Использование активных методов обучения на уроках английского языка
Submitted by Галина Николаевна Устинова on вс, 12/05/2019 - 10:44
Эпиграфом к своему выступлению я выбрала слова Конфу́ция — древнего мыслителя и философа Китая. Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, вовлеки меня — и я научусь. Совершенно очевидно, что наибольшая эффективность образовательного процесса достигается в условиях активизации учебной деятельности учащихся. Именно поэтому мой опыт сосредоточен на использовании активных методов обучения.
В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Новые ФГОС и национальный проект образования указывают на то, что для достижения поставленных целей необходимо усовершенствовать формы организации образовательного процесса, внедрить новые технологии и методы обучения, повысить мотивацию школьников к обучению. Формирование универсальных учебных действий является основной задачей образования. В ходе обучения ученик должен не просто приобрести набор предметных знаний, но и уметь применять эти знания в реальной жизни, иметь сформированные навыки самообразования, набор ключевых компетенций, которые помогут во взрослой жизни. Учащийся должен быть мотивирован на постоянное продолжение обучения на протяжении всей жизни.
Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. АМО способствуют формированию положительной учебной мотивации, развивают творческие способности учащихся, активно вовлекают учащихся в образовательный процесс, раскрывают личностно-индивидуальные возможности учащихся, развивают нестандартное мышление, повышают познавательную активность учащихся, позволяют с большей эффективностью усваивать большой объём материала. Кроме того активные методы обучения развивают коммуникативные качества личности, умение работать в команде, вести совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свою позицию и прислушиваться к чужому мнению, нести ответственность за себя и команду. О некоторых из таких методов, которые я использую на уроках, мы поговорим сегодня.
Изучение английского языка – дело сложное, трудоемкое, но очень интересное и увлекательное. Общеизвестно, что знание лексических единиц, знание слов является одним из главных составляющих при изучении любого языка. Лексика - это фундамент изучения иностранного языка. Чем больше мы знаем слов, тем лучше. Слушать, писать, переводить, говорить на английском языке невозможно без знания определённого количества слов.
Для запоминания английской лексики на начальном этапе обучения я использую такой активный метод, как стихи-договорки.
Стихи-договорки – это небольшие рифмованные рассказы или стишки на русском языке, в которые зарифмованы иностранные слова. Договорки вызывают огромный интерес и как следствие высокую мотивацию.
Вот, например, договорка по теме « Кем ты хочешь стать?»
Говорила сыну мама:
Дедушка твой фермер — farmer,
А тебе, сын, стать важнее
Инженером, engineer
Возражал ей папа:
"Разве?
Много есть профессий разных.
Может больше будет прока
Если стать рабочим, worker
Бабушка, услышав, села:
"Моряком он будет, sailor.
Ну, а моряком не станет,
Значит будет летчик, pilot.
Дед вмешался: "Вы не правы!
Будет внук водитель, driver.
А захочет, так учтите,
Будет он учитель, teacher"
На средней и старшей ступени обучения я использую мини-проект «Игра в «любимые»/«нелюбимые» слова»
1. На доске составляется список (не)любимых слов по теме. Ученики аргументируют свой выбор:
I (don’t) like the word “…”
because it’s difficult (easy) to write ( spell, pronounce, remember ) it.
2. Слова из общего списка зачитываются вслух. При этом меняется тембр, высота голоса, интонация, мимика, жесты. Разнообразие приветствуется.
3. К следующему занятию дается задание составить «речь», в которой будут использованы все «любимые» / «нелюбимые» слова
4. На следующем занятии речи зачитываются вслух.
Запоминание слов может стать увлекательным процессом, если подойти к нему творчески. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.
Движение – это нормальное состояние для ребенка. «Диктант-на-бегу» направлен на формирование и развитие навыков письма в интеграции с навыками чтения и аудирования. Этот метод заключается в следующем. Один и тот же текст размещается в классе в разных местах. Ученики идут к одному из них, запоминают первое предложение, затем идут к своему месту и записывают это предложение в тетрадь. Чтобы записать следующее предложение они должны найти другой текст.
Особое удовольствие этот метод доставляет, если учитель выбирает труднодоступные места в классе (например, под раковиной, под доской, за шкафом …).
