1 января- 25 февраля 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf
НАША КОМАНДА: "ЭНТУЗИАСТЫ"
1.БАХТЕЕВА ДИАНА -5 КЛАСС
2.РОГОВА ОКСАНА - 6 КЛАСС
3.СОЛОВЬЁВА АННА - 7 КЛАСС
НАШ ДЕВИЗ: "ПУНКТУАЦИЮ МЫ ЗНАЕМ, ЗНАКИ ЧЁТКО РАССТАВЛЯЕМ!"
НАША ШКОЛА: МБОУ "ЭНТУЗИАСТСКАЯ ШКОЛА им.В.И.ШИБАНКОВА"
НАШИ НАСТАВНИКИ:
КАНДРАШКИНА А.Е., СОМОВА С.А., ШЕФЕР Т.В - учителя русского языка и литературы
1. Вхождение в тему. 1 - 31 января 2018 года. Ссылки на источники:
1.https://www.liveinternet.ru/community/3299606/post314556333/ о том, как человек потерял знаки препинания
2. http://gigabaza.ru/doc/19044.html учебники и пособия для подготовки к олимпиадам по русскому языку
3. https://sheba.spb.ru/shkola/ru-punktua1995-98.htm секреты пунктуации
При помощи знаков можно выразить не только тот или иной смысл, но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Так, если вы пишете о ком-нибудь, что он умница, выделяя это слово кавычками, сразу становится ясно, что вы не уверены в высоких умственных способностях этого человека. Эти примеры показывают, насколько обогащает возможности письменной речи хорошее знание пунктуации. Письменная речь без знаков препинания или при неправильном, неполном, неточном их использовании очень трудна для понимания. Умение ставить знаки дается нелегко, так же как нелегко дается и весь процесс письменного выражения своих мыслей. Но вам ясно, что нашу жизнь сегодня невозможно даже представить себе без письменной речи. Письменная речь воплощает в себе все, чем богата жизнь: она приносит и новые знания, и опыт мудрости, и добрый привет близких людей, находящихся в разлуке с нами. Благодаря письменной речи человеческий опыт не пропадает, а копится и передается из поколения в поколение. Иначе человеческая культура не могла бы развиваться.
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%80%D0%B2%D0%B5_%D0%91%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BD несуществующие знаки препинания (Жан-Пьер Эрве-Базен)
2.Обобщение знаний о знаках препинания. 1 –20 февраля 2018 года.Ссылки на источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BA%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F Википедия Знаки препинания
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/part-059.htm Валгина НС Синтаксис современного русского языка
http://scicenter.online/russkiy-yazyik-scicenter/112-znaki-prepinaniya-68433.html Знаки препинания и их функции
https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania памятка о знаках препинания
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/03/26/funktsii-znakov-prepinaniya функции знаков препинания
КОНСПЕКТ.
В русском языке 10 знаков препинания. Они играют важную роль, позволяют правильно понять письменную речь, обеспечивают понимание смысла высказывания и эмоциональных оттенков предложения. Без знаков препинания текст был бы набором слов. У них разнообразный круг употребления. Нужно знать пунктуационные правила.
Функции знаков препинания
1.Смысло-различительная (помогают правильно передать смысл высказывания; он придаёт однозначный смысл фразе; без них текст был бы равен неясному набору символов; они помогают нам сделать так, чтобы нас поняли однозначно правильно)
2.Интонационно-экпрессивная (пунктуация в конце предложения обозначает цель высказывания (сообщение, вопрос или побуждение к действию) и интонацию речи, т.к. знаки препинания расставляют и эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и др.)
Виды знаков препинания
1. Знаки завершения (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, сочетание знаков: вопросительного с восклицательным; вопросительного знака с многоточием; восклицательного знака с многоточием). Смысл употребления: а) помогают обозначить завершенность, законченность фразы, выражения; б) однозначно передать смысл высказывания (повествование о чем-либо, вопрос, обращенный к кому-либо, побуждение к действию) , т.е. обозначить интонацию, расставить эмоциональные акценты: восхищение, недовольство, радость, удивление и прочее.
2.Знаки разделения (запятая, двоеточие, точка с запятой, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
3.Знаки выделения (запятая, кавычки, скобки, тире). Смысл употребления: помогают расставить смысловые акценты на слове или фразе в предложении.
