Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста
Submitted by Елена Торбина on вс, 28/04/2019 - 20:55
Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческих
способностей детей дошкольного возраста
Торбина Елена Германовна
воспитатель МАДОУ детский сад №16 «Ромашка» г.Балаково, Саратовской обл.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка развиваются и совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные навыки: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.
Сами же юные художники уже с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами.
Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. Со временем детям начинает недоставать привычных способов выражения своих фантазий и они пытаются изыскивать новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками, включить в образовательный процесс самые необычные средства изображения.
Такое нестандартное решение даст новый толчок в развитии детской фантазии, воображения, поможет снять отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют самые необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
В процессе использования нетрадиционных техник у детей совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение подручными средствами самостоятельно создавать красивое. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Проведение таких занятий также способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
• рисование пальчиками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
• рисование ладошками. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
• печатки из овощей и фруктов. Для работы нужны мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки. Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка, и печатка.
• штампики из пластилина, ниток, пробок, донышка пластиковой бутылки. Материалы и способ получения изображения аналогичны предыдущему.
• печать поролоном. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
• тычок жесткой полусухой кистью. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
• рисунки из ладошки. Ребёнок выбирает соответствующее расположение ладошки прикладывает её к бумаге, обводит контур, закрашивает. Далее ребёнку предлагается дорисовать необходимые детали.
• рисование ватными палочками. Ватной палочкой прикасаемся к листу бумаги и затем её осторожно поднимаем. На бумаге в итоге остается кружочек. Из таких вот кружочков и будет состоять картина. При работе можно взять за основу шаблон и заполнить все детали рисунка точками определенного цвета. Можно не заполнять весь рисунок, а сделать разноцветными точками только контур деталей.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
• отпечатки листьев, шишек, цветов и пр. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
• восковые мелки + акварель. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
• свеча + акварель.
• рисование по мокрому листу. Альбомный лист для рисования по мокрому фону нужно брать очень плотный, можно использовать тонкий белый картон или разрезать ватман. Лист можно смачивать толстой кистью для рисования или губкой. Смоченный лист нужно закрепить на плотном основании скрепками или липкой лентой, чтоб он не сморщился при высыхании. Рисуют по мокрому листу легкими прикосновениями кончиком кисти. При прикосновении кисточки к мокрому листу, краска должна растекаться примерно на 1-2 сантиметра в диаметре вокруг неё. Можно не смачивать весь лист сразу, а смочить только то место где будете сейчас рисовать.
• рисование цветным песком. Для этого на картоне карандашом надо нарисовать рисунок и пометить, где каким цветом надо закрасить участки рисунка. Потом кисточкой с клеем ПВА провести по картону на тех участках, которые следует окрасить в один цвет, например красный. Затем на клей сверху посыпать красным песком, а остатки стряхнуть в тарелку. И так продолжать все действия с другими цветами, пока не получится готовая песочная картина, сделанная своими руками.
• рисование солью. Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, нужно стряхнуть остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.
• рисование крупами. Рисование крупами на бумаге или картоне с помощью клея. Сначала рисуем картинку карандашом. Потом аккуратно покрываем клеем ПВА часть рисунка, на которую будет насыпаться крупа. Если мы хотим сделать рисунок разноцветным – можно пользоваться разными крупами, а можно их красить.
• набрызг. Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой, расчёской, картонкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
• рисование мятой бумагой, кусочком текстиля, целлофаном. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу (тряпочку, целлофан) к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
• кляксография обычная, кляксография с трубочкой. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
• монотипия пейзажная. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым
• монотипия предметная. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
• пластилинография. С помощью простого карандаша наносится контур. Подбирается цвет пластилина, при необходимости можно намешать его оттенки. Поверхность заполняется с основных элементов (с рисунка), затем, по желания, заполняется фон. Накладывать пластилин необходимо очень маленькими с горошинку кусочками, затем постепенно разминая (размазывая) их пальцем по поверхности. Следить за контуром рисунка и не выходить за его пределы.
• Граттаж (гравюра). Натирают свечой лист бумаги и тушью наносят фон в определенном цвете. После подсыхания стеком или палочкой процарапывают рисунок.
• Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др.
Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
• Коллаж – сочетание аппликации и рисования, причем аппликации могут быть из различных материалов: бумаги, ткани, ваты, нити и любого бросового материала.
Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Список используемой литературы
Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2.- М.: Издательство Скрипторий 2003, 2008г.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: КАРО, 2007г.
Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: Издательство Гном и Д, 2007.
Иванова О.Л. , Васильева И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.