Урок географии в 5 классе по теме: «Географические координаты. Географическая широта».
Submitted by Татьяна Вячеславовна Николаева on чт, 15/11/2018 - 12:57
Урок географии в 5 классе по теме: «Географические координаты. Географическая широта».
Васильева В.М., учитель географии
МАОУ «СОШ №2» г. Боровичи.
Цели урока: - обучающийся умеет определять на карте географическую широту объекта;
- обучающийся умеет давать определение понятию.
Содержание: Географические координаты. Географическая широта. Определение широты объекта на карте.
Технология: технология деятельностного метода А.Г.Петерсона..
Демонстрационный материал: схема определения географической широты, образец выполнения заданий для самопроверки.
Раздаточный материал: атласы по географии для 5 класса, листы с вопросами для рефлексии.
Оборудование: компьютер, проектор, физическая карта полушарий, учебник А.И. Алексеев «География» 5-6 линия «Полярная звезда», электронное приложение к учебнику.
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности.
Учащимся предлагается задание: «Объясните, где на карте находится Москва» (между Северным Ледовитым океаном и Черным морем, в Европе, на материке Евразия, к западу от Уральских гор).
“Можно ли по вашим предложениям определить точное расположение Москвы?» (нет).
«Как быть?» (мы должны научиться этому).
Положение объекта на карте – это его адрес, в географии адресом называются географические координаты.
«Какая тема урока?» (Адрес географического объекта на карте, географические координаты).
«Координат существует две: широта и долгота. Мы сегодня познакомимся только с географической широтой.»
Учащиеся записывают тему урока в тетради: Географические координаты. Географическая широта». Учитель на доске.
«Зачем нужно уметь определять координаты?» (в путешествиях может понадобиться, определение мест аварии, стихийных бедствий).
Актуализация знаний.
«На прошлом уроке мы познакомились с градусной сеткой. Чем она образована?» (Параллели и меридианы)
«Что называется параллелью?» (Линия, точки которой находятся на одинаковом расстоянии от экватора).
«Меридиан, что это за линия?» (Линия, соединяющая Северный и Южный полюсы по кратчайшему расстоянию).
«Зачем нужна градусная сетка?» (Чтобы находить нужное место, нужный объект).
Проблемное объяснение нового знания.
«Можете ли вы самостоятельно определить хотя бы одну координату по градусной сетке?» (Нет). Если учащиеся предлагают, заслушать их варианты.
«Что мы должны сделать?» ( 1)узнать что это такое; 2) научиться определять.) Учащиеся формулируют учебную задачу.
Учащимся предлагается задание по тексту учебника для определения понятия «географическая широта».
«Используя текст учебника стр.49 выделите существующие признаки понятия «географическая широта» и заполните таблицу:
Понятие
Что такое
Существенные признаки
Географическая широта
Расстояние
От экватора в градусах до заданной точки.
«Какая главная линия градусной сетки необходима для определения географической широты?» (экватор).
«Цифровое обозначение экватора на карте?» (0°)
«В каких единицах измеряются расстояния на карте?» (в градусах).
Учащимся предлагается работа с рис 34 из учебника. «Какую информацию о географической широте мы можем получить из этого рисунка?» (Широта бывает северной и южной). Учитель записывает на доске, учащиеся фиксируют в тетради:
Северная широта – с.ш.
Южная широта – ю.ш.
«Вспомним главную задачу урока» (научиться определять географическую широту).
Учащимся предлагается схема «Определение географической широты» на экране, по которой они отвечают на вопросы:
На какой параллели находится Санкт-Петербург? (60°)
На какой параллели находится мыс Доброй Надежды? (35°)
Какую широту имеют точки, расположенные на экваторе? (0°)
Почему стрелки к Санкт-Петербургу и мысу Доброй Надежды разного цвета? (разные полушария).
«Попробуйте объяснить, что нужно сделать для определения географической широты» (определить полушарие, найти параллель на которой находится объект).
«Сравните наши действия с тем что предложено в учебнике». Учащиеся зачитывают в тексте учебника, что значит определить географическую широту и фиксируют себе в тетрадь.
Учащимся предлагаются задания по физической карте мира в атласе на определение географической широты для следующих объектов:
Санкт-Петербург (60°с.ш.)
Москва (56°с.ш.)
Северный полюс (90°с.ш.)
Мыс Доброй Надежды (34°ю.ш.)
г. Сидней (33°ю.ш.)
Первичное закрепления нового знания во внешней речи.
Используя карту обучающиеся отвечают на вопросы:
«Какую широту имеют Полярные круги?» (66,5°)
«Какую широту имеют тропики?» (23,5°)
«Какие океаны пересекают параллель 40° ю.ш.?» (Тихий, Атлантический)
«Какие материки пересекают параллель 20° ю.ш.?» (Ю.Америка, Африка, Австралия)
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учащимся в тетрадях предлагается 1) определить географическую широту 3-х объектов:
а) г. Мехико;
б) г. Лондон;
в) г. Бразилиа.
2) Выбрать правильное определение географической широты из предложенных: Географическая широта - это
а) расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в километрах;
б) расстояние от экватора до заданной точки, выраженное в градусах;
в) расстояние от нулевого меридиана до заданной точки, выраженное в градусах;
г) расстояние от Северного полюса до заданной точки, выраженное в градусах.
Правильность выполнения учащиеся проверяют по эталону на экране: