Submitted by Ирина Васильевна Журавлева on вс, 03/06/2018 - 20:01
Пешие прогулки - один из важнейших организованных видов двигательной деятельности, в ходе которой не только решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества детей, но и воспитывается любовь, бережное отношение к природе родного города, края, удовлетворяются познавательные потребности, развивается наблюдательность, формируются основы экологической культуры. Особенно большие возможности для наблюдений во время пеших прогулок летом, когда цветут растения, много насекомых и птиц. Естественные природные условия оказывают также неоценимое закаливающие воздействие на детский организм.
В МАДОУ детский сад № 41 пешие прогулки проводятся в течение года, что позволяет воспитанникам закреплять знания, полученные в ходе непрерывной образовательной деятельности, наблюдать за сезонными изменениями в природе, узнавать о достопримечательностях родного города.
Основными целями таких прогулок являются укрепление здоровья детей, профилактика утомления, физическое и умственное развитие,и конечно социализация дошкольников.
Как и любая форма работы с детьми, организация прогулок требует подготовки. Так, в ходе предварительной работы рассказываем детям о городе и его достопримечательностях. В процессе беседы напоминаем воспитанникам о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Важным моментам на этом этапе подготовки является разработка маршрута к объекту в соответствии с темой. Для этого используются маршрутные листы. Маршрут выбирается с учётом возраста и уровня физической подготовленности детей. Одежда и обувь воспитанников в день прогулки должна соответствовать времени года и погодным условиям. При организации прогулки на дальние расстояния обязательно наличие аптечки, питьевой воды и средств гигиены.
После каждой прогулки, составляется тематический альбом, в котором представлены фотографии рисунки и рассказы дошкольников.
В группе воспитанникам можно предложить смоделировать маршрут и различные объекты (дорогу, перекресток, пешеходный переход) с помощью строительного конструктора или мозаики. В содержание прогулки, помимо бесед, наблюдений включаются различные игры и упражнения, количество, продолжительность и последовательность которых также определяются возрастом и уровнем физической подготовленности детей. Кроме того, для проведения тех или иных игр и упражнений педагог подбирает соответствующий инвентарь. Предварительно воспитатель должен также осмотреть место прогулки, маршрут следования, согласовать его с заведующим ДОУ. О дате проведения предстоящего мероприятия дети и родители оповещаются заранее. Перед целевой прогулкой с воспитанниками проводится беседа о правилах поведения на улицах города, на природе. На этапе организации целевых прогулок за пределы детского сада ответственные лица (воспитатели и родители) проходят инструктаж по вопросам охраны жизни и здоровья детей. Пешие прогулки, несомненно, вносят разнообразие в жизнь воспитанников ДОУ, обогащают их воображение, позволяют лучше узнать окружающую природу, местность, где они живут. Как правило, в ходе прогулок по городу организуется посещение детьми памятников, парков и скверов.
МАДОУ детский сад № 41 расположен рядом с Обелиском Славы, с примыкающим обновленным парковым сквером, озером Линево.
Линево - популярное место среди балаковцев, туристов. Принимая во внимание значение озера для города и его жителей, педагоги включили в план пешие целевые прогулки с воспитанниками . Во время прогулок по городу дети получают положительные эмоции и яркие впечатления, которые затем выражают в своих рассказах, рисунках. После каждой прогулки педагоги предлагают воспитанникам нарисовать то, что им больше всего запомнилось, и рассказать родителям дома, где они были, что нового увидели. В результате после каждой прогулки составляется тематический альбом, в котором представлены фотографии, рисунки и рассказы дошкольников. Целевые прогулки создают прекрасные возможности для развития сенсорной сферы детей. Беседы с педагогом во время прогулки и последующие рассказы воспитанников о своих впечатлениях способствуют развитию у них диалогической и монологической речи. Кроме того, прогулки за пределы территории дошкольного учреждения позволяют закреплять на практике знания детей о безопасном поведении на улицах и дорогах. Таким образом, данная форма работы проводится не только с познавательной, но и практической целями. К сожалению, то что нас окружает, со временем становится обычным, не привлекает нашего внимания.
Организация прогулок позволяет учится замечать интересное в обыденном, любоваться природой, ценить то, что их окружает.
Поэтому педагоги детского сада включают в сценарий пешей прогулки интерактивные задания, которые помогают сплотить детей и создать игровое пространство с правилами и законами, которые принимают все участники.
Интерактивный подход позволяет:
· эффективно распределять и планировать работу с детьми;
· стимулировать деятельность дошкольников, развивать их произвольность;
· формировать у них навыки совместной деятельности;
· обсуждать варианты решения заданий.
Тематическая разработка включает примерный образовательный маршрут (приложение 1) и рабочие листы (приложение 2).
Технологическая карта поможет педагогу сориентироваться в сценарии и подобрать необходимый материал. В ней отражаются возможные виды детской деятельности и содержание каждого этапа образовательной деятельности: предварительная работа, основной этап и дополнительные задания для последующей работы.
Материалы сценария педагог может использовать полностью в течение определенного промежутка времени (например, в ходе тематической недели) или отдельными фрагментами. Это зависит от возможностей детей и длительности их интереса к предложенной теме. Задания предполагают совместную деятельность дошкольников и воспитателя и самостоятельные занятия.
