Аннотация. В статье отражена проблема развития личной инициативы учащихся (action). Приведены примеры из практики и представлены факторы, оказывающие влияние на формирование убеждений и способность ученика действовать.
Action. Школа-жизнь: разрыв уменьшается
Одним из основных элементов предметной учебной IB программы является действие. Действие предполагает демонстрацию более глубокого понимания ответственного поведения, выражающегося совершением ответственных поступков; проявление других основных элементов на практике. [1]
Результативность учебного процесса можно оценить глядя на то, какие действия выполняют ученики. Примером таких действий может служить то, что ученик начинает помогать по дому, кормить птиц и т д. Но почему же мы сталкиваемся с тем, что в одних ситуациях дети, изучив тему, на всю жизнь приобретают правильные установки и совершают определенные действия, а в других – забывают, о чем шла речь на занятии, покинув учебный класс?
Если обратиться к личности ребенка, да и взрослого человека, психологи трактуют убеждение как личное предрасположение к действию. Социологи могли бы именовать его как основную ценность. Убеждения ребенка оказывают большое влияние при формировании установок, которые впоследствии объясняют принятие решений, и, в итоге – действия. Пажарес (1992) и другие исследователи утверждают, что устойчивая уверенность ребенка в том, как нужно поступить, оказывает большее влияние, чем знания ребенка. И, казалось бы, возрастные особенности младших школьников предполагают то, что ребенка легче убедить, нежели взрослого, достаточно показать пример или стать для него значимым взрослым. Но этого недостаточно! Очевидно, жизненно важная роль учителя заключается в понимании многих факторов, определяющих формирование убеждений и способность ученика действовать.
Проведя анализ ситуаций, в которых ученики проявили action, я пришла к выводу о том, какие факторы являлись основополагающими:
- Обучение является трансдисциплинарным.
- Учащиеся знают цели обучения и то, что от них ожидается.
- Учащиеся приобретают понимание путем исследования.
- Обучающие формы и способы имеют смысл, связаны с жизнью ребенка и относятся к предыдущему обучению
- Учащиеся реально видят результат.
Трансдисциплинарность позволяет ученикам глубже погрузиться в тему, увидеть ее с позиции разных предметов. Такое обучение способствует осознанному восприятию информации и, как выход, может произойти действие. Один из подходов - создание проблемной ситуации, которая потребует от учеников применения знаний и навыков различных предметных областей. Ситуация обязательно должна быть значимой и интересной для ребенка. Это мотивирует, способствует развитию саморегуляции.
В начале учебного процесса ученики обязательно что-то знают о рассматриваемой теме, и их исходные знания являются отправной точкой для усвоения нового материала. Если данные, «отправные точки», учителя и ученика кардинально отличаются, то успех обучения находится под вопросом. Что может чувствовать ученик, изучая знакомую информацию? Ему скучно, он не мотивирован. Если же информация никак не связана с его предыдущим опытом и жизнью – то же самое. Итак, если выбрана неподходящая отправная точка, то даже лучшие ученики с трудом будут запоминать полученные знания и забудут их сразу после проведения констатирующих работ. Таким образом, исследование начинается с погружения учеников в учебную деятельность, где они могут установить связи с собственной жизнью, а мы, наблюдая за ними в процессе обучения, выявить их текущее понимание.
Во время представления новой темы, возможно, нужно больше давать прямых указаний поддержки (например, предлагаемые темы исследований, списки имеющегося оборудования, письменные структуры). В ходе того, как учащиеся будут демонстрировать прогресс, количество таких прямых инструкций должно быть сокращено, а роль учителя должна постепенно трансформироваться в помощника, мотиватора, менеджера. Исследование будет считаться эффективным, если знания, которые могут быть из него приобретены, считаются опытом, полученным учащимися «из первых рук».
Знакомясь с выдержками из «Makking the PYP happen», я для себя отметила следующую мысль: «Эффективное действие не должно быть обязательно грандиозным. Напротив, оно начинается на самом непосредственном и элементарном уровне: с самого себя, в семье, в классной комнате, холле и на игровой площадке…» Эта мысль стала подтверждением тому, чего хотелось бы мне. Чтобы учащиеся, совершая определенные действия, руководствовались не внешними мотивами похвалы и поощрения, а внутренними убеждениями и установками и делали свою жизнь и жизнь окружающих лучше, прекраснее и добрее, в силу своих возрастных особенностей и возможностей.