3. Систематизация знаний о знаках препинания. 1 –20 февраля 2018 год.
Примеры постановки знаков препинания из текста «Малиновая вода»
(И.С.Тургенев, сборник «Записки охотника»)
Пунктуационные знаки
|
Употребление
|
Примеры формулировок в сочинении
|
Точка
|
Знак завершения. Точкой однозначно обозначается конец предложения, в котором повествуется о чем-либо. Она указывает на независимость завершенного высказывания.
|
«В начале августа жары часто стоят нестерпимые». Точка обозначила конец предложения.
|
Многоточие
|
Знак завершения. Во-первых, оно однозначно указывает на конец высказывания, которое могло бы быть продолжено. Во-вторых, обозначает некое раздумье, размышление автора речи, может свидетельствовать о неполноте информации, недосказанности, стремлении умолчать что-либо или о неуверенности пишущего. В-третьих, многоточие ставится и тогда, когда нужно обозначить неожиданный переход от одного высказывания к другому. В четвертых, многоточием обозначается пропуск в речи (например, при цитировании).
Кроме того, многоточие ставится для указания на перерывы в речи, на заминки, вызванной различными причинами (волнением, например).
|
«На другом берегу кто-то затянул песню, да такую унылую...» Многоточие указывает, что автор размышляет, пытается подобрать нужные слова, чтобы продолжить свою речь.
|
«Ну, вот видите... Степа, дай-ка червяка...» В конце обоих высказываний стоит многоточие. С одной стороны, этот знак обозначает конец завершенного высказывания, отделяет одну мысль от другой. С другой стороны, многоточием обозначается неожиданный переход от одного высказывания к другому, быстрая смена событий.
|
«Ты бы... того...– заговорил внезапно Степушка» Автор поставил многоточие неслучайно. Этим пунктуационным знаком обозначен перерыв речи, заминка героя, видимо, размышляющего.
|
Восклица
тельный знак
|
Знак завершения. Во-первых, им однозначно обозначается автономность, независимость, конец высказывания, в котором повествуется о чем-либо или кто-либо призывается (побуждается) к действию. Во-вторых, им расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью восклицательного знака мы доносим и то чувство, с которым хотели бы произнести фразу (восторг, удивление, недовольство, сомнение и проч.). Знак свидетельствует об эмоциональной напряженности, эмоциональной окрашенности речи.
|
«А всё-таки хорошее было времечко! — прибавил старик с глубоким вздохом, потупился и умолк». Герой с сожалением замечает, что настало другое время. Его эмоциональное состояние подчеркивает восклицательный знак в конце предложения.
|
Вопросительный знак
|
Знак завершения. Во-первых, он однозначно указывает на конец высказывания, заключающего в себе прямой вопрос. Во-вторых, он обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная).
Может ставиться и для выражения сомнения или недоумения.
|
«Что ж ты, теперь домой идешь?» Здесь звучит прямой вопрос. Законченное высказывание ожидает ответа.
«А, Степа? Что ты, заснул, что ли? Степушка встрепенулся». Вопросительная интонация предложения, указывающая на состояние героя: он задумался, а вопрос его выводит из оцепенения.
|
«Э, Влас? — вскрикнул Туман, вглядевшись в него». Читая это предложение, мы понимаем, что герой высказывания сомневается, несколько неуверен в приводимом факте.
|
Запятая
|
Во-первых, это знак разделения. Разделяет: а) однородные члены предложения, при этом обозначает их границы; этот знак ставится при перечислении действий, предметов, признаков и проч.; б) простые предложения в составе сложного со значением перечисления, разграничивает его части. Во-вторых, это знак выделения. Запятыми выделяются обособленные определения и обстоятельства (в т.ч. причастные и деепричастные обороты), вводные слова и предложения, обращения, междометия, уточняющие и пояснительные члены предложения. Т.о., запятая служит для обозначения границ смысловых отрезков, которые осложняют простое предложение.
|
«Я напился, прилег в тень и взглянул кругом». Здесь перечисляются однородные члены предложения – сказуемые. Границы между ними обозначают запятые.
|
Два простых предложения в составе сложного бессоюзного разделены запятой: «Я добрался до ключа, на траве лежала черпалка из бересты, оставленная прохожим мужиком на пользу общую». Знак препинания указывает на границы частей сложного предложения, обозначает их автономность, независимость. Есть ещё причастный оборот.
