, вторым по теме информатики «Электронные таблицы». Материал алгебры дает возможность использовать полученные знания в работе с электронными таблицами. Для решения задач урока была выбрана, на наш взгляд, рациональная структура, которая была логичной, последовательной. Главным был не переход от одной структурной единицы к другой, а смена активных видов деятельности, объединенных одним сюжетом. Главный акцент урока был сделан на то, что вычисление значения функции по формуле рациональнее осуществлять с помощью электронных таблиц. Нужно было наглядно показать учащимся, что информатика – это мощный вычислительный инструмент, позволяющий ускорить процесс вычислений, а значит, оптимизировать учебный процесс. Информатика не может быть без межпредметных связей. Переход от алгебры к информатике произошел с помощью проблемной ситуации, которая мотивировала поиск нахождения ответа и к выполнению практической работы. На данном этапе прослеживалась межпредметная связь. Ребятам было предложено вычислить значение функции и оформить в виде таблицы с шагом 1; 0,5; и 0,1 с областью определения от -3 до 3. С целыми значениями ребята справились довольно быстро, а с дробными - заняло много времени. Процесс специально был приостановлен, и учитель информатики наглядно продемонстрировала для всего класса с помощью проектора, как электронные таблицы экономят время при вычислениях. Методы организации урока: наглядный, словесный, частично – поисковый, демонстрация практической работы, организация упражнений для развития умственных и практических умений. Приемы, применяемые для достижения поставленных задач на уроке: словесные (беседа, работа с учебником), практические, использование раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, работа по заданному плану, демонстрация выполненной работы. На уроке применялись разнообразные формы работы: фронтальная, индивидуальная. Фронтальная работа проводилась на этапе актуализации по обобщению и систематизации знаний – ребята отвечали на поставленные нами вопросы. Индивидуальная форма работы - выполнение проверочной и практической работ. При затруднении выполнения работы по алгоритму нами оказывалась помощь учащимся. Контроль за усвоением знаний и умений учащихся осуществлялся в следующих формах: вербальный – на протяжении фронтального опроса и выполнения практической работы; зрительный – просмотр выполнения домашнего задания. Оценка деятельности учащихся осуществлялась в конце фронтальной работы и в конце индивидуальной. Данный урок является одним из системы уроков по алгебре и по информатике в 7 классе. В начале урока основной целью было быстро включить учащихся в деловой ритм, были актуализированы знания, необходимые для работы над материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся. В процессе первичного закрепления, задания решались с комментированием. Например, среди ряда пословиц нужно было выбрать пословицы с функциональной зависимостью. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой учащиеся строили рассуждения. При работе в парах учащиеся развивали свою коммуникабельность, формировали умение работать в паре. При выполнении проверочной работы каждый ученик смог себя проверить, осознать: все ли он понял по данной теме. Считаю, что на данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что изученный материал им освоен (или не освоен), о чем свидетельствовали результаты их взаимопроверки. В ходе проведения проверочной и практической работ удалось создать условия, обеспечивающие процесс самостоятельного применения знаний и способов действий. Они состоят из: - индивидуальной проверочной работы; - контроля, самоконтроля, самооценки, взаимопроверки; - практики под руководством учителя, коррекции. Нами были созданы условия, требующие от учащихся пробы своих возможностей самоопределения, самоутверждения, самооценки (развитие рефлексивных качеств). Учащиеся на этом этапе работали практически самостоятельно. Роль учителя на данном этапе заключалась в координации и консультации (индивидуальной). Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, взаимоконтроля. Использовались следующие принципы: принцип научности, принцип наглядности, принцип последовательности в овладении нового материала, принцип доступности, принцип прочности. Функциональный аспект Данный урок построен в соответствии с возрастными особенностями учащихся 7 класса. Большинство ребят этого класса активны, работоспособны, могут выполнять творческие задания. Предложенные задания на уроке были ориентированы на развитие интеллектуальных возможностей учеников. Особое внимание необходимо было уделить индивидуальной работе учащихся при работе над практическим заданием, так как некоторые из ребят имеют рассеянное внимание и недостаточно хорошо работают самостоятельно. По нашему мнению, на уроке создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. Тема урока отражает теоретическую и практическую часть урока и понятна учащимся. Целеполагание было определено учащимися в результате диалога с классом. Последующая деятельность ученика осознавалась ими как своя собственная. Физминутка проводилась без особых физических упражнений. Движение детей было осуществлено во время перехода к практической части за компьютером. У каждого ребенка был свой номерок, который «привязан» к номеру компьютерного места. Задача учащихся – правильно найти и занять свое место для практической работы. Этап подведения итогов. Дидактическая цель – анализ, самоанализ и оценка успешности достижения планируемых результатов. Со стороны учащихся мы почувствовали проявление заинтересованности в работе, стимулирование к личным достижениям. Этот этап послужил адекватности самооценки учащихся оценке учителя, получение ими информации о реальных результатах своей деятельности. Такое настроение помогло учащимся реально заполнить анкету самоанализа. Очередной этап – задание на дом. Домашнее задание по алгебре – отработка навыков вычисления, а по информатике – творческим, на индивидуальных карточках. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, оно дано с комментированием. Завершающий этап – рефлексия. На этапе рефлексии учащиеся подвели итоги, получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов, оценили свои знания, увидели, что они не усвоили и над чем стоит еще поработать. Рефлексия проводилась с помощью приема «Лестница успеха». Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке («нуждаюсь в помощи», «нужно еще повторить», «уверен в своих знаниях») он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты Анализируя результаты рефлексии урока, можно сделать вывод, что основная масса учащихся усвоила данную тему алгебры и информатики. Хотя есть учащиеся, которым затруднительна тема и с им нужны индивидуальные дополнительные занятия. Аспект оценки конечного результата урока Частая смена видов деятельности, психологический комфорт обеспечивал высокую работоспособность учащихся в течение всего урока. Мотивация учащихся поддерживалась и развивалась за счет интересного учащимся тематического содержания урока, атмосферы непринужденности, работы на компьютере. Ученики были активны и вместе с тем дисциплинированны. Для связи с дальнейшими уроками, учитель информатики, в конце практической работы наводящими вопросами подвел учащихся к мысли о том, что просто вычислить значение функции по формуле мало, нужно научиться еще и загружать формулу в электронную таблицу, а для этого необходимы дополнительные знания, которые дети приобретут на последующих уроках, тем самым была создана еще одна проблемная ситуация. Рациональность использования времени на уроке и предупреждение перегрузки обеспечивались формой и структурой урока. Мы считаем, что такие интегрированные метапредметные уроки удачны – видны не только знания учащихся, но и сами учащиеся с интересом используют свои знания. Таким образом, план урока выполнен, цели реализованы. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.


»  Tags for document:

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн