Радаева Ольга, Барабаш Анжелика, обучающиеся 7А класса МАОУ СОШ № 26 г.Балаково
Руководитель - Погодина Марина Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №26 г. Балаково
1 января- 25 февраля 2018 года
ПОЛОЖЕНИЕ НОТНЫЕ ЗНАКИ НА ПИСЬМЕ или ТОРМОЗА ДЛЯ РЕЧИ.pdf
ВЫБОР ТЕМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА
Все ли функции знаков препинания в письменной речи мы знаем?
|
Этапы проекта
|
Действия
|
Результат
|
1. Вхождение в тему
1 - 31 января 2018 года
|
Познакомиться с историей появления знаков препинания (Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение, 1986. ; Каневский А., О пользе знаков препинания. М, «Планета», 2010)
А сколько всего знаков препинания ? 10? Хотя… http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html
Было время, когда ни о каких знаках препинания, пишущие не думали – их просто не было.
Древние тексты представляли собой просто непрерывный поток букв, без каких-либо правил переноса, пробелов, пунктуации. Только с возникновением книгопечатания (XV–XVI вв.) всё меняется коренным образом. С переходом от рукописной книги к печатной, пунктуация вступает в совершенно новый этап.
Начало научному изучению пунктуации было положено М. В. Ломоносовым в «Российской грамматике». Сегодня мы с вами пользуемся «Правилами орфографии и пунктуации».
|
1. Гольцова Н.Г.Из истории знаков препинания//, http://www.znaki-pr.ru/texts/history_of_punctuation_marks.html (Источник: Сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку )
2. http://www.svetozar.ru/index/id/61804/index.html - о знаках препинания
https://ru.wikipedia.org/wiki
3. https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/05/28/istoriya- vozniknoveniya-znakov-prepinaniya
4. http://origin.iknowit.ru/paper1234.html - происхождение знаков 5. https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2011/11/08/iz-istorii-russkoy-punktuats – о происхождении знаков
6. http://origin.iknowit.ru/paper1234.html
7. https://scientificrussia.ru/articles/10-faktov-o-znakah-prepinaniya - 10 фактов о знаках препинания
8. Граник Г. Г., Бондаренко С. М.- Секреты пунктуации.
9. Каневский А., -О пользе знаков препинания.
|
2. Обобщение знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Узнать, какие функции выполняют знаки препинания.
Знаки препинания — элементы письменности, выполняющие вспомогательные функции разделения смысловых отрезков текста, предложений, словосочетаний, слов, указания на грамматические и логические отношения между словами, указания на тип предложения, его эмоциональную окраску, законченность, а также некоторые иные функции.
В русском языке знаки препинания выполняют такие функции как:
- Разделительная
- Выделительная
- Эмоционально-экспрессивная
- Смыслоразличительная
|
Интернет источники и литература:
https://www.turbotext.ru/info/tests/90205/ - роль знаков препинания в письменной речи
https://otvet.mail.ru/question/41024341 - функции каждого из знаков
https://www.tutoronline.ru/blog/otdeljajuwie-znaki-prepinanija- отделяющие знаки препинания
-https://m.traktat.com/company/language/russkiy-yazyk/znaki-prepinaniya-v-konce-predlozheniya знаки препинания в конце предложения
|
3. Систематизация знаний о знаках препинания
1 –20 февраля 2018 года
|
Составить опорную таблицу «Функции знаков препинания», используя в качестве примеров, иллюстрирующих функции знаков препинания, тексты Ивана Тургенева (в 2018 году 200-летний юбилей со дня рождения)
5-7 класс - "Муму", "Записки охотника"
http://ilibrary.ru/text/1250/p.1/index.html - И. С. Тургенев. Муму
http://ilibrary.ru/text/1204/p.1/index.html - И. С. Тургенев. Записки охотника
https://sites.google.com/site/slovo12345/pamatka-o-znakah-prepinania - памятка о знаках препинания
http://www.orfo.ru/tutorial/html/spel_punct.htm - о каждом знаке.
|
Знак
|
Его роль
|
Пример
|
Точка
|
Разделительная. Деление текста на предложения.
|
Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Запятая
|
1.Разделение в тексте на несколько простых предложения в одном сложном. Разделение однородных членов предложения.
2. Выделение:
деепричастных оборотов.
причастных оборотов,
приложений
|
1. Калиныч вошел в избу с пучком полевой земляники в руках, которую нарвал он для своего друга, Хоря. (И.С Тургенев «Записки охотника»)
2. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Восклицательный знак
|
Эмоционально-экспрессивная, передача настроения и соответствующей интонации.
|
Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений — бог его знает! (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Вопросительный знак
|
Эмоционально-экспрессивная,
передача настроения и соответствующей интонации.
|
Не женить ли нам его, как ты думаешь? (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Тире
|
1.Выделение.
Выделение обособлений.
Выделение слов и сочетаний.
Выделение при прямой речи.
2. Разделение.
обозначает пропуск сказуемого в предложении.
отделяет однородные члены от обобщающего слова.
|
Он перебирал всё по порядку: «Что, у них это там есть так же, как у нас, аль иначе?.. Ну, говори, батюшка, — как же?..» — «А! ах, господи, твоя воля!» — восклицал Калиныч во время моего рассказа
(И.С Тургенев «Записки охотника»)
2. На пороге избы встретил меня старик — лысый, низкого роста, плечистый и плотный — сам Хорь
|
Двоеточие
|
1.Смыслоразличительная. разъясняет.
