Душевная теплота учительницы и её роль в жизни мальчика (по рассказу В.Г.Распутина "Уроки французского"
Submitted by Людмила Николаевна Аверьянова on пн, 18/06/2018 - 20:17
Душевная теплота учительницы и её роль в жизни мальчика (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)
Цели занятия: анализируя рассказ В.Распутина «Уроки французского», показать специфику интерпретации художественного текста средствами кинематографии; раскрыть нравственные законы, по которым живут герои В.Г.Распутина; выявить авторскую позицию и точку зрения присутствующих на проблемы, поднятые автором в произведении.
Оборудование: интерактивное оборудование, презентация, видеофрагмент из фильма «Уроки французского», раздаточный материал (словари с толкованием слов «прототип», «доброта», «урок»; образец синквейна).
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
Л.Н. Толстой
Ход занятия
Учитель.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с Вами и надеюсь на Вашу помощь и сотрудничество. Протягивая Вам свои ладони, я приглашаю Вас к совместной, творческой работе. Если Вы принимаете предложение, то откройте навстречу мне свои ладони.
Спасибо за поддержку, начинаем.
Слайд № 1: четыре ключевых слова «ПРОТОТИП», «УЧИТЕЛЬ», «ПОСТУПОК», «ДОБРОТА».
По предложенным ключевым словам определите, о чем пойдет речь?
( Формулируют тему).
Слайд № 2: тема занятия
Учитель.
Сегодня мы попытаемся раскрыть нравственные законы, по которым живут герои Распутина, определим авторскую позицию и ваши точки зрения, проведём анализ художественного произведения и увидим способы его интерпретации средствами кинематографа.
Слайд № 3: портрет В.Г. Распутина и эпиграф к уроку.
Произведения В.Распутина привлекают читателей тем, что рядом с обыденным всегда присутствуют духовные ценности, авторские размышления о жизни, о человеке, которые помогают нам обнаруживать в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты.
Для более близкого знакомства друг с другом, для того чтобы было интереснее работать, я предложила Вам разделиться на четыре группы, каждая из которых получит свои задания. А поможет нам в работе мудрый писатель Валентин Григорьевич Распутин и его рассказ «Уроки французского».
(Учитель представляет группы и кратко комментирует задания).
1 группа «Теоретики»: кто был прототипом образа учительницы, словарная работа (определить значение слов «прототип», «урок», «доброта»).
2 группа «Исследователи»: работают над образом учительницы в произведении по следующим эпизодам:
- портрет учительницы;
- общение мальчика с Лидией Михайловной (инсценировка эпизода «Разговор Лидии Михайловны с главным героем после драки»);
- игра на деньги с учительницей.
3 группа «Моралисты»: попытаются решить нравственные вопросы, затронутые автором в произведении. (Вопросы предоставлены учителем заранее).
• Как объяснить слова писателя: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»?
• Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»?
4 группа «Аналитики»: должны продолжить предложение: «С моей точки зрения, урок – это…» (используя разные значения этого слова.)
Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
На подготовку ответов отводится 3 минуты. (Музыка)
Рассказ В.Г. Распутина автобиографический. Послушаем сообщение первой группы о том, каково лексическое значение слова «прототип».
Сообщение группы № 1 (теоретики) «Кто был ПРОТОТИПОМ Лидии Михайловны».
См. Приложение к уроку № 1.
Слайд № 4: фото Молоковой Л.М.
Вопросы к группе № 2 (исследователи)
• Опишите внешность учительницы в произведении?
( Читают описание учительницы)
Слайд № 5: портрет учительницы – кадр из фильма «Уроки французского»
• Какие чувства вызывала Лидия Михайловна у героя?
(Присутствующие должны отметить, что портрет учительницы дан через восприятие главного героя: «Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание…» «Лидии Михайловне тогда было, наверное, лет 25 или около того; я хорошо помню её правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными, чтобы скрыть в них косинку, глазами…» Ключевыми будут слова и словосочетания: «косящие внимательные глаза», «красивая», «внимательно осматривала класс», которые говорят о неравнодушном отношении учительницы к своему делу. Держалась Лидия Михайловна спокойно, уверенно, это говорит о том, что она понимала, что профессия учителя – это её призвание).
Учитель.
