Мастер-класс по теме "Коучинг в преподавании иностранных языков"
Submitted by Ольга Владимировна Бараева on чт, 28/06/2018 - 20:23
Коучинг в преподавании иностранных языков (Слайд № 1)
По статистике выпускники школ показывают не высокую подготовку к самостоятельному добыванию необходимой информации; средний уровень умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не всегда готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни не успешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Сегодня много говорят о коучинговом образовании с точки зрения совпадения многих позиций с ФГОС 2 поколения, что доказывает актуальность применения коучинга в образовании.
Что дает коучинг и какие требования в образовании, посмотрите как много совпадений. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предусматривает … (слайд № 2). Если посмотреть на коучинг, то он создает такое образовательное пространство как …
Что же такое коучинг? (Слайд № 3)
Как известно, коучингом принято называть особую форму обучения, в ходе которого опытный профессионал – высококвалифицированный специалист в той или иной области - становится наставником более молодого и неопытного сотрудника. Слово coaching – английское, оно переводится как «обучение» или «тренировка». Наверное, именно в силу английских корней самого этого понятия, именно преподаватели английского языка первыми пришли к идее применения методов коучинга для обучения иностранным языкам.
(Слайд № 4)
Коуч (партнер, сопровождающий) не дает указаний, не советует, не консультирует, не решает чужие проблемы. Он актуализирует посредством открытых вопросов, обращенных к внутренним ресурсам личности, и сопровождает человека в долговременном индивидуально-личностном развитии.
(Слайд № 5)
Сутью коучинга является потенциал личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше помогает личности обучаться, нежели учит. Тимоти Голви (основоположник коучинга) считает, что коучинг опирается на умение человека учиться самому, думать самому и действовать творчески.
Основа коучинга - это отсутствие советов, отсутствие критики, опора на факты и доверие к себе и партнеру. (Слайд № 6)
В чем особенности этого метода?
Почти неизвестный в России еще несколько лет назад Коучинг сегодня – одна из наиболее быстро и активно развивающихся образовательных практик, нацеленных на развитие творческих и мыслительных возможностей. Подробности различных методов и подходов можно узнать на сайте rucubes.com. (Слайд № 7)
«Коучи» или тренеры, владеющие этой методикой, ставят своей целью не просто обучение слушателей тем или иным навыкам или передачу тех или иных знаний. Они стремятся раскрыть внутренние резервы или даже внутреннюю энергию своих учеников, направить ее вектора в правильное русло. Иногда даже приходится слышать, что основным направлением методики коучинга является реализация такого сценария, при котором раздвигаются границы привычного, учащиеся учатся смотреть на многие вещи под кардинально новым углом, получая возможность отодвинуть стандартные и привычные подходы к преподаванию иностранных языков.
По новым методам, учитель иностранного языка, как и опытный коуч, в работе с учеником использует различные программы и подходы и применяет специально разработанный психологический инструмент.
При взаимодействии с обучающимися учитель может использовать 5 принципов Милтона Эриксона (слайд № 9).
(слайд №10).
Существует много инструментов коучинга: открытые и закрытые вопросы, колесо развития, модель Т, шкала оценивания, пирамида логических уравнений или пирамида Дилтса, Модель GROW в коучинге и многие другие.
Давайте рассмотрим несколько инструментов коучинга, которые можно использовать на уроках иностранного языка.
Открытые и закрытые вопросы. (слайд №11).
В устной речи, при повторении лексики, при работе с текстом мы уже давно используем методику открытых вопросов, в иностранных языках мы их называем специальные вопросы. Открытый вопрос - это вопрос, требующий разъяснения. Открытые типы вопросов в иностранном языке позволяют дать описание или выразить мнение, и поэтому более полезны для получения информации.
Закрытыми называются такие типы вопросов, которые требуют ответа вида «да/нет», «верно/неверно», т. е это односложный ответ.
В обычной жизни, на уроках мы, как правило, задаем наводящий вопрос «Это все что ты хотел сказать?» Это открытый вопрос, который в коучинге не задают, следует задать вопрос, требующий более глубокого дополнения – «Что ты можешь еще сказать?», тем самым стимулируя ученика ответить как можно подробнее, глубже, показать весь свой потенциал, все свои знания.
Следующий инструмент коучинга - модель –Т (слайд №12).
Модель Т используется для более четкой конкретизации цели. Т- модель в коучинге можно условно разделить на две системы вопросов: вопросы расширения (т.е. задается много вопросов, а потом фокусировка или сужение , т.е. выбирается только один вопрос – самый интересный, содержательный, т.е. происходит поиск уникального решения.
Слово «проблема» в коучинге нет, оно заменяется на слово «задача». А ее можно всегда решить.
Давайте поработаем в группах по 4 человека. Возьмите ручки и давайте с вами вместе апробируем модель Т. Выбираем тему исследования. Например, сегодня это работа с текстом. Возьмите текст и просмотрите его. Я думаю, вы готовы.
Ваша задача: вы должны задать каждый по вопросу. Сколько человек в группе, столько и вопросов. Но помните, что время ограничено. Фиксируем все вопросы (т.е создаем расширение). Затем выбираем наиболее интересный, ценный вопрос, чтобы задать его другой группе (т. е происходит сужение).
Как еще можно использовать модель Т?
Например, когда выбираете тему для исследования. Дается список для выбора темы и по модели-Т выбираем самую интересную тему с нашей точки зрения. (слайд № 13).
Это можно сравнить с методом «Китайское меню».
Когда поставлена цель. То можно начинать с 4 вопросов планирования. (слайд № 15-16).
Рассмотрим следующий инструмент коучинга – «Колесо развития». (слайд № 16).
Этот инструмент коучинга можно использовать на заключительном этапе пройденной темы. «Колесо развития» позволяет быстро увидеть и оценить уровень владения знаниями по конкретной теме и спланировать работу над пробелами в знаниях. Я вам предлагаю поработать всем вместе. Например, проверить свои знания по теме Великобритания. Перед вами «Колесо развития». Ваша задача: ответить на вопросы и оценить свои знания по данной теме по 5-бальной шкале. Итак, начнем. (Вопросы для учителей).
Теперь вы видите, как хорошо вы знаете данную тему, и в тоже время, на что надо обратить внимание, чтобы устранить пробелы в знаниях.
Мы рассмотрели несколько инструментов коучинга, которые можно использовать на уроках иностранного языка. Они не сложные в использовании и занимают минимум времени.
(Слайд № 17)
Коучинговый подход делает обучение не обязанностью, а удовольствием.
За счет чего? – За счет экономии времени, ресурсов, физических сил.
Что появляется в вашей жизни и жизни учеников? – Отдых, творчество, любимые увлечения, эмоциональное равновесие, уверенность в себе.