2.Разделительная. разделяет слова автора от прямой речи.
|
1. Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских — они его побаивались, — а коротких: он считал их за своих. (И.С. Тургенев «Муму»)
2. отвернулся и промычал еще раз: «Муму!» — Муму не отозвалась. (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Многоточие
|
Эмоционально-экспрессивная.
указывает на паузу. Значение недоговоренности, незаконченной мысли.
|
А что касается в соображении до пьянства, то и в этом случае виноват не я, а более один товарищ; сам же меня он сманул, да и сполитиковал, ушел то есть, а я... (И.С. Тургенев «Муму»)
|
Кавычки
|
Выделительная.
Название чего-либо. Иронический смысл.
|
«Вишь, глухой чёрт, леший!» — пробормотали все вполголоса, а кастелянша встала да ушла в девичью.
(И.С. Тургенев «Муму»)
|
Скобки
|
1.Эмоционально-экспрессивная.
Двойное значение слов или ироническое значение.
2.выделительная. вставные и вводные конструкции
|
От Крымского брода он повернул по берегу, дошел до одного места, где стояли две лодочки с веслами, привязанными к колышкам (он уже заметил их прежде), и вскочил в одну из них вместе с Муму.(И.С. Тургенев «Муму»)
|
|
4. Практическая часть
1 –20 февраля 2018 года
|
№6
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н. С. Валгиной: «Многоточие — частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».
|
(1)Веньке здорово не повезло с именем — Вениамин! (2)И на имя-то не похоже! (3)Прямо лекарство какое-то, вроде антигриппина. (4)Или вот цветок ещё есть такой — бальзамин. (5)А Веня — это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… (6)Кошмар какой-то! (7)Мама дома иногда называет его ещё и Веником. (8)Венька всегда зажмуривается, когда это слышит. (9)Но не станешь же объяснять маме, что это его раздражает и звук этого «Веника» для него всё равно что скрежет железа по стеклу.
(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…
(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.
(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.
(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?
(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:
— (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!
(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг — это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.
(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:
– (27)Это тебе передача… от класса…
– (28)Вот что значит — друзья! — сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.
– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.
– (30)За что? — испугался Пашка.
– (31)Как это за что? (32)За твою руку.
– (33)Не может быть… я же сам виноват… — Пашка выглядел растерянным.
(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:
— (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.
— (36)Ну, дают! — разозлился Пашка. — (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!
(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.
(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:
— (42)А можно я с тобой сяду?
(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом — Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.
(По С. А. Лубенец) *
* Лубенец Светлана Анатольевна — современная детская писательница из Петербурга, пишет книги о подростках, о взаимоотношениях между ними, школьные истории самых обыкновенных и не совсем обычных ребят. Её серии «Только для девчонок», «Только для мальчишек», «Чёрный котёнок» пользуются большим спросом у читателей.
* Фонякова Элла Ефремовна (род. в 1934 г.) – петербургская писательница, чьи произведения посвящены ленинградской блокаде, с которой совпало детство автора..
|
|
|
|
Современный лингвист Н.С. Валгина писала: "Многоточие-это частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала ,интелектуальной напряжённости".Но так ли это на самом деле? С данным высказыванием мы можем согласиться, приведя примеры из подобных произведений, например о мальчике Вениамине, которому не повезло с именем.
Например ,в предложении под номер пять "А Веня-это ещё хуже :Веня ,племя ,бремя ,семя..." многоточие как бы продолжает предложение. С помощью него мы можем увидеть то, что на этом список примеров к имени мальчика не заканчивается.
В предложении под номером одиннадцать "Он просто был не таким как все ,он был особенным..." многоточие показывает эмоциональное состояние автора, некую печаль в его словах, как будто автор хотел передать нам особенности этого мальчика. В предложении двадцать семь "Это тебе передача....от класса..." многоточие показывает паузу в диалоге.
Из данных рассуждений мы можем согласиться с высказыванием Н.С. Валгиной.
|
5.Информационная прогпоганда
1 –20 февраля 2018 года
Выпустить информационную газету
|
6. Рефлексия
20-25 февраля 2018 года
|
- Почему я выбрал этот проект?
- Что в нем было самого необычного? Банального?
- Что было самым интересным в конкурсе? Что наиболее запоминающимся?
- Что в проекте было очень трудным? Как вы смогли ее преодолеть?
- Что в проекте вам совсем не понравилось, и вы считаете это скучным и обыденным?
- Что бы я сказал тем, кто не принял участие в конкурсе?
- Если бы я был организатором этого проекта, то…
Постарайтесь, чтобы вашу рефлексию было интересно прочитать и другим участникам. Ее вы можете написать в любом жанре. Это может быть рассказ «Как это было…», заметка «Моя маленькая победа», сказка, стихи, фельетон, ода и т.д. Постарайтесь разобраться в себе, в своих ощущениях от участия в проекте. Раскройте свои основные трудности и то, благодаря чему у вас все получилось. Опишите свое отношение к предмету проекта, самому проекту, работе клуба «Подросток» в целом.
|
блог
прислать отчёт на эл.почт Хребтищевой Елене
|
|
На: Радаева Ольга, Барабаш Анжелика
Газета получилась и театральная)))))). А это наша: http://www.openclass.ru/node/533577
сомишна
На: Радаева Ольга, Барабаш Анжелика