Submitted by Елена Владимировна Захаренкова on Wed, 28/02/2018 - 17:50
Задачи:
образовательные:
повысить уровень владения учащихся компьютерными технологиями при обучении аналитико-синтетическому чтению и дактильной речи на основе лексического материала по темам «Овощи», «Фрукты», «Учебные вещи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки»;
расширить возможности осуществления пробующих поисковых действий, совершаемых в процессе работы за компьютером при определении последовательности слогов в слове («Заколдованное слово»), выборе нужного слова или выражения по заданиям («Жилищем этого животного является …», «Это животное …», «Подбор слов к определённым признакам», «У каждого дома своё слово-житель», «Рассказ по картинкам», «Назови одним словом», «Домашние и дикие животные», «Место сбора овощей и фруктов», «Магазин игрушек); при печатании слова под картинкой в открытых тестовых заданиях;
производить буквенный анализ слов, отгаданных по описанию, с опорой на картинки-подсказки («Кроссворд»), учить самостоятельно печатать буквы в ячейки,
реализовать доступность и восприятие информации за счет параллельного представления информации в разных формах: визуальной и слуховой;
использовать дактиль при восприятии каждой буквы в слове;
воспитательные:
повысить эмоциональную атмосферу на занятиях за счёт создания ситуаций сопричастности к происходящему, желания прийти на помощь Мурзилке;
воспитывать самооценку и самоконтроль.
Аннотация. Предлагаемые тестовые задания содержат практический материал по обучению грамоте и соответствуют требованиям государственных стандартов начального образования. Задания составлены с учётом компетентностного подхода в обучении первоклассников. Выполняя разнообразные задания, учащиеся овладевают навыками смыслового чтения предложений, культурой речи, лексикой. Современность созданного ресурса заключается в интерактивности тестовых заданий: обучающих, игровых, итоговых. Интерактивность тестовых заданий повышает мотивированность учащихся к учебной деятельности. Важность ресурса состоит в том, что позволяет формировать у учащихся самооценку и умение проводить самоконтроль при проверке правильности/неправильности ответов.
Ожидаемые результаты. В результате усвоения предложенного материала учащиеся:
определят последовательность слогов в слове; выберут нужное слово или выражение по заданиям; напечатают слова под картинками; научатся самостоятельно печатать слова, отгаданные по описанию с опорой на картинки-подсказки;
научатся анализировать, сопоставлять, сравнивать, самостоятельно справляясь с тестовыми заданиями;
сформируют у себя навыки рефлексии.
Техническое и программное обеспечение: компьютер (ноутбук), мультимедиа проектор (экран); программы PowerPoint 2007 / 2010 / 2013. Для корректной работы с ресурсом необходимо извлечь папку «Захаренкова_Мурзилкоград» на любое место ПК. В ответ на предупреждение системы безопасности при открытии презентации кликнуть «Включить содержимое». Завершив просмотр презентации, закрыть без сохранения.
Структура интерактивного образовательного ресурса.
Ресурс содержит пять основных блоков, переход к которым осуществляется со слайда 3:
Приглашение в путешествие
Изба-читальня
Игродром
Кроссворд
Тестирование
Цель блока «Приглашение в путешествие» (сл. 4, 5) - знакомство с основным героем Мурзилкой.
Задачи: написать своё имя; участвовать в диалоге («Мурзилкоград»); посмотреть темы для повторения («Интерактивная лента»).
Цель блока «Изба-читальня» (сл. 6 – 24) - выполнение обучающих заданий, направленных на обучение грамоте с использованием подсказок; контролирование ответов и исправление ошибок.
Задачи обучающих заданий:
Модуль «Заколдованное слово» (сл. 6 – 9): печатать слово, прочитанное по слогам (использование открытого слога); использовать дактилологии при восприятии каждой буквы в слове; использовать чтение как средство формирования словесной речи.
Модуль «Этот предмет называется словом …» (сл. 10 – 13): составлять подписи под картинкой с использованием подсказки; применять дактилологию при восприятии каждой буквы в слове; использовать чтение как средство формирования словесной речи.
Модуль «Жилищем этого животного является …» (сл. 14 – 16): соотносить животное и его жилище, оформлять свои высказывания с учётом правильного ответа.
Модуль «Это животное …» (сл. 17 – 18): проводить элементарные обобщения по значению действия как лексико-грамматического разряда, использовать глагольную лексику, обозначающую действия в настоящем времени.
Модуль «Подбор слов к определённым признакам» (сл. 19 – 21): согласовывать слово с его признаками, подбирать определения к существительному.
Модуль «У каждого дома своё слово-житель» (сл. 22 – 23): подбирать слова по указанному грамматическому признаку (единственное и множественное число, женский и мужской род).
Модуль «Рассказ по картинкам» (сл. 24): передавать содержание серии картин в виде нескольких взаимосвязанных предложений
Цель блока «Игродром» - обобщение и систематизация знаний по темам «Овощи», «Фрукты», «Учебные вещи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки».
Задачи игровых заданий:
Модуль «Назови одним словом» (сл. 25 – 27): объединять слова в группы по указанному обобщающему слову.
Модуль «Домашние и дикие животные» (сл. 28 – 29): выбирать слова по указанному обобщающему признаку («Домашние животные», «Дикие животные»).
Модуль «Место сбора овощей и фруктов» (сл. 30): понимать значение вопроса «где?» и определять место сбора огурцов и яблок; активизировать устную речь.
