Рабочая программа специализированного учебного курса по математике. Решение текстовых задач. 8 класс
Submitted by Стелла Анатольевна Жакупова on вс, 11/02/2018 - 11:26
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска "Гимназия № 3 в Академгородке"
Рабочая программаспециализированного учебного курса по математике«Решение текстовых задач».
8 В класс (естественнонаучного профиля) 2014-2015 учебный год
Учитель: Жакупова Стелла Анатольевна
Программа рассчитана на 36 учебных недель. Количество часов: 1 час в неделю, всего 36 часов за год.
Пояснительная записка
1. Общие сведения
Нормативное обеспечение
Рабочая программа специализированного курса по математике «Решение текстовых задач» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике;
- примерных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающими реализацию стандартов первого поколения в соответствии с Приказом МО РФ от 05.03.04 г. № 1089 (размещены на официальном сайте Министерства образования и науки http://www.mon.gov.ru);
- письма Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в образовании «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» от 07.07.2005 г. № 03-1263.
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ вступает в силу 01.09.2013);
- Федерального Закона РФ от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;
- приказа Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 03.06.2008 № 164, от 31.08.2009 № 320, от 19.10.2009 № 427, с изменениями, внесенными приказами Минобрнауки РФ от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 № 69);
- приказа Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 03.06.2011 № 1994, от 01.02.2012 № 74);
- приказа Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области от 01.07.2014 № 1573 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для государственных и муниципальных образовательных учреждений Новосибирской области, реализующих программы общего образования, на 2014/2015 учебный год».
- учебного плана МБОУ гимназия № 3 в Академгородке на 2014-2015 учебный год.
2. Место предмета в учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и базисному учебному плану гимназии на реализацию данной рабочей программы специализированного курса по математике в 8 В классе отведено 36 ч из расчета 1 ч в неделю.
3. Общая характеристика особенностей учебного курса
С задачами (житейскими, производственными, научными и др.) человек встречается ежедневно. Научиться решать задачи, понимать их сущность, владеть общими методами поиска их решения чрезвычайно важно.
Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на итоговой (государственной) аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих обучающихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математике. В этом специализированном курсе можно восполнить данный пробел.
Итоговый письменный экзамен ГИА по математике за курс основной школы сдают все учащиеся 9-х классов, поэтому необходимо начать подготовку обучающихся как можно раньше.
Актуальность данного специализированного курса состоит в том, что он направлен на систематизацию, углубление и расширение знаний учащихся по математике, развитие их алгоритмического мышления и логической культуры. Данный курс развивает мышление и исследовательские умения учащихся, формирует базу общих универсальных приемов и подходов к решению текстовых задач соответствующих типов.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, поэтому актуальность курса заключается в том, что здесь шире рассматриваются задачи на составление уравнений и систем уравнений, предлагаемые школьной программой.
В данном курсе показаны методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающихся на итоговой аттестации в школе, продемонстрированы принципы подхода к решению таких задач и структура процесса их решения.
Задачи, рассматриваемые в данном специализированном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия предполагают решение задач на высоком уровне сложности, но включают в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.
Он является максимально практико-ориентированным, позволяет показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания широко применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также тем, что сюжеты задач взяты из реальной жизни и приближены к жизненному опыту обучающихся. Это служит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, учтен выбор профиля дальнейшего обучения (8 В класс – класс естественнонаучного профиля).
В данном специализированном курсе не предусмотрены долговременные контрольные работы и систематические обязательные домашние задания для всех обучающихся. По желанию учителя возможна проверка знаний различными способами: устный опрос, тесты, творческие работы, игровые формы проверки знаний, самоконтроль и взаимоконтроль.
Данный курс имеет общеобразовательный, межпредметный характер, освещает роль и место математики в современном мире. Изучение методов решения типовых задач проводится в форме обзорных лекций с разбором ключевых задач. Курс состоит из тем математики 5-8 классов. Изучаемый материал примыкает к основному курсу, дополняя его историческими сведениями, сведениями важными в общеобразовательном или прикладном отношении, материалами занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Прежде, чем приступать к решению трудных задач, рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.
Таким образом, программа специализированного курса предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс математики на более высоком уровне. Преподавание курса строится как углубленное изучение вопросов, предусмотренных программой основного курса математики 5-8 класса. Углубление реализуется на базе обучения методам и приемам решения текстовых математических задач, требующих логической и операционной культуры, развивающих алгоритмическое мышление учащихся. Занятия дают возможность больше рассматривать задачи практического содержания и работать над ликвидацией пробелов знаний учащихся.
