Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №10 п. Каменский Красноармейского района
Саратовской области
VI региональный Фестиваль проектов «Планета Знаний»
Дерево, которое помнит
Область научных знаний: география, биология
Номинация: Социальный(практико-ориентированный) проект
|
Методический паспорт
Название проекта Дерево, которое помнит…
Руководитель проекта Чупрыненко Валентина Владимировна, учитель географии МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»
Предметная область география, биология
Возраст учащихся 15-17 лет
Автор проекта: Петров Дмитрий, учащийся 10 класса МБОУ «СОШ №10 п. Каменский»
Типология проекта исследовательский, практико-ориентированный.
Проблема: В древности лес занимал почти всю сухопутную часть нашей планеты. Значение леса в жизни человека неоценимо.
Планируемый результат: формирование универсальных учебный действий:
• Познавательных:
-освоение методов научного познания (наблюдение, сравнение, измерение, абстрагирование, анализ, синтез),
-умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации,
• Регулятивных:
- составление и реализация планов работ над проектами и проведение исследований,
- оценивание полученных результатов проектов и выводов исследования,
- преодоление проблем, возникающих при работе над проектами и проведение исследований,
- сотрудничество при работе над групповыми проектами,
• Коммуникативных
-создание средства опосредованной коммуникации: печатных, электронных публикаций, мультимедийной продукции,
-умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи.
практическая – научится определять возраст дерева.
Оборудование Учебная литература, энциклопедии, компьютер, подключенный к сети Интернет, фотографии из личного архива учащихся.
Актуальность проекта: В древности лес занимал почти всю сухопутную часть нашей планеты. Значение леса в жизни человека неоценимо. Испокон веков лес укрывал человека от непогоды, спасал от стихийных бедствий, согревал и кормил.
Дерево является уникальным свидетелем тех или иных событий и процессов, происходящих на нашей земле.
Практическая значимость проекта и исследования: материалы проекта могут быть использованы при проведении уроков окружающего мира, географии, биологии.
Цель работы ученическая в том, чтобы найти самое возрастное дерево
Цели педагогические: расширять словарный запас учащихся, развивать творческие способности и кругозор, воспитывать у школьников бережному отношению к природе, к новому виду деятельности.
Формирование УУД
Познавательные УУД: умение извлекать информацию из схем, иллюстраций; представлять информацию в виде схемы, иллюстрации, умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей
Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Задачи (ученика):
1) Найти информацию по теме
2) Узнать способы определения возраста
3) Изучить деревья, растущие в нашей местности
4) Выявить, что знают окружающие по данной теме
5) Обобщить изученный материал и познакомить с ним всех заинтересованных лиц.
Этапы работы над проектом (описание).
I. Погружение в проект и планирование деятельности
II. Осуществление деятельности по решению проблемы
III. Оформление результатов
IV. Презентация результатов
V. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Погружение в проект и планирование деятельности
В 2017 году поселок Каменский отмечал свой 250 летний юбилей. 250…много это или мало? Если сравнивать с человеческой жизнью, то много, а если с эпохами истории, то наверно нет…
До наших дней не дожил ни один из основателей нашего села, но мы решили узнать есть ли среди окружающих наш поселок деревьев такие, которые «помнят» в лицо основателей нашего поселка.
Мы составили план работы над проектом:
1.Найти материал о том, как определить возраст дерева
- Подготовить презентацию.
- Подготовить табличку для дерева
- Обобщить материал, сделать выводы.
- Познакомить всех заинтересованных лиц со своей работой.
Осуществление деятельности по решению проблемы
1 этап. Поиск информации
Свою работу мы начали с поиска способов определения возраста деревьев. Нашли несколько:
У каждого дерева можно определить возраст.
Чтобы определить возраст дерева, специалисты используют особый инструмент – бур. Это приспособление напоминает штопор,
Как узнать возраст хвойного дерева.
- Мы можем вычислить возраст хвойного дерева посчитав, сколько на нем ярусов ветвей. Каждый год на дереве появляется новый ярус. Но нужно быть внимательным с возрастом нижние ветви засыхают и опадают. На их месте остаются метки, которые со временем понемногу зарастают корой и становятся невидимыми.
Определение возраста небольшого дерева.