«У залива, образованного впадением источника в реку и оттого вечно покрытого мелкой рябью, сидели ко мне спиной два старика». Причастный оборот.
|
«Здорово, Михайла Савельич, — проговорил мужик, подходя к нам, — издалеча». Запятая здесь употреблена неслучайно. Ею обособлены: обращение, деепричастный оборот.
|
Двоеточие
|
Знак разделения. Во-первых, разделяет простые предложения в составе сложного, при этом второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, поясняет или изъясняет что-либо. Во-вторых, употребляется после обобщающего слова перед однородными членами. При этом обобщающее слово включает в себя все лексическое значение ряда однородных членов, которые его конкретизируют. В-третьих, двоеточие разделяет слова автора и собственно прямую речь.
|
Рассмотрим предложение: «В товарище Степушки я узнал тоже знакомого: это был вольноотпущенный человек графа Петра Ильича ***, Михайло Савельев, по прозвищу Туман». Это законченное высказывание. Оно представляет собой бессоюзное сложное предложение. В нем две части, причем вторая поясняет причину того, о чем говорится в первой. Граница между двумя простыми предложениями обозначена двоеточием.
|
В этом простом предложении перечисляются однородные члены. Обобщающее слово «отвесное». «Всякий человек имеет хоть какое бы то ни было положение в обществе, хоть какие-нибудь да связи; всякому дворовому выдается если не жалованье, то по крайней мере так называемое «отвесное»: Степушка не получал решительно никаких пособий, не состоял в родстве ни с кем, никто не знал о его существовании».
|
В тексте есть предложение с прямой речью. «Я хозяину-то его говорю: «Я, мол, Филиппов отец»; а он мне говорит: «А я почем знаю? Да и сын твой ничего, говорит, не оставил; еще у меня в долгу»». Оно состоит из слов автора текста и прямой речи, принадлежащей герою. Между этими высказываниями ставится двоеточие, обозначающее их разделение.
|
Точка с запятой
|
Знак разделения. Точка с запятой ставится между простыми предложениями в составе сложного бессоюзного со значением перечисления, если в одном из простых предложений уже есть запятая (т.е. части предложения уже распространены однородными или обособленными членами, вводными словами, обращениями, уточняющими членами и т.д.).
|
Автор использует точку с запятой в предложении: «Из уцелевших бревен на скорую руку сколотили избенку, покрыли ее барочным тесом, купленным лет за десять для построения павильона на готический манер, и поселили в ней садовника Митрофана с женой Аксиньей и семью детьми. Митрофану приказали поставлять на господский стол, за полтораста верст, зелень и овощи; Аксинье поручили надзор за тирольской коровой, купленной в Москве за большие деньги, но, к сожалению, лишенной всякой способности воспроизведения и потому со времени приобретения не дававшей молока; ей же на руки отдали хохлатого дымчатого селезня, единственную «господскую» птицу; детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей, что, впрочем, нисколько не помешало им совершенно облениться». Высказывание представляет собой бессоюзное сложное предложение. Оно состоит из двух независимых, самостоятельных частей. Второе простое предложение осложнено деепричастным оборотом, который обособляется. Следовательно, между частями сложного предложения поставлен точка с запятой.
|
Тире
|
Знак разделения. Во-первых, ставится в бессоюзном сложном предложении в случаях: а) первая часть имеет значение времени или условия, б) вторая часть указывает на следствие, результат, б) содержание частей противопоставлено. Во-вторых, тире разделяет прямую речь от слов автора (вместе с запятой, восклицательным или вопросительным знаком), обозначая конец чужих слов и начало высказывания, указывающего на того, кто является их автором. В-третьих, оно может разделять пояснительные члены предложения. В-четвертых, тире употребляется на месте пропуска связки между подлежащим и сказуемым (неполнота информации). В-пятых, этот знак стоит перед репликой при передаче диалога. В-шестых, после однородных членов предложения перед обобщающим словом тоже ставится тире.
|
Перед нами бессоюзное сложное предложение: «Плясать пустятся — до зари пляшут, и всё больше лакосез-матрадура...» В нем две части (простые предложения), причем первая из них указывает на время, когда будут происходить предполагаемые события. Поэтому внутри сложного предложения между относительно самостоятельными высказываниями ставится тире.
|
Тире употреблено в предложении № 17: «Солнце дымное встает – будет день горячий.» Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из двух простых, представляющих законченные высказывания. Вторая часть указывает на следствие (результат). Поэтому между простыми предложениями ставится тире.