Учащиеся могут совершать следующие виды действий:
Прямое действие – ребенок сам совершает действие
Непрямое, косвенное действие – предоставление ресурсов для решения проблем
Продвижение в действии – пытается найти причину проблемы.
Хотелось бы остановиться на действиях учащихся моего класса. В 1 классе в рамках трансдисциплинарной темы «Планета – наш общий дом», мы изучали растения. Учащиеся инициировали посадку огурцов. Мы подробно изучили все условия, необходимые для роста растений, и ученики в парах посадили овощи и должны были ухаживать за ними. Беда была в том, что весна выдалась пасмурная и дождливая, и огурцы, которые должны были появится через 3 дня, сидели там уже неделю. А ребята ждали. В один из дней, после обеда я привела детей с кружка и не могла понять, что творилось на подоконниках. Все стаканчики были закутаны шарфами и шапками. Ребята начали объяснять, что они таким образом огурцы согревают.
Во 2 классе у нас замерзли цветы. Инициативная группа ребят взялась ухаживать за ними. Они нашли в интернете названия цветов, напечатали памятки по уходу и по очереди выполняли все рекомендации. Цветы ожили и радуют меня, ребят и гостей нашего класса.
Во время изучения темы юнита «Я - путешественник», учащиеся принесли из дома много ресурсов. Однажды, после того, как ученики ушли на урок физической культуры, я заметила на полу шкатулку – сувенир. Тогда я подумала, что кто-то из ребят ее бросил, и начала объяснять, где место для ресурсов. Тогда Еркежан стала рассказывать, что это музыкальная шкатулка из Кореи, в ней играет классическая музыка, а это может помочь растениям быстрее вырасти. Она вспомнила, как в 1 классе, в ходе изучения юнита «Звук и свет», мы говорили о влиянии разной музыки на всю живую природу. Юнит «Я - путешественник» был богат на действия. Рассматривая разные виды туризма, мы останавливались на экотуризме и научном туризме. По русскому языку читали много произведений о бережном отношении к природе. И даже пытались представить, какое послание нам могут оставить птицы на снегу. Бибарыс, например, стал наблюдать за птицами и другими животными. И попросил у родителей их покормить.
О важности цели и ожидаемых результатов говорит тот случай, когда мы представляли Италию. Каждый класс из параллели готовил презентацию определенной страны. Дети совершали путешествие в каждую из них, затем делились впечатлениями. Мы должны были представить особенности Италии так, чтобы нашим туристам было интересно, чтобы многое запомнилось и они захотели к нам приехать еще. Алимжан на одной из репетиций начал со слов: «В нашей стране…». И тогда меня поразило: ведь точно - не в Италии, а в нашей стране. Ведь мы должны вжиться в роль итальянцев. А Шади даже принесла фото своей семьи, потому что рассказывала о семейных ценностях, аргументируя, что так лучше запомнят.
Одним из последних сообщений от матери ученицы, было известие о том, что девочка воспитывает своего братика по нашему профилю.
В 3 классе мои ученики прочитали в социальных сетях об акции «Снежок доброты» в помощь мальчику, который заболел раком кости-саркомой. Они отказались от новогодних подарков, чтобы перечислить данные средства на лечение мальчика. Когда в классе мы беседовали на данную тему, прозвучали следующие мнения: «У нас в жизни будет еще много подарков, а мальчику мы можем подарить день жизни…», «У него, наверное, есть папа и мама, а также братья и сестра, друзья, которые его любят…». Взволновал ребят также тот факт, что ребенок спортсмен, и вдруг - болезнь. Они задались вопросом, отчего появляется данная болезнь, каковы меры профилактики, как она влияет на другие органы и организм в целом. Данные вопросы и последующее с ними исследование, возникли в рамках изучения темы «Системы организма».
На сегодняшний день учащиеся проявляют свои убеждения и установки в повседневных делах. Мною приведены лишь немногое из примеров действий. Я это вижу сама, слышу от коллег и родителей, и на душе становится теплее. Понимаю, что тот разрыв между школой и жизнью, который я чувствовала ранее, уменьшается. Навыки и знания становятся все более функциональными. А это значит, что придет время, и наши дети будут брать на себя ответственность за будущее нашей страны, мира. И те убеждения и установки, которые помогла создать школа и семья, перерастут в глобальные действия.
Используемая литература:
1. Программа начальной школы (PYP), 2007 г.
2. Руководство для учителя. Третий базовый уровень, 2006 г.
|