В деревне, где жил герой рассказа, была только начальная школа, и мальчика отправляют в райцентр, чтобы он получил дальнейшее образование. Тяжело было переносить голод, страшной была тоска по дому. Мальчик начинает играть на деньги, понимая, что может выигрывать и тратить их на молоко.
Лидия Михайловна решает после уроков поговорить с ним.
Как она это делает, давайте посмотрим!
Слайд № 6: Кадр из фильма «Уроки французского»
Инсценировка эпизода из произведения «Разговор Лидии Михайловны с главным героем после драки» (группа №2) – Приложение №2
Вопросы группе № 2 (исследователи)
• Почему Лидия Михайловна начинает заниматься с мальчиком? Только ли из-за неудач в изучении французского языка?
(Вначале герой настороженно относился к учительнице, так как не предполагал, что между учителем и учеником могут быть доверительные отношения. Затем он понял, что Лидия Михайловна хочет ему помочь. Учительница выделяла героя среди других учеников за его интерес к учёбе. «Сколько у нас в школе сытых лоботрясов, а ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя». Она искала разные способы, как выручить мальчика, не уязвив его чувство собственного достоинства).
Демонстрация видеофрагмента «Посылка».
Вопросы группе №2 (исследователи)
• Почему затея с посылкой учительнице не удалась?
• Почему герой отказывается от посылки? Как вы считаете, правильно ли он поступает?
Слайд № 7. Игра главного героя и учительницы.
• Зачем Лидия Михайловна начинает играть с мальчиком на деньги?
(Учительница предложила игру на деньги из сострадания к мальчику)
Вопросы группе №3 (моралисты)
• Как вы понимаете слова автора: «Почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, — нет. А за то, что сталось с нами после»?
• Как вы можете объяснить слова Распутина: «Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя»?
Вопросы группе №4 (аналитики)
• Как вы думаете, какие уроки получил герой? Только ли уроки французского?
Учитель.
Группа № 4 «Аналитики» попыталась определить все значения слова «УРОК» и воплотить их в предложение: «С моей точки зрения, урок – это …» Давайте, послушаем, что же у них получилось.
Чтение полученных предложений.
Примерные ответы:
учебные часы в расписании;
ростки доброты в человеке;
опыт общения с учителем;
выводы, жизненные наблюдения;
изменения, духовный рост человека;
итоги событий, раздумий, поступков.
Учитель.
• Каково же толкование слова «УРОК» в словаре? (Ответы группы № 1-теоретики)
Мальчик не только дополнительно занимался французским, но и получил жизненные уроки. Он понял, что добро не требует награды, оно бескорыстно, добро передаётся от человека к человеку и возвращается к тому, от кого исходило. Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, разделять горе и радость. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты.
• Дайте лексическое толкование слову «ДОБРОТА»? (Ответы группы № 1-теоретики)
РефлЕксия (задание для четырёх групп)
Я предлагаю Вам выразить свои мысли о доброте в написании синквейна (работа в группе)
Итак, «ДОБРОТА» …
Составление синквейна к понятию «ДОБРОТА».
( Музыкальное сопровождение работы – Песня о доброте).
Слайд № 8. Образец синквейна.
(Использование раздаточного материала – образец синквейна – см. Приложение № 3).
Презентация синквейна
Слайд № 9: с последним кадром из фильма – посылка с яблоками и макаронами; сопровождается словами В. Сухомлинского.
«Доброта, готовность защищать слабого и беззащитного – это прежде всего мужество, бесстрашие души» (В.Сухомлинский)
Учитель.
Подведём итог нашей совместной работы.
• Каким же, по вашему мнению, должен быть настоящий учитель? (Ответы присутствующих)
Настоящий учитель – это тот, кто помогает стать своим ученикам людьми, просто людьми. Настоящий учитель – это тот, кого помнят всю жизнь. Истинное добро не требует награды, не ищет прямой отдачи.
Окончание рассказа говорит о том, что даже после расставания связь между людьми не нарушается, доброта не исчезает.
Чтение группой № 4 (аналитики) отрывка из произведения (на фоне музыки)
«Среди зимы, уже после январских каникул, мне пришла на школу по почте посылка. Когда я открыл ее, достав опять топор из-под лестницы,- аккуратными, плотными рядами в ней лежали трубочки макарон. А внизу в толстой ватной обертке я нашел три красных яблока. Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они».
Я искренне благодарю Вас за сотрудничество и надеюсь, что используемые сегодня на занятии методические приёмы помогут Вам в работе.