При оформлении диалога.
— Что ж ты, теперь домой идешь?
— А то куда? Известно, домой. Жена, чай, теперь с голоду в кулак свистит.— Да ты бы... того... — заговорил внезапно Степушка, смешался, замолчал и принялся копаться в горшке.
— А к приказчику пойдешь? — продолжал Туман, не без удивления взглянув на Степу.
— Зачем я к нему пойду?
|
Кавычки
|
Во-первых, кавычки употребляются при цитировании, чтобы указать, что данное высказывание (законченное или часть его) принадлежит какому-либо лицу или является выдержкой из какого-либо источника. Во-вторых, в кавычки заключается прямая речь, переданная от лица ее автора. В данных случаях кавычки обозначают смену автора высказывания. В-третьих, кавычками выделяются слова, употребленные в необычном, условном или ироническом значении.
|
«Я хозяину-то его говорю: «Я, мол, Филиппов отец»». Цитирование-пересказ от чужого лица, тем самым обозначается смена автора речи.
|
««Слушаю, ваше сиятельство»». Прямая речь в кавычках, без слов автора.
«Кое-как дотащился я до речки Исты, уже знакомой моим снисходительным читателям, спустился с кручи и пошел по желтому и сырому песку в направлении ключа, известного во всем околотке под названием «Малиновой воды».» Название ключа в кавычках (имя собственное)
Ироническое значение: «чистить охотнику шпоры». «В это время, от двенадцати до трех часов, самый решительный и сосредоточенный человек не в состоянии охотиться и самая преданная собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть вдет за ним шагом, болезненно прищурив глаза и преувеличенно высунув язык, а в ответ на укоризны своего господина униженно виляет хвостом и выражает смущение на лице, но вперед не подвигается.»
|
Скобки
|
Знак выделения. Употребляется, когда мы желаем пояснить, уточнить что-либо, внести в высказывание добавочную информацию.
|
«... Э... э... э... попался, брат! (Старик вытащил из воды небольшого окуня.) На-ко, Степа». Уточняющие члены предложения, вносящие необходимую информацию, заключены в скобки.
|
Сочетание восклицательного знака с многоточием
|
Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, расставляется эмоциональный акцент, т.к. с помощью в.з. мы доносим и то чувство, с которым мы произносим фразу, а многоточием указываем на некое раздумье, размышление автора речи, оно может свидетельствовать о недосказанности, стремлении умолчать что-либо или быстром переходе от одного высказывания к другому (ставится в конце абзаца).
|
В тексте этом нет, но можно поставить в этом предложении: «Девка была простая, ситовского десятского дочь, да такая злющая!...»
|
Сочетание вопросительного знака с многоточием
|
Сочетание знаков завершения. Во-первых, им (сочетанием) однозначно обозначается конец высказывания. Во-вторых, в.з. обозначает интонацию, с которой следует произносить предложение (она вопросительная). В-третьих, автор, сочетая в.з. с многоточием, указывает и на некое раздумье, размышление, недосказанность.
|
«Зачем я к нему пойду?..»
|
4. Практическая часть. 1 –20 февраля 2018 года.
Сочинение-рассуждение по высказыванию Н.С.Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной — с помощью знаков препинания»..
Н.С.Валгина указывает на то, что в устной речи мы используем паузы и логические ударения, а в письменной – нам помогают это сделать знаки препинания. Мы, совершенно, согласны с её мнением. Примеры приведём из произведения И.С.Тургенева «Малиновая вода» (сборник «Записки охотника»).
В тексте представлены смысло-различительные и интонационно-экспрессивные функции знаков препинания. Первые помогают правильно передать смысл предложения и придают ему однозначный законченный смысл. При помощи вторых мы задаём вопрос, побуждаем к действию, выражаем интонацию речи: восхищение, недовольство, радость, удивление. Предложения: «В начале августа жары часто стоят нестерпимые» и «Именно в такой день случилось мне быть на охоте» – заканчиваются точкой (знаком завершения), которая обозначает их завершённость. Идёт понижение голоса. В тексте много вопросительных предложений, через которые автор доносит читателю эмоциональное состояние героев: «Что ж ты, теперь домой идешь?» - задаёт вопрос, «А, Степа? Что ты, заснул, что ли?» - выводит из задумчивости, «Э, Влас?– вскрикнул Туман, вглядевшись в него» - старается узнать. Используя кавычки, И.С.Тургенев помогают расставить смысловые акценты на фразе «собака начинает «чистить охотнику шпоры», то есть идёт за ним шагом».