Модуль «Магазин игрушек» (сл. 31): соотносить графический образ слова с картинкой (задание 1, 2); отвечать на вопросы о цвете (задание 3); устанавливать порядок букв в слове с опорой на картинку-образ (задание 4); различать глаголы, обозначающие состояния (лежит, сидит, стоит) (задание 5 и 7); понимать значение предлога «рядом», закреплять графический образ слов (задание 6); устанавливать соответствие между предметом и местом его покупки (задание 8); оказывать помощь Мурзилке.
Модуль «Машина состоит из этих частей» (сл. 32): устанавливать соответствия между целым (машиной) и её частями (кузовом, кабиной, колёсами) с помощью макроса Drag and Drop.
Модуль «Путаница» (сл. 33): выделять одушевлённые и неодушевлённые предметы (кто? что?), объединять слова в группы по указанному грамматическому вопросу (кто? что?); использовать технологию перетаскивания с помощью макроса Drag and Drop для самопроверки.
Цель блока «Кроссворд» (сл. 34) - самостоятельная запись слов в ячейки кроссворда, самопроверка.
Задачи: узнавать слово-ответ по описанию; уметь пользоваться картинкой-подсказкой; самостоятельно печатать буквы в каждую ячейку кроссворда после буквенного анализа слова; осуществлять самопроверку.
Цель блока «Тестирование» - обобщение навыков смыслового чтения.
Задачи: ориентироваться в видах задания; уметь самостоятельно давать правильный ответ с опорой на картинки и без зрительной опоры; упражняться в буквенном анализе слова; развивать стремление повторно проходить итоговый зачёт, добиваясь стопроцентного результата.
Ключевые слова: учащиеся с нарушенным слухом, тесты, УУД.
Автор: Захаренкова Елена Владимировна, воспитатель.
Место работы: Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4 I и II вида» г. Сыктывкара (ГОУ РК СКШИ №4).
Рекомендациипо использованию ресурса.
Данный ресурс предназначен для проведения цикла воспитательных занятий, поэтому его отдельные задания можно включать в разнообразные темы. Например: «Как хорошо уметь читать!», «С мамой и папой в Мурзилкограде», «Экскурсия по магазинам», «Знатоки кроссворда», «Грамотеи спешат на помощь», «Мы грамотными стали», «Овощи», «Фрукты», «Учебные вещи», «Домашние животные», «Дикие животные», «Игрушки» и др.
Предполагаемые варианты использования обучающих и игровых заданий по темам:
Итоговое тестирование можно использовать при условии хорошего усвоения учащимися обучающих и игровых тестовых заданий, так как подсказок нет.
Работа может быть использована как иллюстративный, обучающий и проверочный материал как в индивидуальной, так и в групповой работе.
В Приложении 1 представлены фото с воспитательного занятия «С мамой и папой в Мурзилкограде».
Приложение 2 содержит послайдовое описание использования ресурса.
В Приложении 3 имеется таблица с правильными вариантами ответов на тестовые задания, в Приложении 4 – таблица шаблонов макросов.
Для корректного просмотра заданий с использованием картинок в качестве индикаторов в архивированную папку вложена отдельная папка «Картинки».
Информационные источники
№ слайда
Интернет-ресурсы
1
Шаблон презентации из коллекции PowerPoint2010
Картинка (скриншот) (+ на сл. 4)
2
Лист календаря (+ на сл. 35)
Часы (+ на сл. 35)
Знак (+ на сл.35)
Мурзилка (+ на сл. 4, 6-10, 30, 35)
3
Картинки 1, 2, 3, 4, 5
5
Игрушки
Учебные вещи: 1 (+ на сл. 11), 2, 3 (+ на сл. 33), 4, 5 (+ на сл. 33), 6, 7, 8 (+ на сл. 33), , 9, 10 (+ на сл. 33), 11, 12
Домашние животные
Дикие животные + волк (+ на сл. 34) + ёж (+ на сл. 10)
Фрукты
Овощи: 1 (+ на сл.12), 2 , 3, 4 (+ на сл. 31, 36), 5, 6, 7, 8, 9
12
Пирамидка
14-16
Медведь Белка Лиса
17
Кошка (+на сл. 28-29)
18
Собака (+на сл. 28-29)
24
Картинки
25-29
Смайлик 1
Смайлик 2
28-29
Лось Лиса Поросёнок Кабан
30
Корзина Огурец Яблоко
31
Мишка Зайка Паровоз Матрёшка Мяч Кубики Барабан (+ на сл. 37) Юла
32
Машинка
33
Книга
34
Белка Медведь Лиса Заяц Олень
Информационные материалы
Лобанова Р. Б. Общие правила оформления презентации
Черткова М. Д. Вывод сообщений с помощью функции Msg Box
Черткова М. Д. Ввод сообщений с помощью функции InputBox
Черткова М. Д. Вывод сообщений с помощью оператора UserForm
Черткова М. Д. Возможности использования элемента управления CommandButton (кнопка) в презентации
Черткова М. Д. Создание тестовых заданий в открытой форме с помощью элемента управления «поле»
Черткова М. Д. Создание тестовых заданий с выбором одного правильного ответа
Черткова М. Д. Создание тестовых заданий с выбором нескольких правильных ответов
Черткова М. Д. Создание тестовых заданий на установление соответствия, на установление последовательности, с градуированными ответами с помощью элемента управления «поле»
Черткова М. Д. Создание тестовых заданий различных видов с помощью пользовательских диалоговых окон
Черткова М. Д. Создание интерактивного кроссворда
Черткова М.Д. Использование технологии перетаскивания для создания заданий