4. Особенности классов
Содержание основного общего образования по математике ориентируется на возрастную специфику учащихся гимназии и специфику образовательного процесса, на перспективы развития личности и широкий спектр интересов родителей и их детей, на возможности педагогического коллектива.
МБОУ гимназия № 3 в Академгородке – инновационное общеобразовательное учреждение гуманитарной направленности, которое ориентировано на качественное современное многокультурное образование на уровне международных стандартов. Это – общественно-активная школа, центр местного сообщества и пример эффективного социального партнерства в образовании, где создаются условия для развития гимназиста как личности и социальной успешности учащихся и выпускников школы.
Цель ОП гимназии – обеспечение условий эффективного развития образовательного пространства гимназии для подготовки человека к жизни в быстро меняющихся социокультурных условиях поликультурной среды, требующих способности к саморазвитию и творчеству.
Гимназия № 3 находится в центре Академгородка. Значительная часть родителей имеют высшее образование, часть родителей – научные сотрудники НИИ СО РАН и преподаватели НГУ, поэтому обучающиеся нацелены на получение качественного образования, дающего возможность продолжения образования в НГУ и других ВУЗах города, региона, России и за рубежом.
Специфика определяется также профильностью обучения в старших классах: часть детей уходит из гимназии в СУНЦ НГУ, ВКИ НГУ и др. ОУ, часть остается в гимназии до выпуска, приходят новые дети с разным уровнем подготовки по математике, поэтому необходима большая дополнительная и внеурочная работа по предмету.
Программа рассчитана на обучающихся 8 В класса, в 2014-2015 уч. г. это класс естественнонаучного профиля. Ее содержание позволяет охватить основные вопросы школьного курса математики (с 5 по 8 классы). Включенный в программу материал может применяться для разных групп школьников. Программа ориентирована на практическое применение и обладает достаточной контролируемостью. Учащиеся, посещающие этот учебный курс, во время уроков работают по учебникам: Ю. Н. Макарычев и др. «Алгебра 8», Л. С, Атанасян и др. «Геометрия 7-9» и изучают математику по программе для общеобразовательных учреждений 5 часов в неделю.
5. Цели и задачи курса
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и творчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Цель курса:
Систематизация, углубление и расширение знаний учащихся по математике в соответствии с требованиями, предъявляемыми ФК государственных образовательных стандартов, развитие у учащихся интереса к предмету.
Задачи курса:
образовательные
·обобщить, систематизировать, расширить и углубить математические знания учащихся, необходимые для применения в практической деятельности при решении задач;
·сформировать у обучающихся умение решать текстовые задачи разного типа алгебраическим методом и умение ориентироваться в теоретическом материале этого уровня;
способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с учебной дополнительной литературой;
продолжить интеллектуальное развитие учащихся: формирование алгоритмического мышления, развитие логики и сообразительности, интуиции, пространственного воображения, математического мышления;
развивать познавательную, исследовательскую деятельность школьников и творческую активность учащихся в таких вопросах, как решение текстовых задач различными способами;
воспитывать способность анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, грамотно записывать решение.
Основные принципы:
обязательная согласованность курса с курсом математики 5-8 классов (специализированный курс является развивающим дополнением к курсу математики общеобразовательной школы);
вариативность (сравнение различных методов и способов решения одного и того же уравнения/системы уравнений или задачи);
самоконтроль (регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач должен быть непременным элементом самостоятельной работы учащихся).
В ходе освоения содержания данного специализированного курса учащиеся:
- получают возможность:
· научиться различать основные виды текстовых задач;
· овладеть методами решения задач на составление уравнений, систем уравнений;
· отработать и закрепить навыки решения уравнений и систем уравнений; построения/чтения графиков;
· проводить обобщение, классификацию, систематизацию объектов; сопоставлять, проводить сравнения и аналогии; переносить знания в новую ситуацию;
- приобретают и совершенствуют опыт:
· грамотного и четкого изложения своих мыслей в устной и письменной речи;
· включения результатов своей работы в результаты работы одноклассников;
· реконструирования практической задачи в математическую модель;
· выполнения основных требований к решению любой текстовой задачи (удачный выбор неизвестных, составление уравнений и формализация того, что требуется найти, решения полученной системы уравнений или неравенств).
Особенности курса:
· Краткость изучения материала.
· Практическая значимость для учащихся.
· Нетрадиционные формы изучения материала.
Изучение данного специализированного курса по математике «Решение текстовых задач» может помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения в старшем звене).