Итак, мы доказали то, что «в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания».
Команда "Энтузиасты"
5.Информационная пропаганда. 1 –20 февраля 2018 года.
6. Рефлексия. 20-25 февраля 2018 года.
Рефлексия:
1. Почему я выбрал этот проект?
2. Что в нем было самого необычного? Банального?
3. Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
4. Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
5. Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
6. Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
7. Если бы я был организатором этого проекта, то…
Соловьёва Анна – 7 класс.
Выбрала этот проект! Почему?
Русский язык изучать я люблю!
Так необычно было сначала,
Когда я ссылки к проекту искала.
Слово «банально» совсем не годится,
Ведь многому можно здесь научиться.
Притчи, рассказы, сказки, газета,
Знак предложения – песенка спета.
Каждая функция – это награда.
Трудно запомнить – выучить надо!
В новом рассказе примеры искала:
Запомнила лучше и грамотней стала.
Ребята! Участвуйте в конкурсах ОК –
Этот проект мне очень помог.
Всем организатором спасибо большое –
Вы развиваете знанья и волю!
За консультации спасибо учителю,
команде своей и ,конечно, родителям.
В следующих проектах буду участвовать снова.
С уважением ко всем: Анна Соловьёва.
Бахтеева Диана:
«Я выбрала этот проект, потому что он необычный: особенно понравилось название. Так захотелось узнать подробно, что же за знаки «тормозят нашу речь»? Прочитала с большим удовольствием произведение И.С. Тургенева «Малиновая вода». Особенно запомнилось оформление газеты.
Самая БОЛЬШАЯ трудность – надо было «заставить» себя взять в руки книгу. Скучно не было совсем. Работали сплочённо, каждая старалась предложить свою идею, и это нашло отражение в примерах, которые подобрали из текста.
Ребята, участвуйте в конкурсах, раскрывайте свои таланты, знакомьтесь с новыми людьми по ту сторону экрана. Если бы я была организатором проекта, то предложила бы общую страничку рефлексии. Спасибо всем за организацию проекта, особенно нашим педагогам».
Рогова Оксана:
Это случилось зимним вечером. Вдруг моя речь стала тормозить. Что это? Оказалось, нужны были специальные знаки, чтобы не просто говорить, а петь! Я отправилась со своими подружками в интересное путешествие – проект «Нотные знаки на письме или тормоза для речи», вооружившись путеводным девизом: «Пунктуацию мы знаем, знаки чётко расставляем!»
И вот наше первое препятствие, которое можно преодолеть, если вместе войдём в тему. Здесь обратили внимание на несуществующие знаки Эрве-Базена. На второй станции изучили функции десяти ЗП. Остановились, экспрессивно и со смыслом улыбнулись, потом отправились в библиотеку за «Малиновой водой». Вкуууууусно! И информационно! Чтобы справиться с практическим написанием сочинения, решено было обратиться к «гуру» русского языка – нашим преподавателям. Помогли, объяснили. Мы оказались в стране «Рисовалии». Здесь каждый приложил свою руку: получилось пунктуационное солнышко, просто «Луч света в царстве Синтаксиса». Так постепенно добрались до истины: без знаков препинания нельзя понять ни одного текста.
Ребята, присоединяйтесь к нашей команде! Здесь интересно, позитивно и дают много знаний. Спасибо за проект!
|
На: НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ. команда ЭНТУЗИА
Интересный конкурс. Задания нужные, пригодятся при подготовке к ОГЭ и переводной аттестации. Спасибо!!!!!
Минус: страничка ОЧЕНЬ ДОЛГО загружается(((((((.
сомишна
На: НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ. команда ЭНТУЗИА
Это наш блог: http://www.openclass.ru/node/533989, почитайте рефлексию.
сомишна
На: НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ. команда ЭНТУЗИА
Молодцы!
На: НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ. команда ЭНТУЗИА
сомишна