Участник: Балашов Сергей, ученик 8б класса филиала ГКОУ МО ВСОШ № 18 (г. Мурманск)
Руководитель: Коломиец Светлана Георгиевна, учитель русского языка и литературы филиала ГКОУ МО ВСОШ № 18 (г. Мурманск)
ЭТАПЫ ПРОЕКТА |
ДЕЙСТВИЯ |
РЕЗУЛЬТАТ |
ИСТОЧНИКИ |
1. Вхождение в тему |
Познакомиться с историей появления знаков препинания и составить конспект |
Конспект "История пунктуации" |
1. Светлова Н.А. Занимательная лингвистика [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
2. Л. Фёдорова Точка, точка, запятая (Из истории пунктуации) // Интернет-журнал «Филолог», № 10, 2010 [электронный ресурс] Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_10_180
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания |
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания. Составить конспект. |
|
1. Баранов М.Т, Костяева Т.А, Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. - М.: Просвещение, 2011
|
3. Систематизация знаний о знаках перпинания |
Составить опорную таблицу "Функции знаков препинания",используя примеры из романа И.С. Тургенева "Отцы и дети" |
Функции знаков препинания |
Знак препинания |
Условия постановки знака препинания |
Примеры из повести "Ася" |
ЗНАКИ ЗАВЕРШЕНИЯ |
Точка |
Повествовательное или побудительное предложение, если в нем не выражено эмоции.
|
Может быть, не всякий знает, что такое коммерш. |
Вопросительный |
В предложениях, содержащих вопросительную интонацию. |
Уж не пойти ли к ним? |
Восклицательный |
В конце любого предложения ставится восклицательный знак, если в них выражено чувство. |
Ася, полно ежиться! |
Многоточие |
Конец предложения, если пишущий делает большую паузу. |
Я чувствовал себя счастливым... |
РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ |
Многоточие |
Логическая пауза с последующей сменой мысли. |
Я начал думать... думать об Асе. |
Запятая |
Ставится при однородных членах предложения с союзной и бессоюзной связью |
Ася сперва все только шныряла мимо нас, потом вдруг остановилась, приникла ухом, тихонько подсела ко мне и прослушала чтение до конца. |
Разедляет части сложного предложения (сложносочиненного, сложноподчиненного или бессоюзного) |
Гагин объявил нам, что пойдет сегодня рисовать этюд с натуры |
При прямой речи, стоящей перед словами автора |
Ты все узнаешь от Якова, - прибавил он. |
Тире |
Между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки. |
Поживите - узнаете. |
Части бессоюзного сложного предложения. |
Бодро шел я по знакомой дороге, беспрестанно посматривая на издали белевший домик, я не только о будущем - я о завтрашнем дне не думал |
Прямая речь и слова автора |
Я все буду делать, что вы мне скажете, - прибавила она, с невинной доверчивостью обратясь ко мне. |
При диалоге. |
- И вам не скучно было без нас? -- начала Ася.
- А вам без меня было скучно? -- спросил я.
|
Точка с запятой |
Части сложного предложения |
Я воображаю, что я скоро умру; мне иногда кажется, что все вокруг меня со мной прощается. |
Двоеточие |
Части бессоюзного сложного предложения |
Ступайте, говорит, к вашей сестре: с ней что-то худо |
Прямая речь и слова автора |
Она сошла вниз, на минутку, с повязанным лбом, бледная, худенькая, с почти закрытыми глазами; слабо улыбнулась, сказала: "Это пройдет, это ничего, все пройдет, не правда ли?" - и ушла. |
ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ |
Запятая |
При уточнении, пояснении. |
Мне показалось даже, что она, по обыкновению своему, собралась было бежать, но сделала усилие над собой - и осталась. |
Вводные конструкции, вводные слова. |
С другим я, вероятно, не решился бы... так прямо... |
Обращения. |
Ася, довольно тебе? |
Зависимая часть сложноподчиненного предложения. |
Она бросилась мне на шею и начала умолять меня увезти ее как можно скорее, если я хочу, чтобы она осталась в живых... |
Обособленные члены предложения (причастные, деепричастные обороты и т.д.) |
Я узнал, что Гагин, путешествуя, так же как и я, для своего удовольствия, неделю тому назад заехал в городок Л., да и застрял в нем. |
Тире |
Вставные предложения |
Я еще не смел называть его по имени, - но счастья, счастья до пресыщения - вот чего хотел я, вот о чем томился...