6. Содержание курса
Курс рассчитан на 36 часов (1 час в неделю). Программа состоит из 7 разделов, связанных общей идеей. Занятия предполагается проводить в основном в форме мини-лекций, семинаров-практикумов, уроков-исследований. На занятиях решаются бытовые, ситуативные задачи, задачи, решаемые как методами алгебры (с помощью уравнений/систем уравнений), так и без составления уравнений, т.е. арифметические задачи.
Курс “Решение текстовых задач” связан как с математикой, так и с химией, физикой. Изучение его поможет учащимся получить представление о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, а также овладеть математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин.
Тематическое планирование учебного курса
№ раздела
Название раздела курса
Кол-во часов
I.
Текстовая задача и процесс ее решения
2
II.
Проценты
9
III.
Оптимальный выбор и целые числа
3
IV.
Движение
11
V.
Работа
6
VI.
Другие задачи
3
VII.
Любимые задачи
2
Итого
36
Iраздел.Текстовая задача и процесс ее решения(2 часа)
В разделе “Текстовая задача и процесс ее решения” вводится понятие “текстовой задачи”, рассматриваются классификация задач и методы их решения. Особое внимание уделяется рассмотрению вопросов, раскрывающих этапы решения задачи и приемам их выполнения, а также моделированию в процессе решения текстовых задач.
Основные целиучебных занятий
Повторить, систематизировать и обобщить знания о текстовых задачах по курсу математики 5-7 класса. Привить навыки решения задач разного типа. Рассмотреть арифметический, алгебраический, геометрический, комбинированный способы решения.
IIраздел. Проценты (9 часов)
Основные целиучебных занятий
Дать основные соотношения, используемые при решении задач на проценты. Дать формулу «простых и сложных процентов». Рекомендовать составлять таблицу-условие; рисунок-условие. Привить навыки решения задач на основании условия всевозможными способами (с помощью уравнений и систем уравнений). Преодолеть психологические трудности, связанные с нечетким пониманием химических процессов, показав, что никаких химических процессов, влияющих на количественные соотношения задачи, не происходит
Тема 2.1. Основные задачи на проценты (2 часа)
Устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого.
Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приёмах решения задач.
Тема 2.2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях (2 часов)
Показ широты применения в жизни процентных расчётов.
Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчётами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост, определение начальных вкладов.
Тема 2.3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию (3 часа)
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.
На занятиях решаются задачи на смеси, растворы и сплавы, в которых в качестве неизвестных удобно выбирать либо весь вес (или объем) вещества, которое нас интересует в смеси, либо его консистенцию, т.е. вес (или объем) данного вещества в единице веса (или объема) смеси.
Тема 2.4. Решение разнообразных задач по всему разделу (1 час)
Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты.
IIIраздел. Оптимальный выбор и целые числа (3 часа)
На занятиях рассматриваются некоторые свойства целых чисел и решаются задачи на эти свойства; задачи на оптимальный выбор.
Основные целиучебных занятий
Познакомить учащихся с основными свойствами целых чисел. Привить навыки решения задач в целых числах, решаемых либо арифметическим способом, либо логически.
IVраздел. Движение (11 часов)
Задачи на движение занимают большое место в курсе алгебры основной школы. На занятиях рассматриваются задачи на движение: на встречное движение, движение в одном направлении, движение в противоположных направлениях, движение по замкнутой траектории). В разделе рассматривается “Алгебраический метод”: на составление уравнений и систем уравнений с двумя и тремя неизвестными.
Основные целиучебных занятий
Дать основные соотношения, которые используются при решении задач на движение. Рекомендовать составлять таблицу, рисунок с указанием расстояний, векторов скоростей и других данных задач. Привить навыки решения всех типов задач на движение (по дорогам, по реке, по кругу) алгебраическим способом (с помощью уравнений и систем уравнений).
Vраздел.Работа (6 часов)
На занятиях решаются задачи на работу, в которых, как правило, за неизвестное принимается производительность, роль которой такова же, как роль скорости в задачах на движение.
Основные целиучебных занятий
Дать основные соотношения, используемые при решении задач на производительность. Рекомендовать составлять схемы-условия. Привить навыки решения таких задач при рассмотрении частей всей работы алгебраическим способом (с помощью уравнений и систем уравнений)
VIраздел. Другие задачи (3 часа)
В разделе “Другие задачи” рассматриваются некоторые специальные виды задач, в которых по условию невозможно однозначно построить математическую модель и приходится рассматривать все возможные случаи. Это задачи с альтернативным условием; задачи, математические модели которых содержат неравенства; задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы. Поэтому всякое указание, относящееся ко всем задачам, носит самый общий характер.