- Посмотрев, как следует на небольшое дерево, мы увидели, что побеги, появившиеся в этом году, отличаются от остальных частей. Кора на них более гладкая, древесина мягкая. Каждый год из почек появляются новые побеги. Молодой побег отделен от прошлогоднего выступающим кольцом. Этот шрам оставили чешуйки отпавшей почки. На новых ростках еще нет веток. Они вырастут в следующем году из почек.
Кольцо за один год
- Чтобы определить возраст дерева, нужно сосчитать годичные кольца на его стволе. За один год древесина увеличивается на одно кольцо. В каждом кольце есть толстый светлый слой, который сформировался весной. Другой слой тоньше и темнее, он появился в летний период и служит дереву опоройс помощью которого из ствола дерева вынимают небольшой кусок древесины. Остается потом лишь сосчитать годичные кольца.
Еще один способ это измерение диаметра дерева.
Визуально осмотрев нашу местность, выделили наиболее густые и высокие скопления взрослых деревьев. Затем выделили самые крупные по высоте и диаметру ствола.
Изучая деревья визуально мы попутно обращались к сети интернет и к старожилам нашего поселка, а так же в краеведческий музей п. Каменский и выяснили, что наш поселок не отличался густой растительностью, лишь изредка можно было увидеть деревья.
Со слов старожил и при изучении истории поселка, мы выяснили где могли располагаться старые деревья и выяснили, что отдельно стоящие деревья были лишь у речки Лесной Карамыш и на современной территории школы.
В поисках свидетеля мы обошли почти всю округу поселка, сделали массу замеров, после нахождения окружности мы стали находить возраст деревьев.
Так как нам доступны только самые не точные методы определения возраста, то мы провели 2 способа расчета:
• длина окружности на высоте 130 см. от земли 174, то получаем возраст дерева: (184/6,28)х60 см=175лет
• пропорция: если длину окружности 600 см. на высоте 130 см. от земли дуб имеет в 500 лет, то 184 см. в возрасте 153 года.
В результате, по разным методикам подсчета, у нас получился возраст дерева от 120 до 180 лет. Таким образом, дубу около 200 лет!
И полученные нами результаты мы заносили в таблицу. Выделили 2 крупных экземпляра, один на берегу речки, второй на территории школьного двора
№ Дерева.
|
Окружность.
|
Название дерева
|
Возраст.
|
Дерево №1.
|
410 см
|
Ива
|
От 60-100 лет
|
Дерево №2.
|
184 см
|
Дуб
|
От 120-180 лет
|
Конечно, в данных измерениях могут быть погрешности, но они не столь велики.
II этап. Изготовление таблички
Результатом наших поисков стало дерево, которому около 200 лет - это значит, что оно помнит: как начинал жить посёлок, кто были первыми жителями. Это дерево помнит всё то, через что прошли поколения, жившие в нашем посёлке: голод в Поволжье, депортацию немцев, создание и распад колхозов, времена перестройки. Это дерево стоит на территории нашей школы, мы очень часто малышами под ним играли, не задумываясь, какую длинную историю хранит это дерево. Извилины на его коре, как будто отпечатки судеб каждого жителя. Дерево несёт в себе огромное количество информации, и может являться единственным свидетелем того или иного события.
Чтобы оставить напоминание о том, что на территории школы есть уникальное для нашего поселка дерево, мы изготовили металлическую пластину с надписью, так же этой весной планируем высадить несколько саженцев хвойных деревьев. Кто знает, может именно они станут свидетелями великих событий нашего поселка.
III этап.
Оформление результатов
Проектным продуктом стали табличка и саженцы деревьев.
Презентация результатов
Презентация проекта состоялась на конкурсе «Лес и человек».
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
Работая над проектом мы узнали много нового. Узнали как определять возраст деревьев.
Вывод: Результатом наших поисков стало дерево, которому около 200 лет - это значит, что оно помнит: как начинал жить посёлок, кто были первыми жителями. Это дерево помнит всё то, через что прошли поколения, жившие в нашем посёлке: голод в Поволжье, депортацию немцев, создание и распад колхозов, времена перестройки. Это дерево стоит на территории нашей школы, мы очень часто малышами под ним играли, не задумываясь, какую длинную историю хранит это дерево. Извилины на его коре, как будто отпечатки судеб каждого жителя. Дерево несёт в себе огромное количество информации, и может являться единственным свидетелем того или иного события.
|