Основа тематической разработки — прогулка или экскурсия. В ходе нее педагог создает ситуацию сотрудничества, объединяет воспитанников в сплоченный коллектив, который совместно решает общие задачи.
Во время экскурсии рекомендуется использовать разные методы и приемы — наблюдение, экспериментирование, беседы. Также можно включать в образовательную деятельность ТРИЗ, проблемные ситуации, сбор материалов для последующей работы (коллекционирования, продуктивной деятельности, организации мини-выставок и пр.).
В конце прогулки, экскурсии дети собирают природный материал для практической деятельности в группе.
Заключительная часть — подведение итогов и рефлексия.
Можно предложить детям рабочие листы. Задания вызовет желание поделиться полученными знаниями, рассказать об увиденном и услышанном.
На занятиях по лепке дошкольники могут сделать гнезда и фигурки из пластилина или соленого теста. Здесь им пригодится собранный во время экскурсии природный материал.
Приложение 1
МАДОУ детский сад № 41
Образовательный маршрут для дошкольников «Озеро Линево»
Возрастная категория детей: 5-6 лет.
Примерное время проведения:30 мин. (без учета дороги).
Маршрут подготовили: Старший воспитатель – Белова Л. Н.,
Воспитатели – Саянная Наталья Владимировна,
Самсонова Татьяна Филатовна
Рекомендуемые места (остановки) посещения на маршруте:
Озеро Линево;
Информационно-познавательный блок:
Летом 1722 года мимо Балаковского рыбного стана проплывал караван судов с императором Петром I, который следовал в страну Персию. В документах того времени впервые упоминается “Балаков юрт” - земля, принадлежавшая казакам. В ту пору вдоль малого русла Балаковки, как видно, уже существовала деревня, называвшаяся в народе “Селитьбой” или Малой Балаковкой. В середине 1760-х годов сюда пришли переселенцы-старообрядцы. Они поселились “особливой слободой” вдоль берега озера Линево. Озеро Линево дает жителям района возможность отдохнуть на природе.
Примечания: Будьте внимательны и осторожны при спуске к речке; следите, чтобы дети не подходили близко к воде одни; не следует бросать посторонние предметы в речку.
Материал для работы: папка с зажимом для бумаг, бинокль, пенал с цветными карандашами, фотоаппарат, сухарики(угощение для уток), распечатанные рабочие листы.
Рекомендуемые мероприятия с детьми: (вопросы для беседы, игровые действия, познавательные задания).
Вопросы для беседы:
Рассмотрите внимательно и постарайтесь определить большое озеро или маленькое?
Как Вы думаете, что же такое озеро? (водное пространство, естественный водный поток, имеющий русло, исток, приток и устье).
Давайте понаблюдаем (или попробуем догадаться), кто плавает в озеро под водой, а кто на воде?
Давайте подойдем поближе к воде, только очень осторожно и заглянем в воду; что необычного мы с Вами увидели: водоросли (подводные растения)?
Обратите внимание на обитателей озера (утки, водные полевки), при помощи чего они передвигаются в воде?
Подумайте и скажите, кто еще живет в воде? (Рыбы). При помощи чего они передвигаются в воде?
Предложите детям покормить и сфотографировать уток, а также домик водяных полевок.
Выполнение действий в рабочих листах:
Рабочий лист №1. Лабиринт.
Рабочий лист №2.Задание на развитие логического мышления.
Игровые действия на местности (остановке).
Игра 1. «Звуки озера».
Ход игры: Попросите ребенка закрыть глаза и прислушаться к звукам вокруг. Пусть малыш перечислит все, что он услышал (гул машины, щебетанье птиц, голоса людей, плеск воды и др.)
Выполнение действий в рабочих листах:
Рабочий лист №3..Задание на развитие внимания.
Рабочий лист №4. Ориентировка по плану (карта).
Игровые действия на местности (остановке).
Игра 1. «Продолжи ряд»
Материал к игре: листья от разных деревьев.
Ход игры: соберите с ребенком листья от разных деревьев, выложите в ряд разные листья в определенном порядке – дубовый, березовый, липовый, дубовый, березовый, липовый, дубовый…и предложите малышу продолжить этот ряд.
Детская площадка
Материал для работы: лупа, игрушки, формочки для песочницы.
Мероприятия: исследовательская деятельность,игры на свежем воздухе.
Объект исследования: Почва, песок.
Вопросы для беседы:
Предложите ребенку рассмотреть в лупу песок и землю, найти различия.
Из чего состоит песок?
Почему песок сыпется?
Предложите ребенку с помощью сита просеять песок, какой получиться результат?
Что будет с песком, если полить водой?
Из какого песка (сухой, влажный) получится куличик?
Игровые действия на местности (остановке)
Игра 1. «Дорога – лабиринт».
Ход игры: постройте в песочнице несколько «куличиков» и проведите между ними дорогу – линию. Предложите ребенку провести по дороге машинку, не разрушив «куличики».
Игра 2. «Делай как я».
Ход игры: Предложите ребенку повторить за вами движения, которые Вы ему покажете. Движения можно выбирать от самых простых до самых сложных. Усложнить игру и сделать еще веселее можно, если повторять не одно, а два-три движения подряд.