Можно использовать тексты с пропусками или тексты, в которых часть понятий заменена картинками.
Работу по этой технологии можно организовывать со 2-го по 11-й класс, постепенно усложняя содержание текста и увеличивая количество предложений и их объем. Вот, например, такой текст я использую во 2 классе:
“Hi! My name is Tom. I am from America. I have got a sister. Her name is Ann. We like to play with toys.”
Еще один из активных методов, который я применяю в своей работе – это технология “Learn-Stations”.
Цели: овладение компетенциями:
- самостоятельной работы с иноязычным текстом;
- самостоятельное приобретение знаний;
- самостоятельное определение ритма работы;
- сознательный выбор степени сложности выполняемого задания;
- самооценка;
- регулирование собственным учебным процессом;
- работа в сотрудничестве / команде.
На столах (stations) (желательно сдвоенных для групповой работы), разложена информация и материалы с разработанными к ним заданиями. На каждой «остановке» - задания. Учащиеся могут самостоятельно устанавливать очередность выполнения заданий. Но при этом часть остановок являются «обязательными», материалы которых должны выполнить все (материал учебного плана), а часть – «по требованию» с играми, упражнениями, а также с заданиями повышенного уровня. В начале урока учитель, перемещаясь от стола к столу, дает информацию об «остановках»: какие из них обязательные, какие – по выбору, планируемые результаты, знакомит учащихся с контрольным временем и способом проверки выполнения задания. Ученики получают маршрутные листы, подписывают их, определяют свои предпочтения и начинают работу по станциям. Ответы на задания учащиеся проверяют по ключу, результаты фиксируются в маршрутном листе.
Я применяла этот метод, работая над темами «Место, где мы живем» и «Хобби». Мои ученики, в основном, работают на таких станциях: “Vocabulary Station”, “Grammar Station”, “Reading Station” и“Speaking Station”. Вот какие разноуровневые задания были предложены ученикам.
Vocabulary station “5”
Task 1. Complete the sentences with the words.
through, thematic, documentary, sad,
fond, proud, full
1. Are you …..of travelling?
2. My mother is …..of my progress in English;
3. My stamp collection is …..· I love birds
4 . I love ….films _about animals ...
5. The bag is ……of presents
6. It's a ….train, so we don't have to change.
7. I was unhappy yesterday. My sister was very ….
too.
Task 2. Choose the right word.
1 . Where do you keep your ….. of badges? (calleetor/
collection)
2. I didn't like their….. . (perform/performance) .·
3. My father is a real ….. in gardening. (specialize/
specialist)
4. When did you begin to ….. toy cars? (collect/collection)
5. What is the ….. of your collection? (thematic/
theme)
6. When do you ….. Christmas? (celebrate/celebration)
7. Is he a successful …..? (write/writer)
Vocabulary station “4”
Task 1. Match the words.
1.Монета
2. Представление
3. Иметь большой успех
4. Создавать
5. Коллекционер
6. Скучный
7.Использовать чье-либо воображение
8. Быть полным чем-либо
9.Где бы ни
10.Решать
wherever
b) to decide
сollector
to use one`s imagination
рerformance
to be full of smth.
сoin
to create
to have great success
j) boring
Task 2. Find the odd word.
1. fiction, novel, story, history, poem
2. library, cinema, collection, theatre, church
3. friendly, comfortable, nice, boring, happy
4. audience, stage, ticket, scenery, screen
5.ballet, easy, opera, play, film
Grammar Station. “5”
Task 1. Complete the sentences with the right prepositions. (in, at, on, of)
1 . Let`s meet ….. quarter past five
2. I was born …..the 1 st of September.
3. Have you ever taken part ….. school performances?
4. My mother works ….the theatre.
5. She was a success ……the school concert.
Task 2. Choose the right word.
1. The TV programme is not very good. There are ….. cartoons.
a) little b) a little c) much d) few
2. There was…. food in the fridge. It was full of it.
many b) much c) little d) few
3. I know …..about this actor. I know only his name.
little b) few c) many d) much
4. There are ….. old houses in our town. · Two, I think.
much b) few c) little d) many
5. Nick has got a glass full of orange juice but his sister has got… juice, just a half.
a) few b) fewer c) many d) less
Grammar Station “4”
Task 1. Complete the sentences with some or any.