Основные целиучебных занятий
Показать, что задачи, которые возникают при решении практических и теоретических вопросов, имеют свои индивидуальные особенности. Поэтому их исследование и решение носят самый разнообразный характер. Решение таких задач алгебраическим методом не подчиняется какой-либо единой, достаточно универсальной схеме.
VIIраздел. Любимые задачи (2 часа)
Оставшиеся 2 часа (заключительные уроки «Любимая задача») отводятся на защиту проектов–решений индивидуальных (или групповых) задач по выбранному (или рекомендованному в зависимости от рефлексии) разделу/разделам курса.
Основные целиучебных занятий
Выработать и развить умения учащихся публично выступать, анализировать ответы выступающих, проводить самоанализ (сообщения, доклады, презентации; самоанализ и взаимоконтроль). Показать применение полученных знаний в дальнейшем
7. Учебно-тематическое планирование учебного курса
1 час в неделю, всего в год 36 часов:
№ урока
Название раздела курса, темы занятия
Кол-во часов
Iчетверть (9 уроков)
1-2
I. Текстовая задача и процесс ее решения
2
II. Проценты
9
3-4
2.1. Основные задачи на проценты
2
5-7
2.2. Процентные расчёты в жизненных ситуациях
3
8-9
2.3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию
2
IIчетверть (7 уроков)
10
2.3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию
1
11
2.4. Решение задач по всему разделу «Проценты»
1
III. Оптимальный выбор и целые числа
3
12
3.1.Некоторые свойства целых чисел
1
13
3.2.Задачи на оптимальный выбор
1
14
3.3.Задачи на целые числа
1
IV. Движение
11
15-16
3.1.Встречное движение
2
IIIчетверть (10уроков)
17-18
3.2.Движение в одном направлении
2
19-20
3.3.Движение в противоположных направлениях
2
21-22
3.4.Движение по замкнутой траектории
2
23-24
3.5. Движение по/против течения, в стоячей воде
2
25
3.6. Решение задач по всему разделу «Движение»
1
V. Работа
6
26
5.1. Задачи на раздельную работу
1
IVчетверть (10уроков)
27-28
5.2. Задачи на совместную работу
2
29-30
5.3. Задачи на заполнение бассейна
2
31
5.4. Решение задач по всему разделу «Работа»
1
VI. Другие задачи
3
32
6.1.Задачи с альтернативным условием
1
33
6.2.Задачи, математические модели которых содержат неравенства
1
34
6.3.Задачи, в которых число неизвестных превышает число уравнений системы
1
35-36
VII. Любимые задачи
2
Итого
36
Предлагаемая программа мобильна, т. е. даёт возможность уменьшить количество задач по любой теме при установлении степени достижения результатов. В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов/тем.
8. Результаты обучения
Ожидаемые результаты освоения программы курса
Некоторые учащиеся имеют возможность научиться решать задачи более высокого уровня по сравнению с обязательным уровнем сложности, овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне их свободного использования. Следует отметить при этом, что требования к знаниям и умениям учащихся ни в коем случае не завышены. Чрезмерность требований порождает перегрузку и ведёт к угасанию интереса.
Для учащихся, которые не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше, так как курс строится на базе школьной программы с постепенным усложнением заданий и имеет практическую направленность.
В ходе освоения обучающимися содержания данной программы ожидаются:
освоение большинством учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация и др., в результате решения ими соответствующих текстовых задач, дополняющих основной материал курса математики 5-8 классов;
повышение уровня математического развития школьников в результате углубления и систематизации их знаний по основному курсу;
формирование устойчивого интереса школьников к предмету в ходе получения ими дополнительной информации, основанной на последних достижениях математической науки и педагогической дидактики.
В результате освоения содержания программы учащиеся получат возможность совершенствовать и расширить круг общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Познавательная деятельность
Умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность. Создание идеальных и реальных моделей объектов, процессов.
Информационно-коммуникативная деятельность
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Умение развернуто обосновать суждение, приводить примеры, анализировать решение товарищей.
Рефлексивная деятельность
Владение навыками организации и участие в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств её достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат.