|
Слова автора внутри прямой речи |
Нет, - продолжал он, не обращая внимания на мое замешательство, - она точно мне сестра, она дочь моего отца. |
Скобки |
Вставные предложения |
Через низкие ворота города (старинная стена из булыжника окружала его со всех сторон, даже бойницы не все еще обрушились) мы вышли в поле и, пройдя шагов сто вдоль каменной ограды, остановились перед узенькой калиткой. |
Квычки |
Прямая речь |
"Что же это значит? -- спросил я самого себя. -- Разве я не влюблен?" |
Слова, употребленные в необычном значении |
На следующее утро опять я пошел в Л. Я уверял себя, что мне хочется повидаться с Гагиным, но втайне я хотел посмотреть, что станет делать Ася, так ли она будет "чудить", как накануне. |
|
Повесть "Ася": http://az.lib.ru/t/turgenew_i_s/text_0110.shtml |
4. Практическая часть |
Написать сочинение-рассуждение по понравившемуся высказыванию |
Сочинение-рассуждение по высказыванию «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей».
В русском языке есть знаки препинания, о которых все прекрасно знают. Это точка, многоточие, запятая и дрцгие. Как известно, всего их десять. Но есть и такие знаки препинания, о которых сразу и не догадаешься, что на самом деле это знак препинания. Среди таких малоизвестных знаков - это абзац. И если хорошенько подумать, то станет ясно, что абзац - это не просто отступ в начале строки а самый что ни на есть знак препинания!
Зачем же нужен абзац? Какие функции он выполняет? Конечно, употребление абзаца в тексте помогает автору расставить определенные смысловые, выделить наиболее важные мысли. Например, предложения 44-50 автор текста Яковлев выделяет в отдельный абзац, чтобы выделить в отдельную микротему (где похоронена его мама).
Чаще всего абзацы мы привыкли видеть большими, то есть состоящие из нескольких предложений, но бывает и так, что даже одно предложение может быть выделено в абзац. Для чего автор это делает? Автор это делает для того, чтобы обратить внимание читателя на какую-то наиболее важную мысль всего текста. Например, предложение 6 в тексте Ю. Яковлева выделено в отдельный абзац. Я думаю, что автор это сделал для того, чтобы обратить внимание на мысль, что родная земля всегда оберегала его, но был всего один случай, когда этого не случилось.
Абзац также ставится тогда, когда оформляется реплика или реплики персонажей. Такое условие постановки абзаца можно наблюдать в предложении 27 или 33.
Абзацы нужно уметь расставлять как и все знаки препинания, потому что грамотное деление текста на абзацы помогает его лучшему осмыслению и восприятию.
|
|
5. Информационная пропаганда |
Выпустить информационную газету |
Ссылка на газету: http://wikiwall.ru/wall/c956e4ed693c2aac2578ce0fd697e0c2/424f099b43a7604d5afdfe1c11ee3b66#
|
|
6. Рефлексия |
Ответить на вопросы анкеты |
Участвовать в этом проекте мне было не только интересно, но и полезно! Во-первых, я повторил для себя функции знаков препинания. Во-вторых, я открыл для себя необыкновенный мир истории знаков препинания, откуда они появились. А в-третьих, я попробовал свои силы в написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и это мне нужно для того, чтобы в дальнейшем сдать успешно экзамен по русскому языку, хотя задача эта была довольно непростая. |
|
|