I have … cheese.
Is there … sugar in the cup?
Are there … pencils in the box?
There are … eggs on the plate.
I don’t drink … milk. I like tea or coffee.
Task 2.Complete the sentences with say or tell
"I am here," she … .
Do not … a word to me.
What did you ….?
He always … the truth.
… me where you live, please.
Reading station “5”
Readingstation “4”
Работу по технологии «Автобусная остановка» можно начинать со 2-го полугодия 5-го класса.
Организация работы проводится следующим образом: перед доской ставятся рядом 3-4 стула в виде скамейки. В качестве указателя можно использовать, например, вешалку-стойку, на которую вешается табличка “Bus Stop”, можно указать и номера маршрутов. Нужна еще пустая коробка конфет, которая наполняется карточками-«конфетами». На карточках записываются фразы, инициирующие тему диалога.
На начальном этапе на доске предварительно записываются начальные фразы диалога, которые дети постепенно запоминают и в последствие воспроизводят по-памяти:
P1: Hello.
P2: Hello, my name is (name).
P1: Pleased to meet you, (name). I’m (name).
P2: Are you waiting for the bus?
P1: Yes. How about some sweets?
P2: Thankyou.
Один ученик при этом предлагает другому «конфету», т.е. свернутую карточку с фразой-импульсом, он ее разворачивает и зачитывает тему последующего диалога. При этом, как и в повседневной жизни, ученик может сменить тему диалога. Задача – поддерживать связанный диалог как можно дольше.
В качестве фраз-импульсов можно использовать одну из следующих:
- Excuse me, is this (object) yours? Can I have a look please?
- Excuse me, why are you smiling?
- Your (object) is really beautiful. Is it new?
- Hey! Look at that boy over there. What is he doing?.
- Listen! Can you hear that? It’s coming from that old bag over there. What’s in it?
- I’m on my way to school, you know. I’m in the 5th grade. We are … pupils. …
- I’m on the way to the supermarket, you know. I’dliketobuy … .
Если учащиеся испытывают трудности, то могут в любое время прервать диалог:
P1: Oh, here comes my bus. I have to go. Nice talking to you. Bye.
P2: Goodbye.
Работая над развитием навыков монологической речи, я использую прием «Карусель». Учащиеся работают в парах. На доске пишется план высказывания. Пункты плана распределяю среди учащихся. Когда пара высказалась по своему пункту плана, то переходит к другому. За урок ученики каждой пары высказываются практически по всем пунктам плана, что дает им возможность лучше подготовить свой монолог. Например, по теме “America. Political Outlook” в 8 классе предлагаю учащимся такие пункты плана:
The US Constitution:
what the word “constitution” means;
why Americans need a constitution after the Revolutionary War;
where it was written;
how old the US Constitution is.
The US Congress:
- what the word “congress” means;
- what the Congress does;
- where it meats;
- what you know about the Senate and senators;
- what you know about the House of Representatives and congressmen.
3. The US President and his helpers:
what the President does;
who helps the President;
who can become President;
how long one can de President;
when people vote for their President.
The Supreme Court:
what the Supreme Court does;
how many judges there are in the court;
how long the judges work in the court.
Amendments to the US Constitution:
why amendments are made;
how many amendments there are;
what the first amendments are called and what they are about.
К активным методам обучения относятся также конкурсы, викторины, ролевые игры. В начальной школе в начале учебного года я провожу «Путешествие в замок Колдуна». Злой колдун похитил ключ к знаниям. Чтобы отыскать его учащиеся преодолевают различные препятствия, выполняя задания по грамматике, чтению, аудированию и т.д. С учащимися среднего звена провожу соревнование «Веселый поезд», игру «Найди своего клона». В старших классах - конкурс «Англоговорящий мир», ролевую игру «Антропологи и островитяне».
Активные методы позволяют сделать уроки интересными и более познавательными. Активные методы и новые современные технологии помогают учащемуся овладеть необходимым набором современных знаний, умений и качеств, которые позволят ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.