Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Весеннее путешествие».
Submitted by Наталья Павловна Пестова on пн, 04/02/2019 - 18:50
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Весеннее путешествие». Подготовила воспитатель: Пестова Наталья Павловна. Цель: формирование представлений о весне, как периоде пробуждения природы. Передавать в рисунке характерные особенности весенней природы (рисование цветов). Образовательные: закрепить и обобщить знания о весенних явлениях в природе. Учить составлять рассказ по картинкам. Учить располагать рисунок на всём листе бумаги. Развивающие: развивать логическое мышление детей . Развивать интерес познанию природы. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Развивать навык рисования нетрадиционной техникой с целью получения цветов подснежников, развивать чувство композиции. Воспитательные: воспитывать у детей любовь к природе, культуру общения, учить доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать своё мнение к изобразительной деятельности. Материал и оборудование: Картинка весны, картинки с явлениями в природе весной, картинки первоцветов, гуашь, губки, банки с водой, листы белой бумаги, салфетки. Ход непосредственно образовательной деятельности Воспитатель: сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Вы согласны. Дети…… Воспитатель: мы отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем, но, чтобы узнать о каком времени мы будем говорить, вы должны отгадать загадку. Слушайте внимательно. Загадка: Шагает красавица, Легко земли касается. Идёт на поле, на реку, И по снежку, и по цветку. Дети……(весна). Воспитатель: а может это не весна? Я сейчас загадаю загадки, а вы отгадайте их. Попробуем ответить. Дети…. Воспитатель: Я думаю, что мы справимся. Дует тёплый южный ветер, Солнышко всё ярче светит. Снег худеет, мякнет, тает, Грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? О каком месяце, это стихотворение. Дети……(март). В ночь мороз С утра – капель Значит на дворе. Дети……..(апрель). Сад примерил белый цвет, Соловей поёт сонет, В зелень наш оделся край Нас теплом встречает. Дети……(май). Ребята, давайте вспомним весенние месяца? Первый весенний месяц? (март). В народе его прозвали капельником. Капель отсчитывает первые часы, дни весны. Назовите второй месяц весны? (апрель). Его называют в народе — снегогоном. К концу апреля солнце прогоняет последние остатки снега. В апреле в нашей стране празднуют «День птиц» - развешивают скворечники, существует прекрасный обычай «отпущения птиц на волю». Взрослые и дети отпускают птиц. Третий месяц весны — самый красивый. Как он называется? (май). Его в народе зовут — травень, цветень. Воспитатель: А какие стихи о весне вы знаете? Дети рассказывают стихотворения о весне. Ласточка Улетела Ласточка За тридевять земель... Возвращайся, Ласточка! На дворе апрель. Возвращайся, Ласточка! Только не одна: Пусть с тобою, Ласточка, Прилетит Весна! (Борис Заходер) Весна Два скворца летели, На березку сели, Сели и запели, - Как они летели, как они спешили С берегов заморских В край родимый, милый К беленькой березке! (Иван Муравейко) -Давайте поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть птиц, но если вы услышите не птицу, то должны хлопнуть. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи. Прилетели птицы: голуби, лисицы. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совы – сплюшки, лебеди, скворцы – все вы молодцы. 2.Между веток новый дом Нет двери в доме том, Только круглое окошко, Не пролезет даже кошка. Дети……..(скворечник). Воспитатель: Кто живёт в скворечнике? Дети……(скворцы) Воспитатель: Из каких геометрических фигур состоит скворечник. Дети…….(прямоугольник, треугольник, круг). Возвращаются из тёплых краёв на Родину перелётные птицы. Почему они возвращаются? Дети:..(корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды). Воспитатель: Какие птицы прилетают первыми? Дети:..(грачи, затем прилетают скворцы, жаворонки). Воспитатель: Что делают птицы весной? Дети:..(вьют гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов) Физкультминутка: «Весна». Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу, взявшись за руки. Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Побежал в саду ручей, Бегут по кругу. Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу. А сугробы тают, тают, Медленно приседают. А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках, руки вверх. 3. Воспитатель: Как только сходит снег, по берегам рек и водоёмов , вдоль дорог потянулись к солнышку… Дети.. ( первые цветы). Воспитатель: Как называют растения, которые распускаются весной? Дети:…(первоцветы). Воспитатель: Какие первоцветы вам знакомы? Дети: …(подснежник, ландыш, одуванчик, мать и мачеха). На лесной проталине Вырос цветик маленький Прячется в валежник Беленький. Дети:…(подснежник) Воспитатель: посчитайте, сколько подснежников распустилось? Дети…… Дидактическая игра «Собери цветок». Воспитатель дает детям конверт, в нем разрезные картинки цветов. Затем воспитатель спрашивает, какой цветок у кого получился. 4.Воспитатель: Заканчивается зимняя спячка зверей. С наступлением тепла вышла из берлоги медведица с медвежатами. Чем кормит мама медведица медвежат? Дети….(молоком). Воспитатель: Какие животные ещё проснулись весной? Дети…(барсук, ёж). Воспитатель: сейчас они голодные и худые. 5.Воспитатель:Просыпаются не только животные, оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они набухают и лопаются и появляются первые листья. Оживает лес, молодые зелёные ростки так и тянутся вверх - к самому небу. Воспитатель: погреться на весеннем солнышке выползают насекомые. Откуда появляются насекомые? Дети:…(из щелей, из земляной норки, из под древесной коры) Воспитатель: Назовите насекомых, которые появляются весной? Дети:..(божья коровка, бабочки, муравьи, мошки). 6.Воспитатель: ребята, глядя на эту картинку, мы можем сказать, что это (весна). 7.Воспитатель: Продолжим путешествие по весне. Вот ещё одно задание (конверт с картинками, на которых изображены приметы весны). Слушайте задание. Разложите приметы весны с самой ранней, до поздней. Напоминаю, раскладываем слева, направо по порядку После выполнения воспитатель оценивает правильность выполнения задания. Предлагаю рассказать, с чего начинается весна (по опорным картинкам) и чем заканчивается (по каждой картинке дети высказывают своё мнение, воспитатель обобщает). Воспитатель: Ребята, какой замечательный рассказ о весне мы сочинили. Молодцы! Дети остаются стоять. Воспитатель: (предлагает закрыть глаза, звучит музыка голоса природы). Представьте, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами звуков. Послушайте пение птиц, журчание ручейка, глубоко вдохните воздух, выдохните и ещё раз вдох, поднялись на носочки, руки вверх, потянулись, выдох (откройте глаза). Какой весенний воздух? Дети:…(лёгкий, свежий, ароматный, лесной). Воспитатель: Как хорошо в весеннем лесу. Скажите ,ребята ,а как нужно правильно вести себя в лесу? Что же это за правила? -Не оставлять мусор в лесу. -Не ломать ветки и деревья. -Не разорять птичьи гнезда и муравейники. -Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Воспитатель. Правильно. Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут бросить свое потомство, которое без мамы погибнет. Не рвать цветы, они быстро вянут. Не ловить бабочек, жуков, птиц, животных. Убирать за собой мусор… Воспитатель: Посмотрите ,ребята какая полянка в лесу, но почему на ней не растут цветочки, давайте их нарисуем. Дети:….. Воспитатель: Приглашает предлагает подойти к столам. Самостоятельная работа детей. (Звучит музыка Ф.Шопена «Весенний вальс» (мелодия Рая), Ф. Шопен «Вальс дождя» ( современная обработка)). Музыка поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов. Послушайте, как музыка передаёт весеннее настроение, и попытайтесь отразить это на бумаге. После того, как работа закончена, воспитатель рассматривает коллективную работу «Весенние цветы на полянке», отмечая удачные находки детей. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила. Все ребята молодцы. Весна Отшумела злая вьюга. Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня. Солнце землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт. Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна. (Екатерина Карганова) Рефлексия: Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Расскажите, что вам понравилось больше всего. Мне очень понравилось, как вы отвечали на все мои вопросы, вместе играли и справились со всеми заданиями. Дети…… Воспитатель: В следующий раз мы с вами отправимся в новое путешествие.