Формирование ключевых компетентностей
готовность к самообразованию;
готовность к использованию информационных ресурсов;
готовность к социальному взаимодействию;
коммуникативная компетентность.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучающиеся должны
знать/понимать:
что уравнения – это математический аппарат решения разнообразных задач из математики, смежных областей знаний, практики;
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
некоторые основные свойства целых чисел;
классификацию задач на проценты, движение, работу и методы их решения;
уметь:
определять тип текстовой задачи, применять особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
решать текстовые задачи алгебраическим способом, переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления квадратного/дробно-рационального уравнения или систем уравнений; интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений исходя из формулировки задачи;
решать линейные, квадратные уравнения и дробные рациональные уравнения, а также уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы графическим способом, способами подстановки и сложения;
решать основные задачи на проценты; находить процент от величины; находить процент одной величины от другой; применять знания процентов в жизненных ситуациях; решать задачи на смеси и сплавы
решать основные задачи на движение (в одном направлении, в противоположных направлениях, по замкнутой траектории, по/против течения, в стоячей воде);
решать основные задачи на раздельную и совместную работу;
использовать дополнительную математическую литературу, интернет-ресурсы с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приёмов;
интерпретации результатов решения задач с учётом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
9. Критерии оценивания и формы контроля
Предполагается выполнение комментированных упражнений, когда один из учеников объясняет вслух ход выполнения задания. Эта форма помогает учителю «опережать» возможные ошибки. При этом нет механического списывания с доски, а имеет место процесс повторения. Сильному ученику комментирование не мешает, среднему – придаёт уверенность, а слабому – помогает. Ученики приучаются к вниманию, сосредоточенности в работе, к быстрой ориентации в материале. Эта форма работы развивает точную, лаконическую речь, способность работать в скором темпе, быстро собираться с мыслями и принимать решения.
Проверочные самостоятельные работы рассчитаны на часть урока. Задания выбираются по усмотрению учителя, в зависимости от состава учащихся курса, их подготовленности.
Работа в парах выполняется в сотрудничестве с учителем, выполняют различные задания в соответствии с познавательными интересами в каждой группе, приоритетами и возможностями, с обязательным обсуждением результатов работы.
Способы оценивания работы учащихся на курсе – отзыв учителя о проделанной работе учащегося, самопроверка, взаимопроверка.
10. Учебно-методическое обеспечение
Организация учебно-воспитательного процесса (УВП)
При проведении занятий по курсу на первое место выйдут следующие формы организации работы: групповая, парная, индивидуальная; методы работы: тренинги, эвристические, частично-поисковые, исследовательские.
Формы организации занятий – практикумы по решению задач, зачетные работы, лекции, консультации, беседы:
· мини-лекция/новый материал небольшой по объёму/,
· консультация /индивидуально, если материал изучался в урочное время/,
· занятие-обсуждение/фронтальная работа над проблемной ситуацией/,
· практикум по решению задач/фронтально-индивидуальный метод работы/.
Виды деятельности учащихся:
· поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,
· решение задач,
· рефлексия своей учебной деятельности при изучении курса,
· выполнение домашних заданий (по выбору учащихся),
Материально-технические условия реализации программы
Для проведения занятий имеется в наличии:
1) кабинет;
2) ТСО;
3) компьютер;
4) мультимедийный проектор;
5) экран;
6) чертежный инструмент.
11. Список литературы
Для учителя:
1. Студенецкая В. Н., Сагателова Л. С. «Математика 7-9. Сборник элективных курсов» - Волгоград: Учитель , 2007.
2. М. Н. Кочагина. Математика 9 класс: Подготовка к ГИА – М: Эксмо, 2014.
8. Н.Прокопенко «Задачи на смеси и сплавы» (Библиотечка «Первое сентября», №31).
9. Водингар М.И., Лайкова Г.А. Решение задач на смеси, растворы, сплавы (“Математика в школе” № 4, 2010).
10. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты («Математика в школе» №4, 1998).
11. Симонов А.С. Сложные проценты («Математика в школе» №6, 1998)
12. Ф.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Экельман. Система тренировочных задач и упражнений по математике. Москва “Просвещение”, 2001 г.
13. Демидова Т.Е., Теория и практика решения текстовых задач. / Т.Е. Демидова, А.П.Тонких. – М.: Просвещение, 2004.
14. Бобровская А.В., Текстовые задачи курса алгебры средней школы. / А.В.Бобровская. – М.: Илекса, 2002.
15. Сканави М.И., Сборник задач по математике для поступающих во втузы. Учебное пособие / М.И. Сканави.- М.: Просвещение, 1998.
Для учащихся:
1. Учебники за 5 – 8 классы, авторы Н. Я. Виленкин, Ю. Н. Макарычев, Л. С. Атанасян.
2. Кузнецова Л. В., Суворова С. Б. и др. Сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Алгебра. М.: «Просвещение», 2014.
3. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация – «2014. Под редакцией Ф. Ф. Лысенко. Ростов-на Дону «Легион».
4. Виленкин, Н. Я., Сурвилло, Г. С., Симонов, А. С., Кудрявцев, А. И. Алгебра. 8, 9 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006.
5. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов: учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – 3-е изд. – М.: Просвещение 2010.